Кандидаты ходят по орбитам
Орбит — три, главных кандидатов в президенты — пять
Для одних это всего лишь праздное любопытство. Для других — огонек надежды на лучшую жизнь. Для третьих — вопрос вопросов: «На кого ставить, дабы не выпасть из орбиты?»
При всей кипучести нашей политической жизни, урожай на новых национальных политиков крайне скуден. По сути, как и четыре года назад, на «манеже» в основном знакомые лица.
Хотя совершенно очевидно, что нынешний состав возможных претендентов по своим качественным характеристикам будет иметь общее с ними же вчерашними, только чисто формальное. Они стали другими и по ментальности, и материальной базе, и по возможностям использования современных политических технологий, и по многим другим признакам. Но главное состоит в том, что борьба будет жестокой и беспощадной. Ведь большинство кандидатов в президенты выступят не от самих себя, а от определенных политических, экономических и социальных групп.
ЧТО НОВОГО БУДЕТ НА БУДУЩИХ ВЫБОРАХ?
Сама процедура нынешней президентской кампании будет резко отличаться от двух предыдущих, причем по многим факторам, но в качестве главных я бы отметил пять.
Первое. Основные участники этого марафона, по крайней мере, первая десятка, относятся к супертяжелой категории и обладают всем необходимым для ведения кампании на высочайшем уровне. Ну, а в прошлых все практически сводилось к противоборству двух величин. В первой Кравчук — представители Руха, а во второй Кравчук — Кучма.
Второе. В предшествующих выборах на пером месте стояли идеологические интересы. Поэтому класс предпринимателей, по сути, в этой борьбе не участвовал. Так — копеечные взносы. Сегодня же, когда частный бизнес разделился на тех, кто сидит рядом с властью, и тех, кто от нее далеко, борьба будет идти за президентское кресло, но с прицелом возможного передела оставшегося экономического пирога. А из истории хорошо известно, когда в драку вступают капиталы, гуманизму места нет, война — без правил.
Третье. Резко изменился электорат. В его социально-политическом самоощущении снизилась роль идеологического противоборства (левые — правые, за независимость — за СССР, партократы — демократы и т.д.), почти ушли с политической авансцены антикоммунизм и ультранационализм. Зато на первый план выходят классовое противостояние: богатые — бедные, стоящие у власти и вне ее, коммерсанты — рабочие и т.д. И что немаловажно — у людей пропала вера в новую власть и возможность улучшения жизни через демократические преобразования общества.
Как сказал один мой знакомый рабочий: «Если в 1994 году мы только бурчали на жизнь, то сегодня мы полны ярости и ненависти и к жизни, и к власти, и к себе, за то, что позволили себя одурачить».
Четвертое. Предельно снизилась роль и возможность центральных СМИ в манипулировании сознанием больших масс избирателей, но возросло значение региональных масс-медиа и устной политической агитации. А это значит, что те избирательные технологии, которые активно использовались во время президентской кампании в России, хотя кое-кто на это очень и уповает, у нас вряд ли пройдут.
Пятое. Последние выборы проходили до принятия новой Конституции и потому еще не действовало положение, о том, что за 3 месяца до выборов президент по сути передает всю полноту исполнительной власти Кабинету Министров. И это, в конечном счете, может иметь решающее значение.
Но какие факторы, критерии, отличия и другие атрибуты будущей выборной кампании мы бы ни обсуждали, все равно разговор придет к главному: «А кто ее возможные участники?».
И хотя, наверное, об этом говорить еще рановато, но попытаться спрогнозировать возможности, потенциал и перспективы будущих кандидатов в президенты вполне реально.
Как политолог хорошо понимаю, что наличие потенциала и необходимости участвовать в этом «головоломном», в прямом смысле слова, соревновании за право обладания высшей властью, еще не предпосылка для такого ответственного шага. Наверное, часть людей, о которых пойдет речь ниже, так и сделают: будут наблюдать за всем этим со стороны. Но даже в этом случае бесспорно одно — каждый из них может оказать существенное влияние на ход и результаты будущей избирательной кампании.
Выстраивая иерархию возможных кандидатов в президенты, я вижу три основные орбиты.
ОРБИТА ВЕДУЩИХ
Обрита первая — «орбита ведущих». В нее входят четыре общенациональных политика, которые имеют самый высокий избирательный потенциал. Это ныне действующий Президент Л.Кучма, спикер парламента А.Ткаченко, бывший премьер-министр Е.Марчук и ныне действующей секретарь ЦК Компартии Украины П.Симоненко.
Прежде чем объяснить почему именно они, вкратце охарактеризую понятие «избирательный потенциал». К нему я отношу: харизму кандидата, наличие управляемого, т.е. уже сформированного до начала кампании электората, воспринимаемой большинством предвыборной идеи, подготовленной команды и возможности ведения агитационно-пропагандистской работы (устной, наглядной и через СМИ).
Конечно же, в этой обойме претендентом №1 остается Кучма. У него большое преимущество перед остальными кандидатами в части организационно-административных и информационных возможностей. Да и при всем этом украинцы — народ достаточно консервативный. Для них вопрос «А будет ли лучше при новом президенте?» далеко не риторический.
Но станут ли эти преимущества решающим фактором, который принесет победу — это вопрос. При большом плюсе немало набирается и минусов. Прежде всего, изменился имидж Леонида Даниловича. От «своего в доску парня — директора», страдающего, как и все простые люди, от националиста Л.Кравчука, не осталось и следа. Он, как и подобает Президенту, стал импозантным и вальяжным западным политическим деятелем, что сразу же отодвинуло его от избирателей. Далее, ментальность нашего народа такова, что люди причину всех своих бед всегда ищут в других. И в данном случае главная вина за все беды падает на Президента, лично и конкретно. Это аксиома. И те всего 10—12% доверия ему, лишнее тому подтверждение. И если жизнь до выборов хотя бы чуть-чуть не изменится к лучшему, у него могут быть большие проблемы даже на Западе Украины.
Крайне пагубным были шаги, предпринимаемые Кабинетом Министров по «выбиванию» долгов из руководителей предприятий и регионов. Что получилось: сначала их унизили, а затем еще и собрали вместе, чтобы они объединились против «угнетателей». Этот недостаточно продуманный шаг в дальнейшем аукнется и еще как.
Что касается средств массовой информации, то при нынешнем плачевном социально-экономическом положении, чем больше они будут рекламировать Л.Кучму, тем больше будет голосов против. Да, личные предвыборные встречи с голодными не несут в себе ничего хорошего.
Есть и еще одно обстоятельство, связанное с тем, что в октябре Верховной Раде не удалось отправить правительство в отставку. При любом раскладе — это не лучший вариант для будущей президентской кампании Леонида Даниловича. Во-первых, в случае дальнейшего значительного ухудшения уровня жизни, что неизбежно, всю полноту ответственности несла бы Верховная Рада — ведь она убрала правительство. По крайней мере, в пропагандистском плане. А теперь удар должен принять на себя Президент. Во-вторых, уход данного Кабинета в марте-апреле неизбежен. И значит, полная смена силовых министров, и значит, приход нового Кабинета, для которого ВР будет не просто пугалом, а реальной властью, у руля которой находится А.Ткаченко. А он, в отличие от очень многих, с одной стороны, хорошо знает цену власти, а с другой — умеет ею распоряжаться по всем правилам. Добавим к этому, что в июне, по Конституции, Президент уже не будет иметь права подписывать указы. И поэтому не только не исключено, а и вполне реально, что вся полнота власти может оказаться в руках парламента.
Долгое время Евгений Марчук считался претендентом номер один. Но время шло, а он занимал и занимает выжидательную позицию. У многих сложилось мнение, что у него уже нет никаких шансов не победу, потому что за оставшееся время не сумеет раскрутиться.
Впечатление это весьма обманчиво. Для раскрутки ему хватит и месяца, так как человек он уже достаточно известный. Но главное в другом. Раскрутку ему делает сама власть. Все эти громкие уголовные дела высших государственных деятелей уже убедили общественное мнение, что власть напрочь коррумпирована, а вверху сидят одни воры. В массовом сознании плотно засел психологический стереотип: «Преодолеть кризис возможно только победив властную коррупцию, все беды оттуда». А значит, нужна сильная рука, которая всех выведет на чистую воду, накажет и раздаст наворованное. Добавим к этому еще и существующий в общественном мнении «генеральский синдром». В этой связи не могу не привести один поразительный факт: как премьер-министра Е.Марчука помнит лишь 5,5% населения, а как руководителя службы безопасности 62,6%. Так что предвыборные идеи и имидж ему и раскручивать сильно не надо. Народ ждет украинского генерала-мессию. Сильную руку и умную голову.
Особое место в этой орбите занимает А.Ткаченко. В общественном мнении он пока почти не фигурирует как возможный кандидат в президенты, но на самом деле, если только захочет, то в короткое время превратится в одного из самых реальных претендентов.
Что делает его таким? Начнем с имиджа. Он целиком совпадает с видением среднестатистического жителя Украины. Его манера говорить уверенно и спокойно, несуетливость в движениях создает впечатление надежности и стабильности. Он весьма консервативен во взглядах на жизнь. Хорошо помнит свое советское прошлое и отдает ему дань уважения. Говоря одним словом, он настоящий хозяин, газда. Убежден, что в двух прошедших президентских кампаниях претендентов с подобной харизмой еще не было.
Немаловажно и другое. Пожалуй, он единственный из возможных кандидатов, у которого уже сегодня имеется не менее 20—25% управляемого электората из числа агросектора. А это — уже солидная фора.
Занимая один из самых высоких постов в государстве, он, как и Л.Кучма, обладает огромными административно-информационными возможностями.
И последнее. Александр Ткаченко всеяден. За него могут проголосовать и левые, и правые, и запад и восток. Пусть не по максимуму, но могут. Он постоянно утверждает, что в президентских выборах не будет участвовать (возможно, на сегодня это так и есть). Но политика — вещь сложная. Более того, я почти убежден в том, что аппаратчики нажужжат Леониду Даниловичу о том, что Ткаченко просто блефует, набирая силы. И постараются создать конфликт между ними, а там — уже дело принципа.
Что касается кандидатуры от Компартии П.Симоненко, то его основное отличие от трех первых — зависимость от партии. И второе — в большинстве своем люди будут голосовать не за личность Симоненко, а за КПУ, за идеологию. Тем не менее стартовые условия у него тоже достаточно высокие: где-то в рамках 15—17% электората. Но при этом нужно реально понимать, что каждый кандидат, у которого будут в программе лозунги, подобные КПУ (Мороз, Ткаченко, Витренко) на первом этапе заберет у него голоса, а в сумме их может оказаться немало.
Может ли компартия выдвинуть или поддержать другого кандидата, к примеру, А.Мороза? Гипотетически, да. Но реально —вряд ли. Для этого, прежде всего, надо объединить две партии в одну и избрать Мороза ее руководителем. И тем самым признать несостоятельность компартии и ее идеологии. Этого никогда на нынешнем этапе не будет.
Подводя черту, могу твердо сказать, что за эту четверку в сумме может проголосовать до 80% избирателей, но какой будет пропорция — пока еще судить рано.
ОРБИТА ВЕДОМЫХ
Вторая орбита — орбита «ведомых». Она целиком состоит из лидеров политических партий: А.Мороз, В.Медведчук, П.Лазаренко, А.Матвиенко, В.Чорновил и Н.Витренко.
За семь последних лет ни о ком не написано столь много и столь противоречиво как об А.Морозе. И это естественно — человек он достаточно известный, умный и талантливый политик. Но даже минимальных шансов на победу у него нет. Причина одна. Он не имеет своего электората в том количестве, который обеспечит если не победу, то хотя бы достойное участие. Его имидж сегодня не вписывается в сложившиеся стереотипы общественного мнения. Он во всем «мистер — немного». Для селян — он слишком интеллигентен, А.Ткаченко им значительно ближе. Да и региональное руководство села будет его поддерживать, а не Мороза. Для левого электората — недостаточно ортодоксален. И так по всем слагаемым. Поэтому в этих выборах ему отведена роль подыгрывающего. То же самое можно сказать о П.Лазаренко и В.Черновиле. Сегодня они могут только одно: на первом этапе у кого-то забрать голоса, на втором — кому-то отдать, выторговав себе кое-что.
В очень сложном положении находится А.Матвиенко. Сегодня его не без основания считают одним из наиболее профессионально подготовленных политиков Украины, а возглавляемая им партия претендует на роль общенациональной. Если А.Матвиенко хочет развиваться дальше и вырасти и политика первого калибра, то он должен выставить свою кандидатуру на президентские выборы. Но НДП — пропрезидентская партия, а значит, она должна отдать все во имя победы Леонида Кучмы. Кроме того, в партии есть и еще один лидер — В.Пустовойтенко. А то, как развиваются внутрипартийные процессы в НДП, позволяет предполагать, что народные демократы в ближайшее время могут расколоться на две партии: пропрезидентскую, которая объединится с демократической (А.Волков, В.Яворивский) и оппозиционную, которая будет выставлять своего кандидата. Но это из области прогнозов. Более того, возможен и другой поворот событий, при котором в случае ухода с поста премьер-министра, В.Пустовойтенко начнет вести свою игру. По крайней мере, пример для подражания есть...
В последнее время очень много говорят и пишут о Н.Витренко. Суждения в основном крайние. Нельзя отрицать того, что она стала публичным политиком. Но серьезной силы за ней нет. Есть имидж женщины-политика. Есть противоречивое отношение со стороны женской аудитории. Здесь они делят симпатии с Ю.Тимошенко. Очевидно и то, что она может отобрать 2—3% у левых, но не больше. Ее аудитория достаточно специфическая. Не знаю, изучала ли команда аудиторию, но по нашим данным, при выдвижении в народные депутаты среди проголосовавших за партию прогрессивных социалистов почти 40% составили женщины от 19 до 40 лет.
ОРБИТА НОВОЙ ВОЛНЫ
Третья орбита — «орбита новой волны». Сюда бы я отнес Л.Грача — председателя Верховного Совета Крыма, В.Рыбака — мэра города Донецка, Б.Губского — зам.председателя комитета ВР, Ю.Тимошенко — руководителя бюджетного комитета ВР и В. Ющенко — главного банкира Украины. У каждого из них есть имя и определенная степень известности. Но от большой политической карьеры их еще отделяет значительная дистанция, которую, если они захотят стать публичными политиками, необходимо преодолеть. У первых электорат в основном Юго-Востока, у Виктора Ющенко — Запад и Центр.
Наверное, для многих представленный мною ряд претендентов новой волны покажется весьма неожиданным и в какой-то мере спорным, но время, в котором формируется государственность Украины, тоже весьма своеобразно. И поэтому процессы, происходящие здесь, трудно идентифицировать под уже имевшие историческое место.
Кто мог себе представить еще за несколько месяцев до выборов убедительную победу в Беларуси Лукашенко, а в Болгарии Пенева? Очень немногие. Но при более близком рассмотрении данных событий стало ясно, что в основе произошедшего лежало два фактора — катастрофическое недоверие существовавшей власти и людям, которые были связаны с ней. И огромное желание видеть во главе власти нового человека, который своей программой и своей харизмой убедит электорат в том, что именно он — тот, кто нужен сегодня для преодоления тяжелого времени. Они в конечном счете и стали решающими. Есть все это в Украине? Безусловно.
Взять, к примеру, мэра Донецка Владимира Рыбака. Он пока не достаточно известен широким массам Украины, но зато все знают город Донецк и людей, живущих в Донбассе. Мы провели опрос в 8 городах Донецкой, Луганской, Харьковской и Запорожской областей (по схеме: областной центр плюс рядовой город), за кого бы жители проголосовали, если бы завтра были бы выборы президента. В список было внесено 7 кандидатур (без Л.Кучмы и А.Ткаченко), но и с П.Симоненко, В.Ющенко, А.Матвиенко, Н.Витренко и др. Результат оказался таким: В.Рыбаку отдали предпочтение 52%, а на шестерых оставшихся выпало 48%. О чем это говорит? О том, что люди такого типа как Рыбак становятся достаточно популярными среди населения. Электорат начал резко поворачиваться от демагогов к профессионалам-управленцам. Более того, снова в цене становятся региональщики.
Но вернемся к фигуре Виктора Ющенко. В случае, если он пройдет на выборы, то за его спиной может оказаться мощная поддержка структур и партий национал-демократических ориентаций, но не бизнес-структур. Что же касается электората, то здесь все очень сложно. Народ не очень-то жалует банкиров. Поэтому его возможности в масштабах Украины крайне ограничены. Хотя, в случае поддержки национал-демократическими силами, может иметь результат значительно весомее, чем, к примеру, В.Чорновил или Г.Удовенко. Но все это голоса Леонида Кучмы.
Председатель ВС Крыма Леонид Грач на политической орбите находится давно. Как политик он сложился еще во времена Советского Союза, но по-настоящему раскрыться не мог. Хотя все время после провозглашения Украиной независимости оставался лидером в Крыму. Уравновешенный, спокойный, обаятельный, умеющий хорошо общаться с аудиторией. Сейчас он приобрел новый статус. Его электорат в первую очередь — Крым. Но этого еще мало для утверждения его в качестве общенационального политика. А вот если его кандидатуру поддержит партия, то он сразу же превратится в грозную силу. Хотя это и маловероятно. Но у него есть еще один очень важный плюс — он региональщик.
Характерным представителем нового поколения является Богдан Губский. В проведенном Украинско-американским центром стратегических коммуникаций и исследований по определению 20 молодых (в возрасте до 37 лет) наиболее перспективных политиков, он получил наивысший потенциальный рейтинг и набрал почти максимальное количество баллов. Сегодня Б.Губский уверенно движется вверх по украинской политической лестнице. Народный депутат, зам.председателя комитета Верховной Рады. Ряд проведенных им социально-политических акций в масштабе республики, особенно в аграрном секторе, делают его все более узнаваемым политиком. Его возможное участие в предвыборной компании — это прежде всего самая серьезная политическая школа, которой нигде нельзя научиться. Более того, хороший шанс объединить вокруг себя молодых людей, готовящих себя для восхождения на политический олимп и имеющих хорошие потенциальные возможности.
К той же категории, что и Богдан Губский, относится народный депутат Юлия Тимошенко Это женщина-политик вместе с Н.Витренко может потеснить в выборном марафоне и многих мужчин. А главное — положить начало легализации возможностей женщин в их претензиях на право управлять государством.
История знает много примеров, когда на выборах побеждали люди, в которых никто не верил. Или, наоборот, все были уверены в победе одних, а побеждали другие. Стрелка часов побежала, оставляя все меньше времени на раздумья. И для тех, кто захочет поучаствовать в этом одном из самых захватывающих соревнований за право получить мандат доверия народа Украины на вывод страны из кризиса. И, тем более, для тех, кто придет к урнам в октябре следующего года.
Выпуск газеты №:
№232, (1998)Section
Подробности