Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Хабаровск против режима

«Очевиден большой провал региональной политики Кремля на Дальнем Востоке», — эксперт
28 июля, 19:20

Массовые протесты на Дальнем Востоке России, главным образом в Хабаровске, а также во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Комсомольске-на-Амуре продолжаются уже третью неделю. Люди выходят на улицу в поддержку арестованного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала (возглавлял регион с осени 2018 г.). Он был задержан 9 июля, обвинен в организации убийств и покушений на предпринимателей в 2004—2005 годах, после чего его отправили в Москву и арестовали. 20 июля президент РФ Владимир Путин подписал указ об отстранении Фургала от должности губернатора «в связи с утратой доверия», а на в.и.о главы края был назначен другой деятель ЛДПР Михаил Дегтярев.

Эпицентром протестов стал Хабаровск. Здесь с 11 июля каждую субботу проходят многотысячные митинги, последний из них состоялся 25 июля и стал самым массовым в истории города (более 50 тыс. человек). Как и в ходе предыдущих акций, жители города прошли маршем по центральным улицам и вышли на центральную площадь Ленина для проведения митинга. Собравшиеся скандировали: «Свободу», «Пока мы едины — мы непобедимы», «Это наш край», а также «Долой царя», «Россия, просыпайся» и «Путина в отставку». Неужели россияне на Дальнем Востоке начали просыпаться и нашли в себе силы обратиться к человеческому достоинству — стать гражданами, а не оставаться подданными? Что побудило их к массовым протестам?

Вряд ли дело только в поддержке Фургала. Также это свидетельствует о том, что путинская региональная политика трещит по швам. А еще украинские историки обращают внимание, что недовольство людей в этом регионе центральной политикой имеет свои исторические и этнические корни. Дело в том, что юг Хабаровского края, включая Хабаровск, входит в Зеленый Клин. Когда-то украинские переселенцы составляли здесь большой процент населения (в регионе жило около 300 тыс. украинцев). Более того, 100 лет назад при распаде империи в 1917-1921 гг. местные украинцы проводили Всеукраинские съезды Дальнего Востока и принимали решения, чтобы считать «Республику Зеленый Клин» колонией свободной независимой демократической Украины. Все закончилось с приходом большевиков в 1922 году с последующими репрессиями и ассимиляцией украинцев. Однако дух свободы, как видим, не исчез полностью.

Итак, чего можно ожидать от протестов в Хабаровске, как может развиваться ситуация дальше?

ФОТО REUTERS

«МЫ ТАК И НЕ СМОГЛИ ВЫЙТИ К ТЕМ УКРАИНЦАМ И ПОМОЧЬ ИМ СОХРАНИТЬ САМОБЫТНОСТЬ. НО ДУХ СВОБОДЫ ТАМ ЕСТЬ»

Владимир ОГРЫЗКО, дипломат, министр иностранных дел Украины (2007—2009 гг.):

— Мне кажется, что протесты в Хабаровске — только первый элемент тех событий, которые мы будем видеть в России совсем скоро. Здесь вопрос не только в том, что, по мнению жителей, несправедливо и незаконно сняли местного губернатора. По моему мнению, в этом народе, который традиционно спал и боялся, начинают постепенно едва проявляться какие-то элементы достоинства. В этом для меня маленькая, совсем эфемерная надежда.

Власти РФ традиционно закрывают свою страну, видя в мире вокруг врагов — это традиция, которая продолжается все существование Московии во всех ее формах. Однако отсоединить всю страну от мира невозможно, железный занавес упал, люди начали понемногу выезжать и видеть определенные вещи, начали понимать, что можно жить иначе. Поэтому думаю, что Хабаровск — маленький огонек того, что может потом превратиться в другое видение мира внутри России. Понимая это, власть сейчас делает все возможное для того, чтобы это движение за недостатком организации, идеологии, финансирования просто сошло на нет. Если этого не произойдет, начнутся традиционные для России репрессии, которые заставят людей четко и ясно понять: либо ты становишься на позицию гражданина и продолжаешь бороться, либо тебя снова загоняют в старую систему страха. По сути, общество изначально живет в этом состоянии страха. Он перешел в Московию от Орды, где не было иной системы построения отношений, чем «хан — раб». Которая в Московии трансформировалась в «царь — раб» и продолжается до сих пор. Нет свободы, традиции защиты прав человека, поэтому власть продолжает этим успешно пользоваться, однако вопрос здесь только в массовости протестов, потому что полиция влияет, когда на улицы выходит 15—20 тысяч человек, — когда же выходит сто тысяч — ее не видно.

Возвращение губернатора будет означать поражение Кремля, что в сущности этой системы невозможно и неприемлемо, ведь царь не может ошибаться. Этот принцип работал в России всегда. Поэтому мы должны наблюдать, как реагирует население Хабаровского края: воспримет ли оно это как вызов, на который надо дать ответ, смирится ли под давлением власти, которая начнет очередной этап репрессий. Однако огоньки протестов понемногу вспыхивают и в других регионах России. Нужно не забывать, что РФ — это конгломерат самых разных по ментальности, традициями и религии народов. Поэтому к социальным протестам, связанным с правами человека в России, безмолвно добавится национальный вопрос. В таком случае Россия начнет трещать не только по вертикали власти — гражданское общество, но и по вертикали Россия — представители других народов. Поэтому перспективы у России довольно печальные, о чем я неоднократно говорил. Ставка Путина на агрессию — последние патроны, которые остались, но и это в конце концов не сработает.

Это в определенной мере настоящий исторический факт, на Дальнем Востоке действительно живет очень много украинцев, хоть и обрусевших. К сожалению, мы так и не смогли выйти к людям и помочь им как минимум сохранить свою национальную самобытность. Несмотря на это, там до сих пор есть источники украиноведения, пусть и на довольно начальном уровне, и дух свободы, как известно, присущий украинцам. Поэтому это тоже может быть одной из основ того, что эта наглая политика: «Что хочу, то и ворочу», вызвала возмущение и среди этих жителей, являющихся украинцами по этническому происхождению. Я недавно видел интересный заголовок, вместо Новороссии на Юге Украины придет Новоукраина в Хабаровском крае, так что время покажет...

«ВОЗМОЖНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ХАБАРОВСКИХ ПРОТЕСТОВ — ИЗМЕНЕНИЕ ВСЕЙ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ»

Семен НОВОПРУДСЬКИЙ, независимый российский журналист:

— Показательный грубый арест популярного у населения Хабаровского края губернатора Сергея Фургала, еще и после переноса Кремлем столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток, несомненно разъярил хабаровчан. Причем важно понимать, что большинство из протестующих не были настроены изначально опозиционно именно к Путину и  российской внешней политике, но люди взбешены политикой федерального центра, который выкачивает из регионов все ресурсы, оставляя местное население в нищете. Пока можно говорить о том, что налицо большой провал региональной политики Кремля конкретно на Дальнем Востоке. Там проблема усугубляется еще и тем, что личные связи жителей того же Хабаровского края и Приморского края с Китаем гораздо сильнее, чем с остальной Россией. И люди сами видят, что Китай на глазах богатеет, а они беднеют, Москва их по сути разоряет.

Единственным положительным для хабаровчан исходом может стать какая-то экстренная адресная финансовая помощь, льготы и преференции Кремля, чтобы сбить накал протестов. В частности, новый врио губернатора Михаил Дегтярев (политик с репутацией абсолютного политического клана в России, чье назначение еще больше разозлило людей) уже пообещал снизить тарифы ЖКХ, чего нигде в России в последние годы не бывало. Фургала Кремль точно не вернет в губернаторы. Вероятность выполнения требований протестующих провести суд над Фургалом в Хабаровске существует, но она очень невелика. Точечные аресты и избиения участников акций протеста уже случились, но массовых разгонов скорее всего не будет — если протестующих будет по-прежнему много. Кремль делает ставку на то, что люди устанут и протест постепенно стихнет. Но несомненно сепаратистские настроения и ненависть всего Дальнего Востока к федеральному центру будет нарастать. Еще одно возможное последствие хабаровских протестов — изменение всей схемы управления Дальним Востоком: все регионы будут слиты в один и управлять им будет фактический наместник Москвы с достаточно большими полномочиями и политическим весом.

Этот протест никак не связан с украинской диаспорой на Дальнем Востоке, но украинцы несомненно органично вписаны в жизнь Дальнего Востока и никаких конфликтов между русскими и украинцами там не было. Думаю, в данном случае русские и украинцы, живущие на Дальнем Востоке, одинаково воспринимают ситуацию с политикой Москвы по отношению к региону.

«ПОЧТИ НАВЕРНЯКА В ТЕЧЕНИЕ ЭТОГО ГОДА МЫ УВИДИМ КРУПНЫЕ МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ И В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ»

Роман ДОБРОХОТОВ, российский общественный деятель:

— Я не думаю, что именно отставка губернатора Фургала является главной причиной негодования хабаровчан и жителей Дальнего Востока, это, скорее, результат накопившегося недовольства связанного с паданием уровня жизни за последние шесть лет. Также это связано с тем, что Дальневосточный регион сильно отстает не только от стран Запада, но и своих ближайших соседей. Когда люди видят, что происходят по другую сторону границы, с какой скоростью за последние десятилетия развивается даже авторитарный Китай, я уже молчу про Южную Корею, куда тоже летают наши граждане, невольно начинают задаваться вопросами.

Я не думаю, что Фургал был лучшим губернатором, однако народ его выбрал и он противостоял «единоросам», так что при всех недостатках, люди ассоциировали его с выражением своей воли. Поэтому, когда по совершенно непонятному уголовному делу «столетней» давности его решили убрать, население возмутилось. Мало того, что Кремль мало вкладывает денег в развитие регионов, но еще и не позволяет людям иметь свой собственный выбор, присылая надзирателя из Кремля, который должен следить, чтобы у Путина на голосовании была высокая явка. Одновременно с социально-экономическими проблемами мнение людей было попрано, когда позвали человека из ЛДПР, близкого к Жириновскому. Думаю, нельзя сказать, что Хабаровский край сильно отличается от большинства регионов, но далеко не везде у нас есть избранный народом губернатор, еще и не «единорос», так что в этом смысле Сергей Фургал особенная персона.

Бытует мнение, что в регионах Путин набирает большие проценты, а в Москве и крупных городах меньше, но, как раз-таки Дальний Восток традиционно показывает низкие проценты и у Путина, и у «Единой России», поэтому можно сказать, что сводолюбивый регион. 

Есть вероятность, что протест перейдет и на другие регионы, потому что люди видят, что оказывается, так можно было: выйти всем городом, где на тебя обратят  внимание, будут задумываться о проблемах региона. Поэтому, думаю, что многие россияне задумались, а не пора ли тоже поднять такую волну. Интересный момент: трения в одном регионе можно приглушить, послав туда ОМОН из Москвы, но если ситуация Хабаровска повторится еще в 2-3 регионах, то тут уже нет возможности контролировать все одновременно. Вероятность такого исхода высока, судя по опросам «Левады — центра» и других групп, которые показывают, что за последние несколько лет, особенно после пенсионной реформы, путинский рейтинг постоянно снижался, и до сих пор имеет низкий показатель. Поэтому риск повторения протестов очень высок, думаю, что это сейчас беспокоит власть больше всего. Ведь даже если в Хабаровске протест будет длиться, то это ещё не катастрофа, а если подобное будет где-то еще, будь-то Дагестан, где сейчас неспокойно, или Подмосковье, где повестка протеста немного затихла, но по-прежнему актуальна, да Москву тоже никто не отменял, тогда власти будет сложно контролировать ситуацию. Люди все еще не выходили по поводу поправок к Конституции на улицы, но ведь карантинные ограничение когда-то снимут. Когда волна коронавируса пойдет на спад, думаю, мы увидим реальное недовольство россиян.

Думаю, что возвращение губернатора маловероятно, ведь это очень не похоже на Путина, он никогда не идет на уступки в ходе протестов, это крайне маловероятно. По моему мнению, почти наверняка в течение этого года, мы увидим крупные массовые протесты, в том числе, возможно, и в Москве, а я повторюсь, что люди просто ждут спокойной эпидемиологической обстановки, но готовы к тому, чтобы выразить свое недовольство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать