Перейти к основному содержанию

Как заставить политику быть открытой?

Свет и тень партийного финансирования в Украине
09 октября, 11:48

Наиболее неловкий вопрос для украинских партий — это вопрос о происхождении средств. Никто не сомневается в том, что партийная деятельность требует значительных средств, начиная с содержания офисов, зарплат сотрудникам, оплаты разных видов деятельности, которая заказывается партией. Особенно стремительно растут расходы в годы выборов. Они могут варьироваться в зависимости от объемов кампании, которую проводит партия. По данным журнала «Эксперт», в 2012 году бюджеты на избирательную кампанию составляют ориентировочно у Партии регионов — 200 млн долл., у «Бітьківщини» — 100—120 млн. долл, у УДАРа — 30 млн долл., у «Свободы» — 5—7 млн долл., у «Украина — вперед!» — 150 млн долл. Хотя сейчас нет экспертных оценок относительно совокупного избирательного бюджета КПУ, которая на этих выборах демонстрирует мегаприсутствие в информационном пространстве, но только на внешнюю рекламу (без телевизионной) и без учета других расходов партия, по данным руководителя Агентства внешней рекламы Артема Биденко, тратит не менее 500 тысяч долл ежемесячно.

Откуда же берутся такие средства?

ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ

Петр Симоненко, КПУ: «Главное для избирателей — что партия предлагает... Мы обратились к избирателям с просьбой поддержать нашу партию. Сегодня поступают оперативные средства на наш счет». Стоимость кампании не называет — «После выборов мы предоставим отчет в ЦИК». Лидеру коммунистов прекрасно известно, что ЦИК оценивает целевое использование денег из избирательного фонда — то есть, только на агитационную продукцию. ЦИК не устанавливает, оплачивалась ли вся агитационная продукция только из избирательного фонда и тем более — сколько других расходов, не проведенных через избирательный фонд, осуществлено партией.

Наталья Королевская, «Украина — вперед!»: «После выборов мы предоставим в полном объеме все отчеты как по источникам, так и по расходам, которые были во время кампании». Лукавство лидерства партии заключается в том, что послевыборный отчет, форма которого утверждается ЦИК, не включает в себя информацию об источниках поступлений, а лишь о статьях расходов, которые должны касаться сугубо расходов на агитацию. Также этот отчет не охватывает всех объемов поступлений в партию во время избирательной кампании и расходов в этот период, а касается лишь целевых расходов из избирательного фонда на агитацию.

Виктор Ющенко, «Наша Украина»: «Есть диалог с производителем, с национальным бизнесом. Я не могу потерять людей, которые стоят возле меня».

Виталий Кличко, УДАР: «Олигархов за нашей спиной нет. Нас нет на билбордах, нет в рекламных блоках на ТВ и в печатных СМИ, у нас нет больших средств». Говоря об источниках финансирования, утверждает, что большинство расходов взял на себя. С точки зрения создания имиджа независимой от внешних влияний партии объяснение удобное. Но малоперспективное для стойкости партии, которая зависит в финансировании от лидера.

Партия регионов никогда не комментирует источник своих финансовых возможностей, но и не скрывает, что сама она политически обслуживает крупный финансово-промышленный бизнес, которым и рождена.

Ряд таких высказываний продолжать не стоит — все они схожи в одном — нежелание политиков вообще говорить об источниках финансирования. Проливать свет на эти вопросы — не в их интересах. Скрывая своих спонсоров, партии скрывают имена тех, чьи интересы действительно будут диктовать партиям поведение в парламенте. Голосование по разным вопросам продемонстрирует настоящее лицо партий, но его лучше рассмотреть до выборов, чем разочаровываться последующие пять лет.

Настоящая проблема не только в объемах сумм, которые тратятся на кампанию каждой из проходных партий, но прежде всего в том, что как происхождение большинства этих денег, так и способ их дальнейшей капитализации связаны с государственным бюджетом. Крупный украинский бизнес не в последнюю очередь прирастает благодаря доступу к бюджетным средствам.

ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ЧЕГО-ТО...

Чтобы слово «власть» означало не только «господство», а приобрело смысл «эффективные решения для страны», общество должно научиться эту власть создавать. Как говорит об этом известный и авторитетный правозащитник Семен Глузман, «мы не должны любить власть. Мы должны требовать от нее выполнения ее обязанностей». Чтобы иметь право требовать чего-то от власти, чтобы она имела чувство долга перед гражданами, а не перед своими спонсорами, нужно начать двигаться пошагово и не питать иллюзий относительно «новых лиц» в «старой политике».

Первое — если мы перестанем ждать и принимать предвыборные подарки, мы перестанем слишком дорого платить за отсталость страны.

Второе — если государство будет мониторить партийные финансы, требовать раскрытия информации об источниках (начиная с уровня каких-то крупных сумм) и объемах поступлений, наладит отчетность партий не только в период выборов, но и между ними, установит персональную ответственность за нарушение правил финансирования и несвоевременное или неточное предоставление отчетности, деньги в политике и государстве станут чище.

Третье — если мы также станем небольшими финансистами «своих» партий, тогда у нас будет право больше требовать у этих партий, а партии не смогут оставаться безразличными к оценкам их действий и к тому, что мы перестанем их поддерживать.

Достичь изменений в системе власти вполне возможно. Нет причин жить хуже, чем наши соседи-славяне — поляки, словенцы, болгары, чехи, словаки... Необходим лишь «пустяк» — не продавать свой голос и не давать это делать другим. Тогда нам не придется краснеть за то, что мы не умеем построить свое государство.

Светлана КОНОНЧУК, руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать