Перейти к основному содержанию

Когда придет свобода?

Заключая какую-нибудь торгово-экономическую сделку с Москвой, ЕС мог бы потребовать в качестве условия освобождения украинских моряков
16 января, 18:40
ФОТО REUTERS

Лефортовский суд в российской столице вполне ожидаемо продлил срок ареста 24 украинских моряков на 3 месяца, до 24 апреля и отклонил все ходатайства их адвокатов, в том числе о том, чтобы сделать судебные слушания открытыми и передать дело в военный суд. Подсудимые справедливо считают себя военнопленными и требуют обращаться с собой в соответствии с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными. Ссылаясь на нее, все моряки отказались от дачи показаний. Как известно, Женевская конвенция запрещает допрашивать взятых в плен военнослужащих, которые должны назвать лишь свое имя и фамилию и номер своей части. Показательно, что военные всех стран во время вооруженных конфликтов на этот пункт конвенции обычно не обращают внимания, заранее предполагая, что другая сторона также будет его нарушать. Признаков того, что задержанных в результате инцидента в  Керченском проливе моряков в ближайшее время собираются освобождать или на кого-то обменивать, по-прежнему не появилось.

Более того, теперь можно уверенно сказать, что никаких подвижек в деле моряков, равно как и других удерживаемых в России и на Донбассе украинских заложников, не будет до завершения президентских выборов в Украине. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, наверняка с санкции Путина, прямо заявил, что никаких договоренностей не будет до тех пор, пока в Киеве будет оставаться у власти «партия войны». Отвечая на вопрос: «Насколько велик шанс того, что Донбасс превратится в замороженный конфликт на долгие десятилетия?», он утверждал: «Это будет зависеть от Киева, от того, будет ли там у власти «партия войны». В этом случае шансов на то, что конфликт прекратится, нет. Напротив, если будет партия мира и дипломатии, тогда есть шанс». А еще Песков заявил: «Несмотря на все проблемы, украинцы всё равно остаются для нас очень близким народом, о чём президент неоднократно говорил».

Таким образом, Кремль хочет поддержать соперников Петра Порошенко, возможно Юлию Тимошенко, посеяв среди украинских избирателей иллюзии, что если убрать действующего президента и проголосовать за кандидатов, призывающих к диалогу с Путиным, то можно будет прекратить войну и добиться деоккупации Донбасса. Соответственно, 24 моряков и остальных украинских заложников ни в коем случае не освободят даже после президентских выборов, если победителем на них, вопреки ожиданиям Кремля, окажется Порошенко. Если же победит любой другой кандидат, то освобождение части заложников, в том числе 24 моряков, могут освободить или, скорее обменять на какое-то число россиян, находящихся в заключении в Украине, в качестве некоего жеста доброй воли, чтобы попытаться договориться с новым украинским президентом. Вспомним, как американских заложников в Иране, которых президент Джимми Картер неудачно пытался освободить с помощью операции спецназа, иранские власти выпустили на свободу вскоре после победы на выборах его соперника Рональда Рейгана, как раз в день его инаугурации 20 января 1981 года. Поведение российских властей в этом отношении ничем не отличается от поведения иранских аятолл.

ФОТО REUTERS

В очень большой степени освобождение украинских заложников затрудняется тем обстоятельством, что судьба тех россиян, которые попали в плен во время боевых действий в Донбассе или были задержаны во время выполнения диверсионных, подрывных или разведывательных акций на остальной территории Украины, чрезвычайно мало волнует как Кремль, так и подавляющее большинство жителей России, которые практически никаких акций в их поддержку не проводят. Единственное заметное исключение  здесь — российский пропагандист Кирилл Вышинский, да и то акции в его поддержку инициировали, разумеется, с санкции Кремля, коллеги Вышинского по пропагандистскому цеху. Администрация же президента России, по всей вероятности, не считает Вышинского достаточно важной персоной, раз отказалась обменивать его на голодавшего Олега Сенцова. Так что в Кремле не будут особенно волноваться, если несколько десятков россиян проведет в украинских тюрьмах долгие годы и даже десятилетия.

Каким образом Украина может попытаться освободить своих граждан, удерживаемых в сепаратистских республиках Донбасса и в России? Чисто теоретически, это можно сделать, если в украинский плен попадет кто-то из российских военных или гражданских генералов, обладающих какой-то конфиденциальной информацией, раскрытие которой может нанести существенный ущерб Путину и его окружению. Например, если пленный генерал может рассказать о дислокации российских войск на Донбассе, с указанием конкретных частей, мест дислокации, времени прибытия, численности и т. п., это может служить неопровержимым доказательством для мировой общественности российской агрессии в Донбассе. В этом случае Кремль наверняка постарался бы поскорее освободить такого генерал, в том числе и посредством скорейшего обмена всех на всех, чтобы не допустить утечки нежелательных сведений.

Однако шансов захватить лицо такого уровня во время происходящих чуть ли не ежедневно стычек и перестрелок на линии фронта в Донбассе практически нет. Поэтому в деле освобождения украинских заложников Киеву остается уповать на своих западных союзников. Неслучайно дипломаты США и Евросоюза присутствовали на процессе украинских моряков. Однако возможности Запада здесь тоже не безграничны. Опять же, заключая какую-нибудь торгово-экономическую сделку с Москвой, ЕС мог бы потребовать в качестве предварительного условия освобождения хотя бы моряков, задержанных в районе Керченского пролива. Но ничего подобного не происходит. Да и сами сделки, вроде строительства газопровода «Северный поток-2», зачастую оказываются направлены против интересов Украины.

Поэтому в деле освобождения заложников Киеву остается только ждать смены политического режима в России. В Москве же надеются, вряд ли основательно, что значительно раньше произойдет такая смена режима в Украине, которая вернет ее в орбиту российского влияния. Несчастным пленникам тоже остается только ждать, и сегодня нельзя даже приблизительно сказать, сколько может продлиться такое ожидание. Пока что поводов для оптимизма в деле с освобождением заложников, к сожалению, нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать