Казацкий город Елисавет
или К переименованию КировоградаС течением времени мы теряем свою историю. Не ту, которая написана в учебниках, а ту, которая передается из уст в уста. От отца к сыну, от деда к внуку. Происходит это из-за потери информационных источников: из-за смерти дедов-прадедов. В Украине уже не осталось людей, которые бы рассказали о жизни в XIX веке.
Пересматривая историю Украинской народной республики, чувствуешь своего рода дежавю. События и их последовательность в становлении украинского государства 90-х годов такие же, как и в 17—20-х годах ХХ века. Напрашивается своеобразная аналогия: Декларация о государственном суверенитете Украины — Третий Универсал Центральной Рады УНР, Акт независимости Украины — Четвертый Универсал УНР, утверждение государственных герба-тризуба, желто-голубого (сине-желтого в наше время) флага, гимна Чубинского-Вербицкого тогда и в начале 90-х годов ХХ века. Еще одна из исторических параллелей, о которой не упоминается в учебниках, — начало деимпериализации, аналога современной декоммунизации. Тогда город сменил название с имперского Елисаветград на украинское Елисавет.
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ВРЕМЕН УНР — ОШИБКА ИЛИ ОСОЗНАННЫЙ ШАГ?
Название Елисавет приобрело статус официального благодаря лоббистам этого названия, в частности Винниченко, Шульгину, жизнь которых была связана из Елисаветом, и народнику Грушевскому. Тогдашние политики, кроме выдающихся шагов в становлении украинской государственности, сделали и много ошибок. Уже после краха Украинской народной республики они переосмыслили сделанное, но не изменили мнение относительно тогдашнего названия современного Кировограда и даже через 10—20 лет продолжали называть город исключительно Елисаветом. В 1928 году в статье, которую редактировал Грушевский написано: «В шестидесятых годах прошлого века Елисавет представлял собой небольшой город». В 1936-м Винниченко в письме к львовскому литературоведу писал: «Родился в Елисавете на Херсонщине».
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
Относительно переименования 1918 года почему-то распространено мнение, якобы утверждение названия Елисавет произошло из-за нежелания «федералистов» разрывать отношения с Россией. Факты это отрицают. «Сгорела... наша ориентация на Московщину, на Россию» — слова Грушевского после принятия четвертого универсала, которым частности была признана и война с Россией. В УНР создавалась новая армия на принципах добровольности, ведь украинизированные части старой армии при приближении большевистских войск объявляли нейтралитет. В Елисавете в соответствии с Законом о свободном казачестве и приказом Петлюры от 22.11.1917 г. создавался Елисаветский курень. Начиная с декабря 1917 г., большевистские отряды захватили Харьков, Екатеринослав, Полтаву. Органы власти УНР были вынуждены переехать из Киева в Житомир. После захвата Елисавета большевиками в городе происходили уличные бои сечевиков против отрядов Маруськи Никифоровой, которая воевала на стороне большевиков. Все эти события предшествовали принятию решения относительно названия Елисавет.
МОТИВЫ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ В ЕЛИСАВЕТ
И до провозглашения УНР, и во времена ее существования у украинских активистов был лишь один вариант переименования города — Елисавет. Это свидетельствует о том, что название Елисавет на время принятия закона считалось бесспорным украинским названием. Из 82 членов тогдашней Малой Рады УНР ее поддержало большинство. Скелет власти УНР составляла молодежь.
Количество сторонников названия Елисавет поражает. Среди деятелей Елисавета эпохи УНР, чьи имена были на слуху и относительно кого имеем задокументированные подтверждения употребления названия Елисавет, — Михаил Грушевский, Владимир Винниченко, Александр Шульгин (член Малой Рады УНР), Владимир Шульгин (герой Крут), Евгений Маланюк (старшина армии УНР, адъютант Василия Тютюнныка), Михаил Левицкий (депутат Елисаветградской городской думы) и другие.
УКРАИНСКАЯ ЕЛИСАВЕТСКАЯ ОБЩИНА
Название Елисавет досталось «молодежи», как говорит Владимир Антонович, от Старой Общины, народников, украинофилов. Среди первых украинских общин 1850—1870-х гг. была создана местная украинская община и в Елисаветграде. Скелет общины составляли Афанасий Михалевич, Евгений Чикаленко, братья Тобилевичи (Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский и Панас Саксаганский). Члены кружка и другие украинцы, жители Елисаветграда, идентифицировали себя не только через язык, но и через употребление украинского названия города. Характерным признаком является то, что среди воспоминаний, переписки, других документальных источников, которые оставили после себя те жители Елисаветграда, не считавшие себя украинцами (Александр Пашутин — мэр, который дольше всего (27 лет) занимал эту должность, Андрей Достоевский — архитектор, родной брат известного писателя, Афанасий Фет — русский поэт-лирик, Дон-Аминадо — поэт и писатель, представитель еврейской общины и др.), отсутствует упоминание названия Елисавет. Этот факт подтверждает, что название Елисавет считалось исключительно украинским.
Название Елисавет до создания местной украинской общины считалось историческим народным названием. В начале XIX-го века его не употребляли носители других культур, также не использовали в официальном документообороте. На нем стояло чиновничье табу, поскольку название считалось холопским.
ПОЧЕМУ ЕЛИСАВЕТ — НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ?
Если углубиться в прошлое еще на несколько десятилетий, то ситуация в конце XVIII-го века была другой. Название Елисавет использовалось в официальных документах на уровне с Елисаветградом.
Официально статус города нынешний Кировоград получил через 30 лет после появления названия Елисавет, в 1784 году, одновременно с официальным утверждением названия Елисаветград (также в 1784 году были утверждены названия Константиноград и Павлоград). В историографической традиции 1775 год принято считать годом появления названия Елисаветград. Официального документа, который бы утвердил это название, не существует, но можно констатировать, что после 1775 года названия Елисаветоград и Елисаветград начали употребляться в официальных документах параллельно с названием Елисавет.
Важно и то, что название Елисаветград возникло после разрушения Сечи. До 1775 года на территории современных Украины и России не существовало ни одного города со вторым корнем «град». Однако были Новгород, Миргород, Белгород. Именно после 1775 года имперская власть активно изменяла казацкие топонимы на балканские из-за увлечения Екатерины ІІ и Потемкина топонимами с родины православия. В этот период появляются названия греческих колоний, многочисленные «поли», от греческого «полис» — «город», и «грады», от болгарского «град» — «город».
Новое название ЕлисаветОград, которое возникло по нормам тогдашнего словообразования (между первым корнем и «полем» или «градом» должна быть буква О), не прижилось, поскольку для местного населения было удобнее модифицировать уже существующее название Елисавет, при этом опуская букву О вопреки тогдашним правилам словообразования.
На сегодняшний день некоторые историки придерживаются версии, что до 1775 года не существовало города, а существовала крепость, и название Елисавет обозначает крепость, а не город. Однако эта версия опровергается первоисточниками, которые можно найти, даже не погружаясь в архивы.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ГОРОДА
На землях вокруг современного Кировограда до XVIII-го века существовали разрозненные зимовники запорожских казаков: слободы и хутора. Жители поселений селились здесь на свой страх и риск, поскольку находились на незащищенных пограничных землях. До 1751 года, по версиям краеведов, на территории современного Кировограда существовали слободы, основанные казаками: Кущевка (вошла в состав города в XIX веке), Завадовка, Ингульская слобода, которая позднее слилась с Лелековкой (все вошли в состав города в ХХ веке) и Знаменская слобода, основанная старообрядцами. 29 декабря 1751 года имперский сенат издал указ о выселении жителей части Заднепровских мест, образовании Новой Сербии и построении земляной крепости, «которую именовать крепость святыя Елисаветы». В указе не было определено место новосозданной крепости, но очевидно, что имелась в виду южная граница в пределах Новой Сербии. После предания огласке указа Знаменскую слободу покинули «безуказные» старообрядцы, которые поселились там самовольно.
В начале 1752 года генерал Глебов поручил геодезисту Омельяну Гурьеву выбрать место для будущей крепости. Гурьев и два его помощника остановили свой выбор на месте за пределами Новой Сербии на правом берегу Ингула до впадения Сугоклеи. Если бы они выбрали менее выгодное расположение, например, в Новой Сербии, или не на Ингуле, а на Ингуле или Синюхе, то около крепости могло бы и не быть города. Расположение для города было выгодным потому, что место было заселенное, удобное с точки зрения транспортной развязки — дорога на Хаджибей, Крым и из Сечи в Польшу). Указ Елизаветы о переселении с территории Новой Сербии встретил среди украинцев сопротивление. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы: обращения, донесения, рапорты, сведения, сенатские указы.
Пытаясь погасить конфликт и не допустить переселения украинцев в Польшу, 18 августа 1753 года сенат принимает указ, которым позволяет селиться южнее Новой Сербии, в том числе у места, где должна была быть построена крепость святой Елизаветы. Этот указ фактически и дал толчок к образованию города.
ПОЯВЛЕНИЕ МАГИСТРАТА
Уже летом 1754 года, в день Св. Петра и Павла, через несколько недель после закладывания крепости состоялась первая большая ярмарка. На ярмарку прибыли купцы из Малороссийских губерний, Запорожской Сечи, центральной России, Польши, Молдавии и Турции. Разрешение на проведение ярмарок дал сенат, который также согласовал прибытие на ярмарку турок.
Можно констатировать, что возникновению города способствовала торговля. В случае отсутствия этого фактора поселения около крепости не развивались бы, а с ликвидацией военной функции крепость святой Елизаветы и территория вокруг нее могли бы превратиться в пустырь так же, как крепость святой Анны, которую основала императрица Анна Иоанновна в 1730 году на берегах Дона по проекту, похожему на Петропавловскую и Елисаветинскую крепости.
Место для проведения первой ярмарки (территория современного центрального рынка) было выбрано на левом ровном берегу Ингула, в низине. Этот район получил название Мещанская слобода, а позднее — Подол. На время проведения ярмарки Подол лишь начинал заселяться. Успех первой ярмарки стимулировал дальнейшее заселение Подола. В 1755 году появляется магистрат, избирается бургомистр, то есть внедряется магдебургское право, свойственное городам. Возникновение магистрата — это необходимость, поскольку именно это учреждение имело право в то время оформлять купцам документы для выезда за границу.
Первым бургомистром был избран купец Иван Иванченко, который, согласно документам архива Коша Новой Запорожской Сечи, происходил из казацкой семьи. Фамилии следующих бургомистров до 1766 года красноречиво свидетельствуют об их национальности: Григорий Звенигородский, Иван Гомин, Василий Киселев (раскольник, принявший православную веру). Также численность общин можно оценить по храмам. Первый храм Успения Пресвятой Богородицы православные украинцы построили в 1755 году. Старообрядцы начали строить храм святого Димитрия Ростовского в 1757 году, греки — храм святого Константина в 1761 году. В 1764 году согласно переписи две трети населения Елисаветинской провинции составляли украинцы.
Таким образом можно утверждать, что первое название городу дали украинцы, которых было большинство как в городе, так и вокруг него.
То, что авторство названия Елисавет принадлежит казачеству, подтверждают первые документальные упоминания этого названия в год появления магистрата. В казацких рапортах упоминается город Елисавет параллельно с Елисаветинской крепостью (крепостью св. Елисаветы). Так же первое нанесение названия Елисавет на карты произошло параллельно с нанесением Елисаветинской крепости. На карте француза Роберта де Вагонди «Южная часть европейской России...1754» название города пишется двумя слова — Елисавет Город (в то же время город Орлик обозначен как Орелгород), а сам город нанесен на карту правильно: на левом берегу Ингула. На дополнительной вставке к карте крепость Святой Елисаветы также указана правильно: на правом берегу Ингула.
Многочисленные первые упоминания названия Елисавет в казацких документах дают основания считать это название казацким. Название Елисавет образовалось в соответствии с казацкими традициями называть город в привязке к местности. Так, город, который находился около урочища, названного турками Орели, назван казаками Орлик. Город, который находился около крепости, названной турками Ачи, казаки назвали Очаков. Город, который находился возле крепости, названной россиянами именем Елизаветы, казаки назвали Елисавет. В украинской топонимике являются привычными названия женского рода (Винница, Полтава, Смела, Умань), однако новосозданный город был назван казаками не женским именем Елисавет (женского рода) или Елисавета, а Елисавет (мужского рода). То есть произошло изменение в морфемном составе слова, которое свойственно и упомянутым ранее казацким названиям Орлик и Очаков.
Не обошло название Елисавет и народное творчество. «Ой з-під города, з-під Єлисавета сизі орли відлітали», — поется в песне, которая описывает события 1757 года. В разных вариантах песни упоминаются разные названия: Елисавет, Ялисавет, Лизавет.
Вероятно, что истории о казацком городе Елисавет в первой половине XIX века рассказывали деды, так же, как дед Тараса Шевченко рассказывал ему о гайдамаках. Поэтому данное название продолжало жить в XIX и в начале ХХ веков. Сегодня самые старые жители Кировограда рассказывают, что Елисаветом называли довоенный Кировоград — во времена, когда название города изменялось едва ли не каждые 5 лет (Елисаветград, 1918 — Елисавет, 1919 — Елизаветград, 1924 — Зиновьевск, 1934 — Киров, 1939 — Кировоград). В послевоенный период название Елисавет перестало употребляться из-за резкого изменения состава населения (сокращения коренного и увеличения новоприбывших).
***
В контексте будущего переименования Кировограда у многих возникает вопрос относительно того, может ли украинский город носить название Елисавет, хотя название Елисавет и мужского рода, и дано было казаками, но отмечено тенью императрицы Елизаветы, в честь которой была названа крепость. Но тень эта не больше, чем тень царицы на крепостных валах, которые находятся в центре города Кировоград. От самой крепости и тени Елизаветы Петровны в разных символах не избавиться уже никогда. Существуют ли другие варианты восстановления исторической справедливости?
Выпуск газеты №:
№177, (2015)Section
Подробности