Как не допустить анархию
Из конфликта между добровольцами в тылу, переросшего в столкновения в суде, власть и общество должны сделать надлежащие выводыПоследний месяц события в Киеве среди активистов, депутатов и представителей разного рода движений получили такой оборот, что внешне кажется, как будто все передрались, перессорились и обвиняют в этом друг друга. Путаницы добавляет еще и тот факт, что иногда друг на друга идут те, кто называет себя добровольцами, патриотами, которые ныне стали по разные стороны баррикад, — политических, полицейских и тому подобное. Под зданием парламента, например, депутат Егор Соболев с напарниками побил добровольца, который воевал в ДАП. Последний в свою очередь пытался побить полицейского, в результате чего депутат и подумал, что это провокатор. Самого добровольца задержали, а Соболев решил взять его на поруки. К акциям протеста под Верховной Радой добавились еще и беспрецедентные столкновения в Святошинском суде города Киева с понедельника на вторник. Это изменило фокус внимания СМИ с улицы Грушевского, где протест все больше напоминает «великое стояние» ради удержания трибуны для отдельных политиков, на улицу Жилянскую, с которой всю прошлую ночь велись стримы.
Напомним, что на днях около станции метро «Академмистечко» произошла драка с использованием травматического оружия. Жертв нет, побитые есть. В результате столкновения стрельбу устроил лидер движения ОУН Николай Коханивский, попав в Руслана Качмалу, который в свою очередь был командиром подразделения «Правого сектора» (вышел из его рядов со скандалом в 2015-м и акцентировал на необходимости легализации организации под руководством МВД) и в настоящий момент является представителем группы «Безпека життя». Последнюю связывают с председателем Соцпартии и советником министра МВД Ильей Кивой. Столкновению предшествовали взаимные оскорбления. За Коханивского сразу вступился депутат от РПЛ Игорь Мосийчук. Жена Коханивского утверждает, что ее муж отреагировал на провокацию со стороны Качмалы. В социальных сетях от обеих сторон появился ряд обвинений и оскорблений.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Самого Коханивского задержали и во вторник, 23 октября, должны были отпустить, ведь срок содержания под стражей закончился, но суд принял решение оставить его под стражей до следующего заседания, которое должно было состояться в 9 утра на следующий день. Активисты, требуя освобождения Коханивского, заблокировали зал суда, после чего в ночь с 23-го на 24-тое в суде Святошинского района начался откровенный беспорядок — баррикады, использование газа, выбитые окна и разгромленный зал суда. В начале второго ночи полиция начала штурм с применением слезоточивого газа. Очевидцы утверждают, что в результате применения газа были вынуждены выбить окна для того, чтобы покинуть помещение.
Начальник Главного управления Национальной полиции в Киеве Андрей Крищенко сообщил, что после событий в Святошинском районном суде Киева задержано 30 человек, которые пытались и далее блокировать зал суда. Среди них, по словам Игоря Мосийчука, жена Коханивского. Действия задержанных квалифицируются по ст. 194 (повреждение имущества) и ч. 2 ст. 296 (хулиганство) УК Украины. Андрей Крищенко заявил, что содержание под стражей председателя ОУН должно было заканчиваться 24 октября, а сторонники Коханивского считают, что оно закончилось 23-го. Это и стало поводом для инцидента в суде.
«Около часа ночи активистами было принято решение не расходиться, а ждать до 9 утра, когда должно было возобновиться заседание суда, — рассказывает «Дню» блогер и очевидец событий Назар Приходько. — В 5.30 утра при этом должен был истечь срок вручения подозрения. В полвторого эта переаттестованная полиция кинулась в атаку, применяя газ в закрытом помещении. Из-за этого активисты были вынуждены выбить окна. Газ, который распылился по залу заседаний, разъедал все и вся. Подчеркиваю это: активисты разбили окна только после того, как полиция применила слезоточивый газ, что подтверждается видеозаписями стримов, которые велись в прямой трансляции. Потом ребята начали строить баррикаду и держались таким образом всю ночь. До того вместо баррикады просто был стол, который выполнял сдерживающую роль...».
Напомним, что упомянутый конфликт имеет истоки из ситуации вокруг здания общежития по улице Обуховской, 60. Там с весны 2014-го было обустроено место, где проживали вынужденные переселенцы из Донбасса и участники АТО. 1 июля этого года бойцы так называемого бывшего подразделения «Один» (к которому имеет прямое отношение Руслан Качмала) начали силой выгонять жителей общежития, выбрасывать их вещи. Примечательно то, что до того упомянутые бойцы жили в других незанятых помещениях. Летом же они решили избавиться от переселенцев. Таким образом развернулся конфликт, который в конце концов превратился в недавнее столкновение и обнажил давнее противостояние между добровольцами, занимающими самостоятельную позицию, и добровольцами, которые перешли под контроль МВД. Самое опасное в этих историях — это «разборки» на фоне контроля над теми или иными объектами, что изначально дискредитирует стороны и в волнах противостояния не очерчивает для общества реальное положение вещей. С другой стороны, наличие советников министра МВД, которые контролируют силовые группировки, делают политические и часто противоречивые заявления, еще больше обостряет конфликты, ведь возникает вопрос: не создают ли те или иные политики, пользуясь должностями, собственные «армии» для решения собственных вопросов? Такие спекуляции, в конце концов, провоцируют маргинальные силы на активное сопротивление и неминуемое нарушение закона. Если власть хочет не допустить анархию, то и сама должна показать пример прозрачных, справедливых и беспристрастных институций, представители которых не будут замешаны в сомнительных делах «отжима» и уличных провокаций.
Выпуск газеты №:
№190, (2017)Section
Подробности