Перейти к основному содержанию

Херсон. Март-2014

Пожалуй, это единственный город на юге Украины, на административных зданиях которого не появлялся российский триколор
18 марта, 19:46

Если описать все, что тогда происходило в публичном пространстве одним словом, то я бы сказал «тревога». Можно конкретизировать о страхе, злобе, отчаянии, жертвенности, ощущении общности, подъеме патриотических чувств, звучавших наряду с сепаратистскими настроениями на фоне сине-желтых флагов и георгиевских ленточек и коммунистических флагов.

Март 2014 года был чрезвычайно насыщен для Херсонщины. Митинги местного Майдана переросли в митинги за единую Украину и против российской агрессии в Крыму. Все ждали, что они пойдут на нас. Поэтому объединялись.

Мы следили за событиями во всех областных центрах: митинги, драки с силовиками, захват админзданий. У нас все прошло без крови. Милиция внутренне «кипела», защищала власть, но в то же время плыла по течению.

Мы оборудовали штаб и пресс-центр прямо в здании ОГА. Главы города и области от Партии регионов уже не улыбались нам пренебрежительно и не пытались продемонстрировать, что они сильны как никогда. Все, земля ушла из-под ног. Они готовы были раздавать интервью оппозиционным журналистам, но те относились к ним пренебрежительно.

«Вы мне уже не интересны», — сказал журналист тогда еще «Херсонських вістей» Евгений Приходько тогда еще председателю Херсонской облрады Виктору Пелиху. Вскоре последнего выгнали прямо из президиума облрады, заставив написать заявление об отставке. Председатель ОГА тоже сложил полномочия.

Когда из Киева наконец назначили нового губернатора, появилось ощущение, что центральная власть как-то реагирует. Уже этот факт был чрезвычайно важным: о нас не забыли. На этой волне в ОГА хотели зайти самозванцы от «Нашої України» (Силенков, Босакевич) под видом майдановцев. Вспоминаю тот день, когда на переговорах с предлседателем местной Партии регионов Катя Гандзюк вместе с журналистами и самообороной выгнали этих людей за двери.

На пограничье с Крымом начали прибывать первые подразделения ВСУ. Активисты с площадей стали волонтерами. Конечно, не все. Те, кто еще и летом 2014 «воевал» на площадях, сейчас называют себя председателями майдановского движения. Но это — немного другая история.

Я впервые увидел бронетехнику и много военных. Минометные позиции, БМП и Т-64 в окопах. БТРы на автодорогах и разные тягачи стали привычными участниками дорожного движения.

9 марта посетил с. Ставки в Каланчакском районе. До границы с Крымом — пару километров. Многие селяне работают на заводе «Крымский титан». Боятся, что их уволят, разводят руками. Когда спрашиваешь, вы за кого — ответы разные. Преимущественно «за мир», но «помогаем нашим ребятам».

Очень удивляло материальное обеспечение военных. Точнее, его отсутствие. Когда я впервые увидел танкистов в черной робе, о том, что это солдат, я догадался только по шлему. Форма — у всех разная. Старая и более новая, коричневая и темно-зеленая, пятнастая и «британка». У кого на что хватило денег. Обувь — просто ужас. Но постепенно ситуация улучшилась. Особенно на настроениях военных отразилась поддержка местного населения на пограничье с Крымом. Солдаты в один голос говорили: «Нам постоянно что-то привозят». Начинали с закруток, сала и картофеля, заканчивали тепловизорами и последними моделями бронежилетов.

В середине марта подразделения ВСУ и ГПСУ обустроили позиции в с. Стрелкове Генического района. Курортный поселок превратился в военную базу. Танки и окопы пролегли впритык к базам отдыха. Местные часто реагировали недовольно: курортный сезон сорвется. Но тогда было не до солнечного побережья Арабатской стрелки. Речь шла о том, под каким флагом здесь будет действовать власть. Местный председатель тогда «колебался» в своих позициях. Помогли профилактические беседы.

В Херсоне каждые выходные проходили большие митинги в поддержку единства Украины. Им в противовес местные коммунисты и пророссийские силы проводили свои акции. Словесные перепалки перерастали в небольшие столкновения. На стороне майдановцев очень действенной была самооборона. Активисты дежурили около администрации и по улицам. Однажды произошла драка с сепаратистами. После этого никто не осмеливался принести российский флаг на площадь Свободы.

На въездах в город со всех сторон обустроили блокпосты. Проверяли подозрительные автомобили, дежурили на автодорогах, заставляли милицию делать свое дело.

Кажется, Херсон — единственный город на юге Украины, на административных зданиях которого не появлялся российский триколор. Не допустили, предупредили. Четко заявили свою позицию. Это на местных выборах активисты разбрелись по разным лагерям и перессорились. А тогда, в момент большой угрозы, они забывали о партийной символике и объединялись под национальными флагами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать