Херсонщина накануне выборов
Наблюдатели ОПОРЫ рассказали о ходе кампании на финишной прямой
В июле 2019 года внеочередная парламентская предвыборная кампания в пяти округах Херсонской области имела конкурентный и конфликтный характеры. Претенденты на парламентский мандат значительно активнее использовали СМИ, социальные сети и внешние рекламные носители для предвыборной агитации. Существенно выросли активность в округах и случаи «черного пиара». Кандидаты начали использовать суд и обращение в правоохранительные органы как часть предвыборной стратегии. Увеличилось и количество визитов представителей избирательных списков партий. Об этом сообщили наблюдатели общественной сети ОПОРА в Херсонской области во время пресс-конференции.
АКТИВНОСТЬ ПАРТИЙ
По данным ОПОРЫ, политические партии не проводят прямой к избирателям активной кампании, а их местные структуры ограничиваются в основном администрированием палаток и распространением печатной агитационной продукции. Определенная активизация происходит во время визитов лидеров, но даже визит политиков из первой десятки партийного списка не приводит к массовым мероприятиям.
Представители политических партий в основном сузили взаимодействие с избирателями с помощью медиа, распространения печатных материалов и социальных сетей. Такая практика, с одной стороны, является попыткой политических сил обеспечить более широкий охват избирателей при меньших организационных и материальных затратах. Но тем самым избиратели не могут взаимодействовать с кандидатами путем участия во встречах с ними, митингах и других массовых мероприятиях.
ЛИДЕРЫ
Если в предыдущие недели кампании регион посетили лишь несколько лидеров политических партий, то ближе ко дню голосования Херсонщина попала в «прицел» кандидатов от нескольких партий. 5 июля область посетил лидер «Оппозиционной платформы - За жизнь» Юрий Бойко, 17 июля - лидер списка «Оппозиционного блока» Сергей Мураев. 13 июля состоялся визит и концерт лидера партии «Голос» Святослава Вакарчука.
Кроме лидеров за июль на Херсонщине находились с визитом Эмине Джапаров (№4 в списке партии «Украинская стратегия»), Мустафа Джемилев (№6) и Ахтем Чийгоз (№8) из «Европейской Солидарности», Инга Маковецкая (№4), Денис Силантьев (№15) и Василий Амельченко (№16) из Радикальной партии Олега Ляшко.
КОМИССИИ
Процесс и результаты формирования состава участковых избирательных комиссий для проведения голосования были значительно качественнее по сравнению с предыдущей президентской кампанией. Кандидаты в народные депутаты и политические силы достаточно активно присоединялись к формированию состава УИК, хотя в некоторых случаях возникала необходимость «доукомплектации» УИК со стороны ОИК. То, что в основном размеры комиссий являются минимальными, облегчило процесс их формирования, считают наблюдатели ОПОРЫ.
НАРУШЕНИЯ
На первом месте по количеству нарушений избирательного законодательства и в соответствии с заявлениями в правоохранительные органы в июле остается внешняя реклама кандидатов без выходных данных или с определенными несоответствиями. Этим «грешили» кандидаты Сергей Герасимюк, Валерий Кулешов, Зоя Бережная, Владимир Сальдо, Михаил Опанащенко, Евгений Рыщук, Иван Винник и другие.
Наблюдатели ОПОРЫ также фиксируют внешнюю рекламу с признаками скрытой агитации, ориентированную на «день тишины» - билборды не содержат изображений и фамилий кандидата, но выполнены в узнаваемой стилистике и имеют соответствующие лозунги. Также в агитацию, которая запрещена в «день тишины» и непосредственно в день голосования, могут подпасть таблички с названиями улиц от благотворительного фонда кандидатов, в которых содержатся их имена и фамилии.
На втором месте нарушения ведения политической агитации. Ряд кандидатов в июле продолжают привлекать должностных лиц к своей кампании. Самым популярным «каналом» распространения положительных отзывов о деятельности кандидатов остаются районные СМИ. Например, в газетах 186-го округа кандидаты Евгений Рыщук и Василий Зеленчук заручились поддержкой представителей медицинской отрасли (главного врача Херсонской областной детской туберкулезной больницы и главного врача Олешковской больницы). А кандидат в парламент в 184-м округе Игорь Колыхаев не только имеет письменные благодарности от чиновников в газетах, но и постоянное сопровождение во время своих встреч с избирателями.
Еще одна негативная традиция, продолжается - использование религиозной темы. Например, благотворительный фонд кандидата в 185-м округе Павла Филипчука распространяет «православный календарь», а кандидата в 182-м округе Василия Федина на мероприятиях постоянно сопровождает секретарь Херсонской епархии УПЦ протоиерей Максим.
На третьем месте среди нарушений косвенный подкуп избирателей, который в основном осуществляется через благотворительные фонды кандидатов. Масштабы этого метода разные - от раздачи мороженого детям и лотерей с призами до ремонта школ, организации праздников с участием звездных гостей и открытие спортивных площадок и реставрации парка.
«ЧЕРНУХА»
В последнюю неделю перед выборами стали массовыми случаи «черного пиара». Только 13 июня в Херсоне были зафиксированы 2 случая - раздача газеты в стиле партии «Слуга народа» с негативными материалами о почти всех кандидатах в народные депутаты в 182-м округе и открытки с признаками «черного пиара» против кандидата Владимира Сальдо.
16 и 17 июля Херсон и 186-ой округ «засыпали» листовками против кандидатов от партии «Слуга народа». В Олешках и селах района массово распространяли «черный пиар» против самовыдвиженца Евгения Рыщука, в Новой Каховке - печатную продукцию против Игоря Колыхаева. Также в июле состоялся поджог автомобиля доверенного лица кандидата от партии «Слуга народа» Павла Павлиша, который представители штаба связывают с избирательной гонкой.
ДЖИНСА
За первую половину июля лишь 35% изданий Херсонщины прибегли к маркировке политической рекламы. Несмотря на то, что до выборов осталось меньше недели, редакции продолжают выдавать материалы с явными признаками заказа и агитации за обычный медийный контент. Даже предвыборные программы кандидатов размещаются без маркировок. В то же время, наблюдается поступательный рост процента печатных СМИ, которые начинают маркировать данный контент в соответствии с законодательством
Во время второй недели июля кандидаты разместили 86% материалов с признаками заказа, а партии - 14%. Лидерство по материалам с признаками заказа у представителей 185-го округа. Сергей Хлань имеет 13,5% от общего количества материалов, на второй строчке Павел Филипчук с 10,8%, на третьей с одинаковым процентом 8,25% разместились кандидат по 185-му округу Александр Кистечок и лидеры 184-го избирательного округа Иван Винник и Игорь Колыхаев.
Некоторым кандидатам оказалось мало места в районных газетах и они выпустили целые спецвыпуски, посвященные своей деятельности. Так, отдельный выпуск газеты «Новый день» был посвящен кандидату Юрию Одарченко, «Гривны» - Павлу Билецкому. Также отдельные газеты были полностью посвящены Павлу Филипчуку, Василию Зеленчуку, Сергею Рыбаку, Евгению Рыщуку, Олег Предместникову.
Section
Подробности