Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как победить? Опыт Словении

Янез ЯНША: «Очень важно иметь преданных и патриотичных офицеров высшего звена»
06 мая, 12:06
ФОТО REUTERS

Словенский политик Янез Янша был, как он сам говорит, «министром обороны без армии и без министерства». Но за короткое время и в условиях внешней агрессии он сумел создать армию НАТОвского образца, обеспечив оборону молодой Словении, которая за двадцать лет станет государством с самым высоким уровнем жизни среди славянских стран...

К сожалению, о Янезе Янше  украинские СМИ пишут очень мало. К его визиту в рамках проекта Центра европейских исследований им. Вилфреда Мартенса в сотрудничестве с информационной кампанией «Сильніші разом!», «поисковик» выдавал практически только одну новость — коррупционный скандал по закупке финских танков, за который Янез Янша получил два года лишения свободы. Но не было ни одной новости, что апелляционный суд оправдал Яншу, признав преследование политически мотивируемым.

В эксклюзивном интервью «Дню» Янез ЯНША рассказал, каких ошибок нужно избегать Украине, внедряя реформы, на кого ориентироваться, проводя децентрализацию и главное — где и в ком искать силы для сопротивления российской агрессии.

Пан Янша, среди всех славянских стран Словения имеет самый высокий уровень жизни. Как вам удалось этого достичь?

— Один из беспроигрышных вариантов — внедрять высшие стандарты жизни. Во всем. А прежде всего, что касается экономики. Высшие стандарты нужны, чтобы быть больше конкурентоспособными на рынках мира. Чтобы иметь лучшие зарплаты, пенсии, более высокий уровень жизни — нужно быть более конкурентоспособными. Это — ключевой вопрос.

— Словения в 90-х имела уникальный опыт обороны, во время гражданской войны и потом, во время возобновления независимой страны. Что вы, как экс-министр обороны, который был непосредственным участником тех событий, могли бы посоветовать Украине?

— Оглядываясь в прошлое, а также на некоторые другие страны в нашем регионе в подобном положении, я думаю, что самое важное — это человеческие ресурсы: солдаты и офицеры. Нужно находить патриотичных людей и помогать им. Очень важно иметь преданных и патриотичных офицеров высшего звена. Быть солдатом или офицером в армии — это не просто работа, это миссия для людей, преданных своей стране, которые ее любят и готовы для нее на пожертвование. Это — основное. Такие люди обычно готовы также и учиться, приобретать новые навыки, и за короткий период — в один год — с помощью современных технологий можно подготовить полностью новое поколение офицеров.

Но можно ли построить мощную армию на призыве, или это должна быть контрактная армия?

— В нынешней ситуации для Украины все должно базироваться на самой важной задаче — технологии ведения обороны. И это касается не только специальных боевых подразделений или тех, кто занимается логистикой для обеспечения армии. Возможно, если вам нужно вдвое больше рабочих мест, зря не использовать людей, которые не готовы, например, воевать, но могут водить машины.

Продолжая тему кадров. Украина в настоящее время стоит на пороге таких же вызовов, которые стояли перед Словенией после гражданской войны, когда она получила независимость. Это потребность в новых государственных кадрах и в качественно новой системе управления в стране. Какие ошибки важно не допустить, учитывая ваш опыт, и на чем стоит сконцентрироваться в первую очередь?

— Судя по нашему опыту, намного легче строить институты с начал, с основы, а не пытаться переучить старых государственных служащих, которые долгие годы проработали в какой-то закостенелой системе, вести себя иначе. Оглядываясь назад, мы четко видим, что те институты, которые строились с нуля и с новыми людьми, в Словении все еще замечательно функционируют, и поддержка общественности у них высока. В таких институтах меньше случаев коррупции и тому подобное. Для тех составляющих государственного сектора, которые мы попробовали частично реформировать, смешав новое и старое, мы тоже не видим проблемы, но это уже теперь. Проблемы были.

— Это если говорить, на чем нужно сфокусироваться. А каких ошибок стоит избегать?

— Самая большая ошибка — это «включение». Если просто изменить название института, если оставить там прежний дух и прежних людей, то это будет просто самообман. Это  самая большая ошибка.

Одна из приоритетных реформ в Украине — это децентрализация. Она связана с изменением структуры, с поиском новых людей. Теперь самый большой вызов для этой реформы — коммуникация с громадами и местными элитами. Как в Словении удалось склонить население на сторону поддержки реформ, именно в контексте реформы местного самоуправления, когда вы создавали громады?

— Это трудная задача, и Словения здесь — не самый лучший пример, потому что мы все еще обсуждаем децентрализацию. И Словения — все еще очень централизованное государство.

Мы внедрили децентрализацию постфактум 20 лет тому назад.  Это был удачный проект. Мы образовали структуру из наиболее независимых муниципалитетов и городов, которые имели собственные финансовые перспективы и были независимы от государства.

Большинство населения боялось, что децентрализация будет означать создание новых институций, новых рабочих мест для бюрократов, новые расходы, более высокие налоги и так далее — чего не бывает, если децентрализацию проводить правильно.

Есть другие удачные примеры в новых государствах-членах, но, к сожалению, Словения — не самый лучший пример для наследования.

— Но у вас все же проведена база реформы. По какому принципу эти громады формировались в Словении, каким критериям они должны были отвечать?

— Принцип более-менее базировался на оперативных решениях, поэтому если люди в определенном районе решали (а мы разработали процедуру для каждого решения) организовать самоуправление, местную громаду или муниципалитет, парламент по большей части принимал такие решения и принимал соответствующий закон — и дело было сделано.

Не было ли каких-то условий относительно уровня возможности громад? Например, если громада небольшая, возможно, она имеет недостаточно каких-то экономических ресурсов. Были ли какие-то дополнительные условия? Государство проверяло, способна ли эта громада обеспечить себя самостоятельно, или регистрация происходила просто по желанию жителей объединиться в громаду?

— Были такие критерии, как жилищный фонд, численность населения, школы, детские садики, некоторые другие имеющиеся институции, которые необходимы для функционирования местной громады, но есть и много исключений. Так, в горных районах есть громады с населением в 500 человек, а не 5000. То есть намного меньшие. Главным критерием было решение людей, проживающих в данном районе.

СПРАВКА «Дня»

Янез ЯНША занимал пост министра обороны в первом правительстве независимой Словении (1990—1994 гг.) и фактически создал словенскую армию. За год он вместе со своей командой превратил армию старого образца в эффективные вооруженные силы Словении, которые успешно отбили атаки коммунистической армии Милошевича в 1991 году. На протяжении второго срока на посту руководителя минобороны (2000 г.) пан Янша работал над повышением профессионализма словенской армии и проводил реформы, необходимые для вступления страны в НАТО.

В дальнейшем Янез Янша дважды (2004—2008, 2012—2013) возглавлял правительство Словении, страны, которая, отделившись от Югославии в том же 1991 году, что и Украина от СССР, благодаря проведенным реформам в настоящее время является полноправным членом европейского и евроатлантического сообществ. В настоящее время пан Янша возглавляет самую мощную оппозиционную силу страны — Словенскую демократическую партию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать