Как они покупают...
Игорь КОГУТ: «...у нас есть 10% избирателей, готовых за сумму до 500 грн отдать свой голос за любого кандидата»Потенциальные кандидаты-мажоритарщики уже берут штурмом электорат. Это при том, что избирательная кампания стартует лишь в конце июля. Понимая, что обещаниями народ уже сыт, власть переходит к «действиям». Примеров — множество. Почти каждый день в СМИ появляются сообщения о подкупе избирателей. Причем по всей Украине. «Стипендии» в конвертах в Днепропетровске, продуктовые пайки в Харькове, пригласительные в клубы и дельфинарии в Донецке, бесплатные билеты в музыкально-драматический театр в Одессе, шампанское с изображением кандидата в Киеве, дарение носков на Тернопольщине... и даже помощь ядом против колорадских жуков на Черниговщине (свежие примеры от корреспондентов «Дня» с Полтавщины и Крыма читайте в полосе «Подробности»). Подкуп в основном осуществляют регионалы, но не гнушаются этим и представители оппозиции.
Например, народный депутат Анатолий Матвиенко, считающий подкуп избирателей аморальным как со стороны властей, так и со стороны людей, сам был обвинен в подобных действиях. Организованный им конкурс на лучшую писанку на Виннитчине, по результатам которого по 5 детей из 3 городов и 3 поселков получили мобильные телефоны, также причислили к ряду предвыборной агитации. Сам нардеп опровергает подобные слухи: «Каждому депутату дают 17 тыс. грн заработной платы и еще 14 тыс. на работу с избирателями, поэтому я имел достаточно средств, чтобы купить 25 телефонов по 200 грн», — комментирует «Дню» Матвиенко. Он отмечает, что ситуация с подкупом электората является традиционной и глубоко укоренившейся. «Когда кандидат приезжает на округ — первый вопрос: «Что ты нам дашь?» — рассказывает лидер УРП «Собор». По его мнению, власть, как и общество, находится в постоянном поиске незаслуженной прибыли. «В конце концов, как можно обвинять человека, берущего подарок, когда вокруг воруют миллионы?» — вздыхает оппозиционер. Изменить ситуацию, по словам депутата, можно, перейдя от политики преференций к политике жизни по правилам.
Еще в апреле, посреди всей этой потребительско-культурной активности, Центральная избирательная комиссия акцентировала на ответственности за непрямой подкуп покупателей и на запрете агитации до начала избирательной кампании. «Избирательный процесс еще не начался, но, к сожалению, уже сейчас мы можем наблюдать нарушения. Пока, до избирательного процесса, квалифицировать такие нарушения собственно как нарушения мы не имеем формальных юридических оснований. Но можно говорить, что по факту избирательный процесс уже начался», — отметила СМИ заместитель председателя ЦИК Жанна Усенко-Черная.
В то же время нардеп от Партии регионов Владимир Олейник, юрист по образованию, в беседе с нами настаивал на том, что, пока не начались выборы, понятие «подкуп избирателей» является некорректным. По его словам, взаимодействие избирателей с электоратом характерно не только для предвыборного периода. «Как правило, депутаты, работавшие на округе, системно предоставляли материально-финансовую поддержку людям, и это следует приветствовать», — отмечает он. К тому же, по мнению должностного лица, следует различать цель, с которой предоставляется поддержка: в то время как одни стремятся напомнить о себе избирателю, чтобы он проголосовал, другие занимаются благотворительностью, чтобы выразить благодарность за поддержку. «Юридически должен существовать какой-то другой термин, кроме «подкупа избирателей». Правда, критерии будут размытыми: можно сказать, что любая помощь ближнему на протяжении всей твоей жизни — подкуп избирателя, если ты потенциальный кандидат на выборную должность», — возмущается нардеп.
Невозможность поймать благотворителей на горячем засвидетельствовал нам и председатель совета Лаборатории законодательных инициатив Игорь Когут. «То, что происходит сегодня, не может быть квалифицированным в системе избирательного законодательства как подкуп», — отмечает эксперт. Он убежден, что кандидаты не будут прибегать к подобным технологиям во время самой избирательной кампании.
Угрозу неправомерной агитации Когут видит в представителях третьей стороны. По его мнению, не исключены клевета и фальсифицированная агитация с целью провокации, которые могут лишить кандидата или партии возможности быть избранными.
В отличие от Олейника, Когут считает, что подобная технология подкупа все же действует. «К сожалению, у нас есть 10% избирателей, которые готовы за сумму до 500 грн проголосовать за любого кандидата и, к тому же, агитировать за него свою семью и близких», — говорит представитель Лаборатории. По его мнению, люди должны осознать свою ответственность за отданный голос и изменить отношение к кандидатам. «Никто не объявляет требований к кандидату в политическом, законодательном и представительском аспектах, его рассматривают как источник удовлетворения финансовых и материальных потребностей», — подчеркивает специалист.
Относительно терминологии, Когут предлагает различать подкуп и покупку голосов. В частности, по его мнению, следует выделять публичный подкуп: например, когда депутат от округа дарит территориальной общине новую площадку, детский садик или ремонтирует дорогу.
Однозначного вывода относительно законодательного урегулирования вопроса предыдущей агитации нет. Буква закона утверждает, что агитацию можно начинать с момента регистрации кандидата. Что же делать с выдвиженцами, которые начинают пиариться до официально определенного срока, — закон умалчивает. К тому же, законодательно введенное понятие «межизбирательного периода», дает право политикам взаимодействовать с избирателями любым образом: встречи, меценатство, казалось — щель найдена. Но нет. ЦИК определяет противоправным распространение средств, бесплатных или льготных товаров (кроме тех, которые не содержат партийную символику, и стоимость которых не превышает 3% минимальной заработной платы). «В соответствии с законом о выборах, распространение среди электората продпайков является незаконным как в настоящее время, до начала перевыборной гонки, так и во время самой кампании», — подчеркнул «Дню» правовед Игорь Колиушко.
Подкуп избирателей уже стал традицией. Возникают большие сомнения относительно недееспособности подобных методов, ведь политики выбрасывают на это миллионы. А как быть тогда с конкуренцией партий? Рост тенденции к подкорму избирателей и покупке голосов отмечает известный социолог Евгений Головаха. По его мнению, это связано с тем, что традиционные аргументы из политического или экономического поля уже не действуют. Слишком много было обещано за 20 лет существования страны, и маловато было выполнено. Сыграло свою роль и возвращение к мажоритарной системе: эксперт отмечает новую волну меркантилизма. «В отдельных избирательных округах, где будут баллотироваться самые богатые и наиболее нахальные кандидаты, могут быть принципиальные отклонения общественного мнения», — замечает Головаха. Однако это угрожает лишь тем немногим округам, где нет четко сформированных политических предпочтений. «Подкуп избирателей может решить проблему на несколько процентов, но не принципиально», — убеждает социолог.
Что же касается самого избирателя, Головаха настроен оптимистично. Он считает, что подавляющая часть электората, не будет голосовать за того, кто больше предложит. Однако социолог не исключает возможности избрания кандидата по причине уверенности избирателя в его влиятельности и способности сделать что-то для округа, а не ввиду политических предпочтений.
Евгений Головаха заверил, что социальные опросы по поводу продажи голосов не отображают реального положения вещей, потому что большинство граждан не сознаются откровенно в готовности продать голос. Подобный анализ все же провел Центр Разумкова. По их выводам, 56% решительно отказались от идеи продажи собственного избирательного права. Будем надеяться, что большинство граждан осознали: отдавая голос за съеденную ковригу, можно лишиться 10 следующих, съеденных инфляцией, из-за промахов власти в экономической политике. Каждый несет индивидуальную ответственность за то, что происходит в стране. По словам российского афориста Евгения Кащеева, кого народ заслуживает, того он и обслуживает. По-видимому, уже время поднимать собственную планку.
Выпуск газеты №:
№92, (2012)Section
Подробности