Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как Украине защитить морские рубежи?

Идет подготовка Стратегии развития ВМС
22 января, 10:37
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

С распадом бывшего СССР вся армейская группировка, которая  дислоцировалась на территории Украины, включая даже 43 ракетную армию стратегического назначения, перешла под юрисдикцию молодого Украинского государства. И Россию, конечно, устраивало не все. Например, касательно Черноморского флота у ее тогдашнего руководства  было «особое мнение», которое сводилось к тому, что, как заявил тогдашний пресс-секретарь президента России Павел Вощанов, «флот будет базироваться в Крыму, но принадлежать исключительно Российской Федерации и будет выполнять приказы высшего руководства РФ и ее ВМФ». Но со временем там пошли на уступки, решив все же «поделиться» им с Украиной. Распределительный процесс проходил долго и болезненно, сопровождаясь провокациями российских спецслужб, действиями высшего руководства ЧФ по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», то есть попытками отдать нам самые устаревшие корабли, которые годились разве что на металлолом. В конечном итоге россияне «выторговали» на максимально выгодных условиях более чем 80 процентов всего корабельного состава. А это, если говорить более конкретно, почти 400 судов разного класса и 160 единиц авиационной техники,  штаб в Севастополе. Нам же достались — по сравнению с РФ — крохи.

Несмотря на обнадеживание первых лиц Украинского государства, что они будут уделять «надлежащее внимание построению, развитию украинских Военно-Морских Сил» — цитирую одного из высших должностных лиц Кабинета Министров, этого не произошло. Ведь после распределения флота мы получили лишь фрегат «Гетман Сагайдачный», заложенный, кстати, еще во времена СССР. В целом было достроено 6 кораблей. Из 12 возможных. С каждым годом количество военных кораблей, которые находились на вооружении ВМС Украины, уменьшалось. Причина банальная: из-за возраста, который колебался в пределах 30—40 лет, то есть моральной и физической устарелости, их списывали на утиль. Но самый большой удар по нашим ВМС был нанесен весной 2014-го, когда Россия оккупировала крымский полуостров, а вместе с ним и много наших кораблей. Тогда она «приватизировала» наиболее боеспособные суда, а также тысячи военнослужащих ВМС, которые предали Украинское государство. Поэтому на сегодняшний день мы владеем лишь 1 фрегатом, 1 корветом, 1 ракетным катером, 4 малыми бронекатерами, 1 средним десантным кораблем и 1 рейдовым тральщиком. Они, по выводам военных экспертов, не способны эффективно противостоять российскому военному флоту.

КТО НАМ ПРОТИВОСТОИТ НА ЧЕРНОМ МОРЕ?..

До обострения ситуации с судоходством в Азовском море, трагических событий с захватом украинских судов в Керченском проливе о вероятности атаки с моря практически никто не говорил. Но то, что произошло осенью прошлого года, заставило многих обратить внимание и на это направление, с которого можно ожидать чего угодно.

Ядро Черноморского флота составляют 45 боевых надводных кораблей, 7 подводных лодок и почти 150 вспомогательных судов. В частности, в состав этой армады входят ракетный крейсер «Москва», который принимал участие в российско-грузинской войне, 6 фрегатов, 6 корветов и 7 больших десантных кораблей, а также 6 ракетных катеров и 8 тральщиков, предназначенных для ликвидации минных заграждений. Да, большинство из них тоже  морально и физически устарели. Но ввиду того факта, что они вооружены ракетами класса «Калибр», это значительно повышает их огневую мощь.

Следовательно, говорить о реальном военном противостоянии наших ВМС и Черноморского флота РФ на пространствах Черного и Азовского морей, не приходится: сегодня главным заданием наших ВМС является недопущение выхода противника на рубежи атаки и подготовка недопущения десантной операции, к которой могут прибегнуть россияне. Говоря другими словами, препятствование возможной высадке подразделений  российской армии на сушу.

МЕДЛЕННО, НО ЛЕД ТРОНУЛСЯ...

Угрозу с морских широт прекрасно понимают во властных кабинетах нашего государства. Поэтому руководство Министерства обороны, Военно-Морских Сил, исходя из реальных возможностей, пытается ее минимизировать. Например, сегодня разрабатывается Стратегия развития ВМС, которая рассчитана до 2035 года.

«Наша цель  — создание высокотехнологических, боеспособных Военно-Морских Сил, способых гарантированно выполнять задания по защите ближней морской зоны, — говорит заместитель начальника штаба командования ВМС ВСУ по евроатлантичной интеграции капитан 1 ранга Андрей Рыженко. — А также противодействие агрессии РФ с морского направления, оборона морехозяйственного комплекса, морских коммуникаций в исключительной морской (экономической) зоне Украины. Впоследствии, опираясь на Стратегию развития флота до 2035 года, Украина будет создавать ВМС уже для действий в дальней морской зоне — за 200 миль от побережья».

