Как должен действовать умный избиратель
Три основные угрозы, против которых нужно выставить «фильтры»3 февраля Центральная избирательная комиссия завершила принимать документы от желающих баллотироваться на президентских выборах 31 марта. В последний день документы в ЦИК принесли 17 человек, включая действующего Президента Украины Петра Порошенко. В целом же в этот раз настоящий «кандидатский бум» — за весь период подачи документов выразили желание баллотироваться... 89 человек. На сегодняшний день зарегистрировано 28 кандидатов, и это уже рекорд за всю историю президентских выборов в Украине. Но даже это число не окончательное, ведь последний день принятия решений ЦИК о регистрации или отказе — 8 февраля.
Между тем, появились свежие социологические рейтинги. Сразу отметим, что ко всем опросам относительно электоральной поддержки кандидатов или партий необходимо относиться критически. Ведь часто подобные рейтинги используются избирательными штабами для формирования нужной поддержки у избирателей. Особенно когда идет речь о разных данных относительно одних и тех же кандидатов или партий. Вместе с тем, это не значит, что соцопрос нужно игнорировать.
Итак, готовность принять участие в голосовании на президентских выборах выразили 81% опрошенных (45% — однозначно готовы, 36% — скорее). Лидером президентского рейтинга является Владимир Зеленский, которого готовы поддержать 21,9% тех, кто определился с выбором и готов принять участие в голосовании. Юлию Тимошенко поддерживают 19,2% избирателей, Петра Порошенко — 14,8%, Юрия Бойко — 10,4%, Анатолия Гриценко — 8,4%, Олега Ляшко — 6,5%, Евгения Мураева — 3,4%, Андрея Садового — 2,4%, Александра Шевченко — 2,2%. Рейтинг других кандидатов — менее 2%.
Лидером антирейтинга по-прежнему остается действующий Президент Петр Порошенко. Половина опрошенных не проголосовали бы за него ни при каких обстоятельствах. За Юлию Тимошенко не отдали бы свои голоса почти 30% опрошенных, за Юрия Бойко и Арсения Яценюка — около четверти, Олега Ляшко — каждый пятый. Таковы результаты совместного опроса Центра «Социальный мониторинг», Украинского института социальных исследований им. О. Яременко, компании «Инфо Сапиенс» и Социологической группы «Рейтинг». Статистическая погрешность выборки составляет не более 1,0%. Опрос был проведен с 19 по 30 января.
Украинский избиратель стоит перед большим испытанием — сделать правильный выбор в сложных условиях. Ведь в современном мире много разных технологий и инструментов, которые позволяют навязывать этот «правильный выбор» относительно определенных кандидатов или партий. Причем используют их как «свои» политики, так и Кремль, который не упускает никакой возможности, чтобы дестабилизировать ситуацию в нашей стране. То есть наши избиратели — под двойным колпаком манипуляций. Не следует забывать и о том, что Украина уже пять лет пребывает в условиях войны. Как во всех этих реалиях сохранить трезвость выбора, который будет в пользу твоей стране?
«УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОСОЗНАТЬ, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ ПОД ИНФОРМАЦИОННЫМ МАНИПУЛЯТИВНЫМ ДАВЛЕНИЕМ»
Иван ХОМЯК, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии человека Житомирского государственного университета им. И. Франко (facebook.com):
— Человек — существо биосоциальное. Его социальность иногда может зло пошутить. Под давлением общества человек искаженно воспринимает реальность. Еще несколько веков назад это происходило спонтанно или в достаточно мелком масштабе. ХХІ век сделал искажения восприятия реальности высокотехнологичными и массовыми. Это в первую очередь основа маркетинга: не важно, что ты продаешь — важно, как; не важно, есть ли потребность в продукте, — важно создать эту потребность. Такие принципы попали в политику — особенно в избирательные технологии. Это также фундамент гибридной агрессии Московии против цивилизованного мира и его основ.
Исходя из вышесказанного, имея группу специалистов, немного денег и доступ к информационным ресурсам, можно сформировать большую группу граждан, которые будут восторгаться каким-то деятелем или ненавидеть его. Когда такого человека начинаешь спрашивать, какие конкретные претензии он имеет к политику, то изредка услышишь нормальные аргументы. Чаще мем-отмазки, которые идут вразрез с логикой и реальностью (олигархи, торговля на крови, Липецкая фабрика и тому подобное).
Каждый умный человек должен осознать, что он находится под постоянным информационным манипулятивным давлением. Не важно, пошел ли он на закуп в супермаркет, выбирает ли президента. Как же должен действовать умный человек? Он должен поставить объективные фильтры выбора, через которые не переступать, как бы этого ни хотелось и какие бы эмоции это ни вызывало.
Об этих фильтрах относительно выборов президента я буду пытаться писать по возможности в своих следующих заметках, а пока можете почитать книгу Фредерика Пола и Сирила Корнблата «Операция Венера».
«НА ЭТИХ ВЫБОРАХ МОГУТ БЫТЬ РЕШАЮЩИМИ ДОЛИ ПРОЦЕНТОВ»
Ирина БЕКЕШКИНА, директор фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива:
— Далеко не все кандидаты в президенты, которые официально подались в ЦИК, действительно считают, что они могут победить. Даже среди тех, кто набирает относительно неплохой процент рейтинга. Последние рассчитывают на будущие парламентские выборы. Лидерам политических партий необходимо «раскрутиться» и набрать хотя бы 5 процентов. Те, кто не является лидерами партий, но при этом могут набрать хотя бы 2 процента, стремятся попасть в те или иные политические силы и проекты. Не будем забывать, что каждый из кандидатов имеет право иметь своего представителя в избирательной комиссии. Таких представителей может быть не один и не два. 2,5 млн гривен — это не такая уж и большая цена за это. Есть и такие кандидаты, которые просто будут грубо работать против конкретного кандидата. Здесь может быть много манипуляций. В том числе для этого будут использоваться однофамильцы и тому подобное. На выборах могут быть решающими доли процентов.
Не стоит забывать, что политика отражает образ самого общества. Общество, которое способно вестись на популистские лозунги и обещания, само не создает соответствующего запроса для серьезных предвыборных программ. Предложение в итоге зависит от спроса.
Летом прошлого года в нашем опросе 62% ответили, что Украине нужны новые политические лидеры. Кто для общества может быть такими новыми лидерами? Только уже известные через телевидение лица. Этим и объясняется то, что Зеленский попадает в тройку лидеров среди опрашиваемых. Когда у меня спрашивают, у кого Зеленский забирает голоса, то я отвечаю, что ни у кого. Раньше в опросах побеждал «другой кандидат». Сейчас «другой кандидат» получает 2 процента. Кроме того, среди молодежи значительно выросло количество тех, кто собирается пойти на выборы.
«МЫ ИМЕЕМ САМЫЕ НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К КАНДИДАТАМ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ВЫБОРОВ»
Владимир ФЕСЕНКО, политолог:
— Кандидатов в президенты может быть до 40. Но уже даже сейчас установлен рекорд — 28 зарегистрированных кандидатов. В 2004 году было 26 кандидатов. Почему их так много? Есть несколько причин, которые сработали одновременно. Первая причина — это огромный кризис доверия к политическим элитам и традиционным политическим лидерам. Ни один из них не имеет уровня доверия более 25 процентов. Мы имеем самые низкие показатели уровня доверия к кандидатам за всю историю выборов. Это побудило значительную часть тех, кто хочет претендовать на президентскую булаву, попытать судьбу. Не будем забывать, что у нас достаточно людей, которые склонны к тщеславию и хотят, чтобы их заметили. Такие персонажи были всегда. Но главная часть кандидатов является лидерами политических партий. Многие такие кандидаты пытаются поднять рейтинги своих партий для того, чтобы эти партии преодолели 5%-й барьер. Кроме того, есть надежда, что этот барьер могут снизить. Некоторые кандидаты будут потом пытаться выгодно продать себя тем или иным политическим силам. В свое время, например, так сделала Наталия Королевская, которая подала свою кандидатуру на пост президента в 2014 году, а затем осенью договорилась с Оппозиционным блоком. Не исключаю, что и сейчас есть кандидатуры, которые потом будут себя предлагать тем или иным политическим силам как известных политиков, которые обращают на себя внимание. При этом не менее десятка кандидатов исполняет роль именно технических кандидатов. Стоит обратить внимание хотя бы на некоторые фамилии, которые похожи с лидерами гонки. Некоторые из технических кандидатов будут продавать места в избирательных комиссиях. Кроме того, есть достаточно специфические кандидаты, как, скажем, Роман Насиров. Очевидно, что его участие в предвыборной гонке связано с делом против него. Таким образом, по совету адвокатов, он будет пытаться связать это дело с якобы политическим преследованием. К сожалению, все это никак не связано с качеством предвыборных программ и мотивов.
Выпуск газеты №:
№20, (2019)Section
Подробности