Перейти к основному содержанию

Кнопка

У украинской оппозиции сейчас нет более важной задачи, чем добиться воплощения принципа «один парламентарий — один голос»
18 января, 10:21

Тем, кто нажимает кнопки в Верховной Раде, было бы интересно узнать, что первую автоматизированную систему подсчета голосов для законотворцев изобрел не кто иной, как великий Томас Эдисон.

Еще в 1869 году.

Тогда он узнал, что городской совет Вашингтона и законодатели штата Нью-Йорк начали думать о том, как сделать удобнее процесс подсчета и регистрации голосов. Эдисон спроектировал переключатель, который законодатель мог переводить в позиции «да» или нет», и тот посылал сигнал к центральному записывателю, который сортировал имена в две колонки.

Сам Эдисон вспоминал, что после демонстрации своего изобретения в Конгрессе он доказывал одному из законодателей все преимущества своего проекта, и тот был страшно напуган этим изобретением.

«Молодой человек, — кричал он Эдисону, — это нам совсем не подходит! Это как раз то, чего мы НЕ хотим. Ваше изобретение уничтожит последнюю надежду меньшинства влиять на законотворчество. Оно подчинит их, связанных по рукам и ногам, воле большинства!»

Хм... Скажите это украинской оппозиции теперь, почти 150 лет спустя.

Не удивительно, что американцы не вводили автоматизированный подсчет голосов вплоть до 1970 года. Около пятидесяти проектов об автоматизированном, механизированном, электрическом и электронном голосовании не набирали нужного количества по-человечески выраженных — без кнопок и переключателей — голосов конгрессменов.

Но странно, почему американцы так поражены картинками побоищ в украинской Верховной Раде и радуются, что их республиканцы с демократами еще пока не бьют друг другу морды и не ломают парламентский инвентарь, как у нас.

Они должны были бы радоваться сопротивлению нашей оппозиции изобретенной их соплеменником адской машине.

Потому что по эту сторону Атлантики, например, ни у кого нет сомнения, что если бы голосование в Верховной Раде проходило путем поднятия руки, вставания, выкрика, хлопанья или еще какого-то нормального засвидетельствования своего мнения, принятого у всех млекопитающих, то с демократией в Украине все было бы в порядке уже давно.

Дайте украинским политикам кнопку, и те найдут газетку, которой будут прикрывать нелегальное голосование за соседа.

Или не будут прикрывать вообще.

* * *

У украинской оппозиции сейчас нет более важной задачи, чем добиться воплощения принципа «Один парламентарий — один голос». Все другое, абсолютно все, есть производным от этого принципа. Пока парламентарии являются пианистами, они все, включительно с оппозицией, виноваты в наших неурядицах.

Они. Не мы.

Провластное большинство — потому что искажает нашу волю, а оппозиция — потому что не может за это дать им по рукам. Или — по морде. Когда депутаты начнут принимать глупые законы, голосуя каждый лично, тогда нам, наконец, не будет на что нарекать и говорить, что мы голосовали на выборах вовсе не за тех проходимцев. Создастся уютный общественно-политический эквилибриум, возможный в силу ответственности целого народа за свои ошибки. А собственные ошибки всегда легче и быстрее исправлять, чем чужие.

Выборами или вилами.

Оппозиция права в требованиях криминализировать голосование за другого депутата лишь вот в каком смысле. Этим она уравнивает нас и депутатов. Демократизирует наши с ними отношения. За это ей большое спасибо. Потому что нас за голосование за соседа посадить могут, а депутата — пока еще нет.

Во всем другом законопроект ничего не изменит, даже если его каким-то чудом примут. Попробуй докажи, что депутат задел соседнюю кнопку не потому, что так хотел, а потому, что не увидел. Где искать его mens rea? В голове или в кармане?

Любая система, техническая или не очень, которая физически сделает невозможным голосование за другого, нас устроит. Но для этого не нужно нового закона.

Для этого нужна только воля бороться за утверждение новой процедуры голосования.

Оппозиции следует не распылять силы на другие инициативы, потому что их решение будет всегда искажено вот этим не таким голосованием. Им следует не забывать, что теперь ветры дуют в их паруса, благодаря простым украинцам, общественным движениям и организациям, которые кнопкодавство делают нетерпимым явлением. И то, что депутаты уже прячут голосование за соседа под газетки и даже краснеют, когда пойманы на горячем, это большой прогресс. Этот почин нужно доводить до конца. Даже если это будет означать отложение на потом абсолютно безотлагательных законопроектов.

Блокирование работы Рады по поводу другого любого повода, кроме положить конец кнопкодавству, только дискредитирует оппозицию. С этой стороны забора на Грушевского более важные вещи видны лучше. И с этой стороны хорошо видно, что нет в Раде более важного дела, чем положить конец искажению нашей воли.

Если депутаты так пристрастились к кнопкам, дайте им еще одну — сенсорную.

Или заберите кнопки вообще.

Изобретение Томаса Эдисона пугало американских законотворцев безликостью голосования.

Нынешних украинцев оно пугает беспардонностью злоупотребления этой простой технологией.

Этому уже давно пришло время положить конец.

Алексей ОПАНАСЮК, специально для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать