Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как используют кризис?

Правительство имеет широкие возможности как реформирования, так и администрирования экономики
17 сентября, 00:00
Международные кредиторы выступают не против пенсий и субсидий, а против кредитования предприятий, расходов по целевым программам

Даже отпетые критиканы должны признать: правительство демонстрирует успехи в области психотерапии. Особенно удачно прошло «лечение» валютного рынка. После общих ограничений на покупку валюты, 5-процентной маржи и обязательной продажи валютной выручки экспортерами пациент почти не подает признаков жизни, зато, в отличие от российского рынка, не бьется в истерике. Таким образом, самый острый момент российского обвала переждали. Теперь время подумать о вечном. Государственные размышления должны олицетворить «антикризисные меры по финансовой стабилизации».

На них тем более стоит обратить внимание, чем вольготнее чувствует себя правительство в своих действиях. Очевидно, со стороны Банковой у Валерия Пустовойтенко сейчас «зеленая улица». Консультации между Верховной Радой и экономическим блоком правительства относительно плана антикризисных мер также пока больше сотрясают воздух, нежели КМ. Естественное любопытство депутатов удовлетворили, антикризисный план на пленарном заседании решили вообще не рассматривать и ожидать от правительства 35 законопроектов. Стойкая аллергия наблюдается, однако, на президентские указы. Но ведь для реализации правительственных планов есть малопрозрачный государственный бюджет и ведомственные нормативные акты. А при наличествующем уровне парламентского контроля над правительством ему практически развязали руки на ближайшую перспективу. Ну, а предприниматели и банкиры у нас далеко не олигархи. На внешние раздражители отечественный бизнес рефлексирует только в случае откровенного «наезда», наподобие избиения ЕЭСУ. Руководство УСПП предпочло переждать в отпусках обострение борьбы с неплательщиками налогов. Банкиры солидарно до слез конвертировали краткосрочные облигации на долгосрочные. А газотрейдеров ожидает перспектива превратиться в отделение «Нефтегаза Украины».

Сердцевина антикризисных мер — планы относительно увеличения поступлений и сокращения расходов государственного бюджета. Ничего особо нового в этих мерах нет. С одной стороны, речь идет об изменениях в налогообложении, с другой — о внедрении более жестких санкций к бюджетным должникам. Второе у правительства, как правило, получается более успешно. Реалистичными являются, развернутые под впечатлением грустных реалий России, планы сворачивания пирамиды ОВГЗ (хотя ОВГЗ почему-то продолжают продавать). Однако, успех акции уже почти не зависит от доброй воли украинского правительства. Относительно другого обещания международным кредиторам — уменьшения дефицита бюджета, самонадеяться не стоит. Однако, шанс для реформирования экономики, о котором так много сейчас говорится, действительно есть, и он лежит именно в плоскости сбалансирования бюджета. Как правительство будет добиваться увеличения совокупного валового продукта, а следовательно и базы налогообложения, антикризисный план не проясняет.

План по оптимизации сборов в бюджет — результат творчества Государственной налоговой администрации. Антикризисные меры КМ — еще одно свидетельство того, что ведомство Николая Азарова выдвинулось на центральную позицию в структуре исполнительной власти. Конкурировать с ГНА в области чрезвычайных мер и роста численности сотрудников может разве что МВД. То что в России считали амбициозными планами председателя Государственной налоговой службы Бориса Федорова, — объединение налоговой администрации и налоговой милиции, — в Украине самая банальная реальность. ГНА также уже имеет договоренности с НБУ о контроле продвижения счетов в отечественной банковской системе и дополнительно требует разработать порядок предоставления налоговой службе информации о движении средств на счетах резидентов, которые открыты в иностранных банках согласно лицензии НБУ. Подобное соглашение о взаимодействии имеют налоговики и с Таможенной службой. Без справки ГНА импортер уже и валюту купить не может. Это только начало. В перспективе готовятся сюрпризы в виде специальных мер по борьбе с созданием фиктивных предприятий и внедрением схем укрывательства прибылей. В ГНА уже существуют грубые отчеты о схемах избежания налогообложения в электроэнергетике, угольной отрасли и торговле нефтью и нефтепродуктами. Вообще, большая часть бюджетных документов и президентских указов также вынырнули из недр ГНА.

Кстати, стоит обратить внимание и на политический аспект усиления налоговиков. Где гарантия, что ГНА останется в стороне от будущей президентской кампании? Ненадежность местных руководителей уже почувствовал Кравчук в 1994 году. Складывается впечатление, что имеющиеся в наличии руководители местных властей подбирались без особых надежд в плане лояльности. А во время антидолговых акций правительство «давило» их не меньше чем руководителей предприятий. Так ищут не соратников, а «крайних». Похоже, стиль действующего гаранта — опираться не на местные власти, а на центральные подчиненные структуры.

Правительство также намерено максимально централизовать государственные поступления. Не зря Виктор Ющенко сетовал на заседании Верховной Рады на судьбу 10 млрд. грн., попадающих в бюджете на счета специальных фондов и программ, и на распределение коих премьер-министр и министр финансов даже не могут посягнуть. Обидно, ведь это почти треть бюджета. Поэтому внебюджетные фонды правительство железной рукой привлекает в лоно госбюджета. Какие бои титанов ожидаются по этому случаю в парламенте? Самое интересное, что против этих правительственных намерений восстанут и сами структуры исполнительной власти: у них грубо забирают часть доходов. В случае «прохождения» этого решения, средства сконцентрируются не просто в руках правительства, а в сфере контроля именно высших должностных лиц, круг избранных сужается. Удар по суверенности более мелкого чиновничества сразу повышает вес и возможность решать для ведущих должностных лиц. Это, по-видимому, и является провозглашенной административной реформой. Туда же, куда и фонды, полетят 50% поступлений от процедуры оценки качества, часть средств от продажи акций предприятий за компенсационные сертификаты и доходов от приватизации 8500 средних и крупных предприятий.

Под шумок российского кризиса есть надежда сбалансировать российское влияние на приватизацию украинских предприятий западными компаниями. Пока что эти планы не идут далее намерений перепродать привлекательные предприятия западным компаниям без участия традиционно более спорых россиян. Опыт уже есть. Хватание всего, что плохо лежит, отечественным директоратом уже имеет малоприятные последствия — производство угасает без инвесторов, а его привлекательность по степени изнашивания производственных фондов неуклонно падает. Спекуляции могут сорваться. К этому добавим страстное желание правительства получить средства от приватизации в бюджет, которое также не всегда содействует приходу стратегического инвестора, более склонного вкладывать деньги в работу самого предприятия, а не в борьбу с нашим бюджетным кризисом. При имеющихся в наличии условиях тендеров и аукционов большие шансы имеют финансовые спекулянты и конкурентные структуры, которые могут прибегать к расчленению предприятий ради устранения их с рынка.

Настоящей драмой, наверное, станет принятие в парламенте бюджетных расходов на 1999 год. Антикризисные меры высказываются на эту тему только бегло. Сокращение расходов бюджета — именно то, чего требует от нас МВФ. Кстати, вопреки распространенному мнению, речь идет не о сокращении социальных расходов. Принципиальная позиция МВФ заключается в том, что государственный бюджет должен использоваться исключительно на социальную поддержку. Категорически международные кредиторы выступают не против пенсий и субсидий, а против кредитования предприятий, расходов по целевым программам. Это намного больше, чем вся социальная помощь вместе взятая. Тем временем спор о том, что нужно поддерживать — экономический баланс или «приоритетные отрасли хозяйства» обещает разрешиться сам по себе. Вспомним, что сейчас парламент возглавляет выдающийся лидер аграриев и один из самых эффективных отечественных лоббистов. Правительство уже начало совершать относительно него недружелюбные шаги, объявив о сокращении поддержки АПК и требуя возвращения кредитов сельскому хозяйству. Возможно, именно это разобьет воспетую «дружбу» ветвей власти. В любом случае, если Кучма и Пустовойтенко смогут нажать на Верховную Раду и в вопросе сокращения бюджетных расходов, можно объявлять, что произошло чудо. Приходится констатировать, что без него все жертвы налогоплательщиков и банкиров госбюджета будут напрасными. Или правительство какое-то время будет сопротивляться кредитованию приоритетов экономики, наподобие АПК, производства отечественных телевизоров и автомобилей, или мы дисциплинированно пойдем по российскому пути...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать