Как стать интересными в регионе?
Аналитики представили результаты исследования «Мягкая сила» Украины в регионе: что изменилось при президентстве Владимира Зеленского?»«Мягкая сила» (с англ. Soft Power) — это способность получать желаемый результат из-за привлекательности, а не принуждения. Насколько наше государство является привлекательным в глазах других стран — вопрос интересный, неоднозначный и, к сожалению, до сих пор открытый. Аналитики исследовательского Центра «Новая Европа» решили проанализировать «популярность» Украины через распространение воздействий «мягкой силы» среди стран Восточноевропейского региона. Своеобразным катализатором исследования стало избрание Президентом Украины Владимира Зеленского, что вызвало всплеск интереса к нашей стране со стороны соседей. Ведь, по мнению исследователей центра, из-за своего медийного бэкграунда, известности, русскоязычности и «политической молодости» сам Владимир Зеленский стал двигателем «мягкой силы» в регионе.
О ЧЕМ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ?
Автор исследования, директор Центра «Новая Европа» Алена Гетманчук об идее, методологии и главном месседже работы:
— Поводом для этого исследования послужила реакция на президентскую кампанию в Украине, к которой было привлечено много внимания. «Посмотрите на нас — все возможно» — этот призыв Зеленского к постсоветским странам вызвал немало внимания.
В отличие от предыдущих предвыборных гонок в Украине, в президентских выборах 2019 г. принял участие и одержал блистящую победу не просто непрофессиональный политик, но и русскоязычный комедийный актер, известный во многих постсоветских странах. Поэтому ходом процесса избрания нового президента Украины интересовались не только эксперты и политически активные граждане, но и широкая общественность.
Мы отследили, президентство Зеленского способствует усилению мягкой силы на постсоветском пространстве, или заинтересованность была вызвана одноразовым «эффектом выборов».
На наш взгляд, президентство Владимира Зеленского могло бы послужить трем важным целям:
• Рост интереса и любопытства к развитию процессов в Украине (не только в контексте войны).
• Превращение Украины в альтернативный Москве дипломатический центр тяжести и привлекательную модель постсоветского пространства.
• Сможет ли Зеленский стать демократической альтернативой Путина?
Нашу методологию одобрил Джозеф Най, автор концепции «мягкой силы», она является абсолютно уникальной и одновременно соответствует исследовательским стандартам.
В рамках этого исследования было проведено анкетирование среди 55 экспертов, работающих в сферах политической аналитики, международных отношений, культуры и бизнеса с применением 13 индикаторов, разработанных на основе трех источников формирования «мягкой силы», проведение глубинных интервью с 38 экспертами согласно приведенным в таблице индикаторам «мягкой силы», а также дискурсивный анализ медиаконтента — исследование количества и риторики сообщений в СМИ, которые освещали украинские события.
Можем констатировать: Украина интересна другим постсоветским странам не как маленькая Россия или как большая Беларусь, а интересна как демократическая и ориентированная на сближение с Европейским Союзом, как своеобразный тренд-сеттер демократических и евроинтеграционных процессов в регионе.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УКРАИНЫ
Аналитик Центра «Новая Европа» Анна МЕДВЕДЕВА представила основные выводы исследования:
• Президентство Владимира Зеленского в целом усилило привлекательность Украины в исследуемых странах. В то же время этот эффект был наиболее заметным во время избирательной кампании в Украине и не смог должным образом закрепиться в первый год президентства. Эффект усиления состоялся из-за привлечения различных элементов «мягкой силы» Президента в разных странах (например, в Казахстане Зеленский воспринимался положительно из-за своей политической «молодости»).
• высокий индекс привлекательности Украины из-за распространения «мягкой силы» в Молдове — 6.7 баллов из 10, дальше Грузия (6.4), Казахстан (6.2), Беларусь (5.8), а самый низкий показатель привлекательности в России — 4.7 баллов.
• Наиболее открытая аудитория к восприятию Зеленского, а вместе с ним и Украины — оппозиционная аудитория, политически сознательные граждане, проевропейская аудитория и экспертное сообщество.
• Интерес к рассматриваемым событиям вызван тем, что в ряде стран имеются схожие вызовы: вопросы безопасности, российская агрессия, экологические проблемы, торможение антикоррупционных процессов, усиленное влияние олигархов. На украинскую власть и лично Владимира Зеленского возлагают надежду, что Украина сможет ответить на вышеуказанные вызовы.
В Украине есть мощный ресурс «мягкой силы»: свободные медиа, активное гражданское общество, открытая политическая система, туристическая привлекательность, прогрессивные креативные индустрии. Эти факторы не зависят от личности, а есть то, что украинцы получили в последние годы. К сожалению, надо констатировать, что украинцы не всегда осознают этот потенциал и не используют его в полной мере.
Первый заместитель директора Центра «Новая Европа» Сергей СОЛОДКИЙ обозначил основные рекомендации:
• Только демократическая, реформированная Украина станет настоящей «мягкой силой» для граждан региона. Успех Украины в противодействии коррупции, деолигархизации, отпоре российской агрессии может превратить государство в своего рода модель политического поведения для других стран.
• Одним из первых доказательств изменений для иностранных посетителей станет изменение подходов в работе пограничников и таможенников. В исследуемых странах до сих пор распространяется информация о невежливых украинцах на границе, которые, к тому же, отчасти требуют взятки.
• Украинскому руководству в своей коммуникации для внешних аудиторий следует обращать внимание на те изменения, сильные стороны преобразований, которые уже стали возможными. В частности, право свободного волеизъявления на выборах, умение граждан брать на себя политическую ответственность, достижение поддержки от ведущих государств мира и т.п.
• Украина должна поддерживать лидерские позиции по ведению диалога со странами региона по противодействию российской агрессии — возможно, через создание разного рода платформ. Прежде всего это касается тех государств, которые сами стали объектами военных действий России — Грузии и Республики Молдова.
• Украинские политики должны более деликатно подходить к принятию решений, публичных заявлений, которые могут затрагивать вопросы, чувствительные для наших природных партнеров. Неосмотрительность, необдуманное высокомерие порождает недоверие, ослабляет все страны, которые идут по пути демократизации и противодействия российской агрессии. Властям в Украине стоит принять во внимание: чаще всего пассаж «украинские политики временами выбирают тон заявлений, свойственный больше русским» можно было услышать от экспертов в Молдове и Грузии.
• Важно формировать своеобразный клуб друзей Украины в других государствах, в который бы входили лидеры общественного мнения — в частности, журналисты, аналитики, блогеры. Инициатором создания такого центра могли бы стать наши посольства.
• Первым лицам государства (прежде всего Президенту) следует участвовать в пресс-брифингах не только для известных СМИ стран ЕС или США, но также и для журналистов Восточноевропейского региона.
• Ознакомительные бизнес-визиты, двух— и многосторонние бизнес-форумы, выставки могли бы стать еще одним способом для привлечения инвестиций от предпринимателей других стран. Среди сфер, которые могут быть интересными для иностранных бизнесменов, — ІТ-сектор, туризм, медицинские услуги, косметология, организация мероприятий, реклама, дизайн.
• Изменения в Украине лучше могли представить креативные инициативы. Традиционные, забюрократизированные культурные мероприятия только утверждают образ типичной постсоветской страны, невоспринимающей преобразований и экспериментов. Существует контраст между тем образом Украины, который представляют этноцентрические мероприятия посольств, и тем впечатлением («креативная нация», трендсеттер), которое складывается у иностранцев, посещающих государство или работающих с украинцами.
«Все партнеры четко указывают: коммуникация должна идти на русском языке, для того, чтобы они понимали, что происходит в Украине. Здесь возникает внутренняя дилемма: так как нельзя дать такую ??рекомендацию властям, потому что мы выступаем за единый государственный украинский язык, но, с другой стороны, понимаем, чтобы усилить «мягкую силу» в постсоветских странах и выдавливать месседжи российской пропаганды — институты должны больше коммуницировать на русском языке. Одним из секретов популярности избирательной кампании в регионе было именно то, что коммуникация велась в значительной степени на русском языке. Мы должны решить, каким образом сделать так, чтобы, совершенно не дискриминируя украинский язык, а наоборот, усиливая его, не забывать о возможности позиционирования Украины на постсоветском пространстве, привлекая русский язык. Важно отметить также, что, к сожалению, ни одна из изучаемых нами стран сегодня не является союзником Украины, над этим надо работать», — дополнительно отмечает Алена Гетманчук.
ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ
Евгений ЕНИН, заместитель министра иностранных дел Украины
— Исследование выявляет маркеры, на которые надо обратить внимание. Отмечу, что дипломатия — прибыльный бизнес, в который ты должен вложиться. Нужно сделать так, чтобы каждый дипломат помнил, что он работает за счет налогоплательщиков, он является промоутером для своей страны. Когда ты внутри системы, то имеешь несколько иной взгляд на происходящее, поэтому подобные исследования важны для понимания основных направлений работы.
Андрей БУКВИЧ, представитель Офиса Президента Украины, генеральный директор директората внешней политики:
— Документ дает альтернативный взгляд на происходящее в посольстве. Очень важно, чтобы в Украине была хорошая положительная синергия между государственным и негосударственным секторами. В Офисе Президента длительное время идет дискуссия о создании русскоязычного контента, который распространялся бы на Востоке Украины, помогая нам тактически решать политические задачи возвращения украинских территорий. Велись дискуссии о возможности привлечения русскоязычного контента в программы «Общественного» вещателя одновременно учитывая развитие современных медийных технологий, могу сказать, что контент есть — вопрос в его популяризации. Сайт «Укринформ», по моему мнению, является прекрасным примером представления контента на других языках, поэтому, возможно, правительству следовало бы усилить это направление.
КАК НАМ РЕАГИРОВАТЬ?
Анна ГОПКО, народный депутат Украины VIII созыва, общественный деятель:
— Целесообразно было бы показать презентацию этого проекта в профильных комитетах Верховной Рады, тогда все рекомендации можно было бы основательно проработать. В частности, в парламенте VIII созыва мы создали межпарламентскую ассамблею: Украина-Грузия-Молдова. Это дополнительный инструмент, который должен углубить наши отношения и помочь идентифицировать Украину не только как лидера в Восточном партнерстве, но и как лидера для конкретных стран. Также у нас была парламентская «группа дружбы» с Беларусью, мы рассматривали возможности экономического сотрудничества с нашими трансграничными территориями, поэтому считаю, что Украина должна играть важную роль во внешней политике Беларуси, в частности накануне президентских выборов.
Для государства Украина, учитывая изменчивость власти, важно выстраивать отношения на уровне институтов. За этот год деятельности Президента произошла определенная эволюция от эйфории к разочарованию в обещаниях, обеспокоенности отсутствием реформ, это важно иметь в виду. Внешняя политика невозможна без успеха и внутренних преобразований, но для успешной игры на международной арене чрезвычайно важно выстроить внутри страны «национальную сборную», когда интересы государства стоят выше отдельных политических интересов.
Выпуск газеты №:
№129, (2020)Section
Подробности