Каким будет большинство в парламенте?
Вячеслав КИРИЛЕНКО: «Всех интересует позиция более чем 40 депутатов-самовыдвиженцев»
Результаты выборов показали победу провластной партии. Прагматичный расчет и принятие смешанной избирательной системы сыграли свою роль: в то время как по спискам Партия регионов получила лишь 72 мандата, мажоритарная составляющая принесла партии еще 113 мест в Верховной Раде. Для оппозиционных сил этот принцип сработал наоборот. «Батьківщина», «УДАР» и «Свобода» займут вместе 178 кресел в парламенте — здесь мажоритарщики получили лишь 57 мандатов, хотя по спискам обыграли «регионалов». Одной из причин, почему «трон» под действующей властной верхушкой так и не покачнулся, эксперты считают традиционную конкуренцию внутри оппозиции.
Лидер партии «За Україну», которая входит в состав «Объединенной оппозиции», Вячеслав Кириленко заверил «День», что оппозиционные силы сделали соответствующие выводы. О последующей работе в парламенте беседуем с Вячеславом КИРИЛЕНКО.
— Господин Вячеслав, самой актуальной темой после объявления результатов выборов является создание большинства в будущей Верховной Раде.
— Теперь мы координируем усилия с «УДАРом» и «Свободой». Именно с ними мы боролись против масштабных фальсификаций, которые были во время последней избирательной кампании. Поэтому в дальнейшем мы собираемся сотрудничать и в парламенте. В конечном итоге, единство оппозиционных сил — веление избирателей, которые их поддержали.
Если говорить исключительно о победителях по одномандатному округу с ОО, они уже написали заявления о вступлении во фракцию «Батьківщина». Всех интересует позиция более чем 40 депутатов-самовыдвиженцев. Конечно, привлечь их в свои ряды будет стремиться Партия регионов. Большинство таких кандидатов, поддерживались властью с самого начала. Однако отдельные случаи независимых самовыдвиженцев также есть: например, Олесь Доний, возможно, еще несколько людей.
Со своей стороны, мы сделаем все возможное, чтобы, по крайней мере, часть самовыдвиженцев вместе с «Батьківщиною» и другими оппозиционными партиями координировали усилия и стремились создать большинство, если не стабильное, то по каким-то ключевым вопросам.
— Какое, на ваш взгляд, может быть создано большинство в парламенте?
— В любом случае, независимо от того, каким оно будет, мы будем бороться против режима и будем делать все ради того, чтобы страна имела досрочные президентские выборы, чтобы остановить сползание Украины в бездну.
Что касается самовыдвиженцев, они будут стремиться создавать собственные отдельные структуры. Впрочем, как ни крути, объединения, которые окажутся вне основных политических сил страны и будут пытаться маневрировать между властью и оппозицией, неминуемо превратятся в «политическое болото», которое всегда будет голосовать ситуативно, и на позицию которого очень часто будут влиять внешние факторы.
— Всегда ли ситуативное голосование — это плохое явление? «Свобода», например, уже заявила, что готова голосовать с ПР за отмену Компартии и с последней за запрещение продажи земель.
— Ситуативные голосования — это не всегда плохо, если они решают важные для страны вопросы, а не принимаются в угоду кланам, лоббистам или ради денег. Голосование разнополюсных политических сил возможно при решении стратегических вопросов, например, евроинтеграции.
— Центральная избирательная комиссия сочла невозможным определить результаты на пяти избирательных округах. В случае перевыборов оппозиция выдвинет тех же кандидатов или это будут новые люди?
— Во-первых, следует отметить, что мы считаем решение о перевыборах в тех одномандатных округах, где оппозиционные кандидаты победили с абсолютным преимуществом, неправильным. Это решение ЦИК является сугубо политическим: оно направлено против оппозиции. Комиссия не захотела использовать свои полномочия для того, чтобы определить результаты выборов в пяти округах, а это можно сделать по протоколам с мокрыми печатями, которые и доныне хранятся у наших кандидатов, и они готовы их показать и в ЦИК, и в суде, и в Раде, где угодно, вплоть до Европейского суда по правам человека.
Мы остаемся на своей позиции: в проблемных округах должны признать победу наших кандидатов. Однако если большинство в парламенте все же примет соответствующий закон о перевыборах, три оппозиционных силы будут принимать общее решение об участии кандидатов от оппозиции. При таких условиях, наши кандидаты будут иметь все шансы на победу. Впрочем, следует считаться с тем фактом, что был создан прецедент непризнания выборов. Где гарантии того, что эти перевыборы станут последними для проблемных округов?
— Из-за конкуренции оппозиционных сил вы потеряли много мажоритарных округов. Делался ли какой-то анализ по этому поводу, в том числе между оппозиционными партиями? Кстати, на внеочередные выборы в Енакиево уже выдвинуты кандидаты от «Свободы» и «УДАРа» (кандидата от этой политической силы комиссия пока не хочет регистрировать).
— Мы не конкурировали со «Свободой», ведь согласовали единых кандидатов от оппозиции заранее. Определенные осложнения были с «Ударом». Частично они были решены перед голосованием: некоторых кандидатов сняли в пользу того оппозиционера, который по предварительным оценкам набирал больше процентов голосов. Однако послевыборный период и общая борьба против фальсификации расставили много точек над «і». Поэтому, я надеюсь, накладок больше не будет, и в случае перевыборов три оппозиционные силы выдвинут общих кандидатов.
Что же касается Енакиево, чем больше оппозиционных кандидатов будет там выдвигаться, тем больше будет сделано для информирования жителей этого города о настоящем состоянии дел в стране.
— «Батьківщина» также будет выдвигать там своего кандидата?
— У нас пока нет решения по этому вопросу.
— В совместном заявлении оппозиционных партий речь идет о возможных досрочных выборах в Раду и даже об импичменте Президента. Это больше похоже на политические заявления. Каковы реальные механизмы?
— В начале борьбы многое кажется нереальным. Но если борьба активная и последовательная, многие вещи становятся политической реальностью. Поэтому в качестве одного из сценариев выхода страны из политического кризиса, ее возврат на европейский путь развития, возобновление социальной справедливости и построение свободной и прозрачной экономики мы видим досрочные президентские или одновременные досрочные парламентские и президентские выборы. Если политический курс страны будет изменен, к ответственности будут привлечены те, кто цинично, на глазах у всего мира, занимался фальсификациями на протяжении этой избирательной кампании.
— Можно ли их наказать в условиях действующей судебной системы?
— В настоящий момент закон находится ниже, чем звонок из высоких кабинетов власти. Ситуацию необходимо менять, и чем быстрее это произойдет, тем лучше для всей страны.
— Но опыт деятельности предыдущего парламента подсказывает, что если оппозиция не будет иметь большинства, вполне вероятно, что ей не дадут внедрять желаемые законы, или она просто не получит необходимое количество голосов для их принятия.
— Вполне возможно, что на первых порах наши инициативы не будут иметь надлежащей поддержки, но есть избиратели, которые видят, что власть торпедирует прогрессивные законопроекты, направленные прежде всего на защиту людей, суверенитета и будущего страны, и они будут делать свои неутешительные для верхушки выводы.
Парламентская оппозиционная борьба, безусловно, очень важна — миллионы людей оказали нам свою поддержку, и мы не можем этим пренебречь. Но реалии таковы: в парламенте до сих пор нет дискуссии, зато есть рука одного депутата из фракции ПР. В таких условиях многое будет переноситься на улицу. Не следует забывать, что есть гражданское общество, лидеры общественного мнения, общественные деятели, правозащитники, разнообразные движения — все это будет способствовать более быстрому изменению ситуации в стране.
В случае если курс власти, который не поддерживается большинством граждан страны, останется таким же (его изменение маловероятно) — ситуация может меняться лавинообразно. Мы имеем примеры, когда большинство избирателей поддержали оппозиционных кандидатов даже там, где ожидания социологов и политологов были противоположными. Это говорит о том, что первый этап реализации народного недовольства уже имеет место. Своими бюллетенями люди выставили оценку власти. Если последняя и в дальнейшем будет закручивать гайки, люди могут выйти на улицу. Сама жизнь будет подталкивать страну к выходу из политического кризиса.
— По результатам выборов, «Батьківщина» набрала 25,5% голосов. Эксперты говорят о том, что это в основном заслуга Тимошенко, Яценюк не вытягивал кампанию. Каково ваше мнение?
— Полученный результат — заслуга и Тимошенко, и Яценюка, и всех, кто боролся за наши голоса и идеи во время избирательной кампании — это миллионы людей. В основном это заслуга избирателей, которые предприняли мужественный шаг и проголосовали за списки и кандидатов от оппозиции в условиях высокого административного давления, угроз и преследований.
В целом, у нас нет ни партийных верхов, ни низов. Мы три месяца ездили по городам, городкам, селам и общались с людьми. Главной нашей задачей было донести до как можно большего количества избирателей информацию о ситуации в стране. В какой-то степени нам это удалось, а в какой-то — нет. Работу над ошибками мы уже провели и сделали соответствующие выводы.
— Также оппозиционеры заявили о намерении вносить все законопроекты в парламенте совместно. Однако программы трех партий достаточно разные. Каким образом это будет воплощаться?
— Ключевые законопроекты, касающиеся стратегии, по поводу которой оппозиционные силы пришли к согласию, будут подаваться совместно. Но нельзя забирать у депутатов или политических партий право законодательной инициативы. Безусловно, позиции трех оппозиционных партий кое в чем отличаются, и эти отличия будут фиксироваться в законопроектах — в этом нет ничего плохого.
Выпуск газеты №:
№212, (2012)Section
Подробности