Кое-кто скептически относится к вооружению наших ВМС катерами, мол, разве они способны противостоять тем же фрегатам или даже корветам, которых в России вдоволь? Способны. В первую очередь в близкой морской зоне нашей страны, особенно если они будут оснащены высокоточным оружием поражения, в частности ракетами, способными преодолевать системы защиты вражеских судов

К разработке этого документа привлечены специалисты из Великобритании, Норвегии, Польши, Соединенных Штатов Америки, Турции и Швеции. За основу развития и применения ВМС принимается опыт других стран мира, при этом учитываются стандарты НАТО, требования Военной доктрины Украины и Стратегического оборонного бюллетеня.  При планировании и разработке настоящего важного документа берется к вниманию много факторов, в частности, географические условия и возможный театр боевых действий, общая безопасностная ситуация в Азово-Черноморском регионе, силы и средства российского ЧФ, аннексированный Крым, постройка Керченского моста, которая привела не только к значительному нарушению Конвенции ООН о Международном морском праве, но и нанесла существенный вред экономической морской деятельности нашего государства.

А теперь «расшифруем» упоминавшуюся Стратегию. Так вот, по словам командующего ВМС Украины адмирала Игоря Воронченко, конечным результатом реформы ВМС станет восстановление военно-морских возможностей Украины и надежная защита Родины с моря.

«Это потребует нового мышления, определенного времени и усилий, — говорит адмирал. — Стратегия содержит 5 разделов. Первый касается виденья и ценностей, которых ВМС Украины будут достигать, второй — моря и берегов (стратегические новые вызовы, которые очерчивают создание новой модели ВМС), третий получил название «Весла и паруса» и касается стратегического подхода и необходимых возможностей будущих ВМС. В четвертом разделе идет речь о путях и средствах имплементации стратегии, в пятом — какими должны быть будущие ВМС».

Основной целью применения ВМС должно стать недопущение действий противника и в дальнейшем контроль за определенным участком моря. Много внимания уделяется и сотрудничеству с Североатлантическим Альянсом. Ведь достижение ВМС Украины высокого уровня взаимосовместимости с его подразделениями увеличит их эффективность при выполнении определенных заданий. До 2035 года ВМС должны стать современными, стремительными и инновационными силами, способными защитить народ Украины и национальные интересы в морской и прибрежной среде путем проведения асимметричных и решительных операций с хорошо мотивированным персоналом, который настроен только на победу.

«НЕПТУН» И «КОРШУН»

Есть и другие варианты минимизации военной угрозы с моря. По мнению военных экспертов, нам следует немедленно наладить серийный выпуск высокоточных средств поражения. В частности, высокомобильных береговых комплексов, оснащенных высокоточными ракетами, способными — после нанесения ударов по морским целям — быстро менять место расположения. И это уже делается. Более того, государственные испытания доказали их высокую эффективность. В первую очередь ракетного комплекса «Нептун», способного поражать цели на расстоянии до 300 километров. Правда, при желании ее «можно легко увеличить до 1—1,5 тысячи километров. Вариантами ее базирования могут быть как наземный, так и корабельный и воздушный. Особенностью этой ракеты является то, что она способна во время маршевой дистанции преодолевать ее на высоте 10-30 метров, а уже во время подлета к цели — 4-5 метров, этим самым успешно преодолевая системы противоракетной обороны.

«Следует обратить больше внимания и на оснащение наших Воздушных Сил крылатыми ракетами, способными доставать корабли противника на значительных расстояниях, — говорит Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружений. —  Их было бы целесообразно «подвешивать» как на бомбардировщиках СУ-24, так и на многоцелевых самолетах Су-27, способных выполнять пуски на значительном расстоянии от целей. А со временем размещать и на корветах».

Безопасность на море куется и на суше, на который, как известно, противник может попытаться высадить десант. Чтобы подобные операции не увенчались успехом, должны быть надежные минные заграждения. Ну а на случай того, что ему все же удастся высадить десант, его должны «приветствовать» как следует подразделения морской пехоты или Сил специальных операций.

Кое-кто скептически относится к вооружению наших ВМС катерами, мол, разве они способны противостоять тем же фрегатам или даже корветам, которых в России вдоволь? Способны. В первую очередь в близкой морской зоне нашей страны, особенно если они будут оснащены высокоточным оружием поражения, в частности ракетами, способными преодолевать системы защиты вражеских судов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать