КОММЕНТАРИИ
Юрий ПАВЛЕНКО , фракция «Наша Украина»:
— Самое главное, что сегодня налицо взаимопонимание всех представленных в парламенте политических сил в отношении необходимости политической реформы. «Наша Украина» стоит на тех позициях, что содержанием политической реформы должно быть в первую очередь обеспечение прав человека, независимости СМИ, судов, полноправие местного самоуправления, и только затем — перераспределение властных полномочий между ветвями власти. В этом отличие между позицией нашей фракции и позицией главы государства. Судя по всему, будет два законопроекта, один из которых будет представлять позицию оппозиционных сил, второй — Президента и его единомышленников, и оба будут направлены в Конституционный Суд. После чего начнется длительный процесс согласования — на уровне конституционной комиссии, межфракционных переговоров по прохождению того или иного раздела и тому подобное. Не исключено, что пропрезидентским силам удастся разными методами найти компромисс в отношении если не всех предложений Президента, то, во всяком случае, половины из них, под которые будут собраны триста голосов. Однако возможен и вариант, когда политическая реформа вообще может быть заблокирована. Постоянные конфликты между различными политическими силами способны сделать невозможным одобрение до президентских выборов ни одного из политических законов. Но это даст возможность главе государства выйти на какие-то иные договоренности, получить определенные гарантии от наиболее потенциально сильных кандидатов. На мой взгляд, было бы целесообразно хотя бы отдельные положения реализовать до выборов президента, в частности, по вопросам сужения полномочий главы государства и расширения полномочий парламента и местного самоуправления. Это бы прибавило уверенности любой политической силе, — никто бы не боялся, что с приходом нового президента состоится узурпация власти, тотальное перераспределение властных элит. Ведь цель политической реформы — сделать невозможной узурпацию власти в Украине каким-либо человеком и какой-либо политической силой. В результате мы получим консолидацию общества, и оно заработает на развитие государства.
Ярослав СУХЫЙ , фракция СДПУ(О):
— Лично я с самого начала оценивал возможности парламента по проведению парламентом политической реформы с определенной долей пессимизма. А на сегодняшний день я уже просто убежден: нашей Верховной Раде, в ее нынешнем виде, при существующей расстановке сил политическая реформа просто не под силу. При нынешний заполитизированности или даже правильнее будет сказать — при политиканстве значительного числа депутатов найти компромисс чрезвычайно сложно. Как только какой-то законопроект идет под грифом «П» — т.е., от Президента, можно с уверенностью прогнозировать, что определенные фракции будут против. К сожалению, я не вижу доброй воли в сессионном зале, не ощущаю, чтобы проблематика реформирования политической системы, которая сейчас очень актуальна, имела шансы на адекватное внимание. Многие пытаются использовать проблематику политического реформирования исключительно в своих узкополитических, узкопартийных целях. Это наталкивает на мысль, что нам, вполне возможно, придется прибегать к референдуму. Думаю, он должен пройти в нынешнем году, с тем, чтобы президентские выборы состоялись по четким, понятным политическим ориентирам для будущего президента. Не исключаю и такого варианта, когда для проведения политической реформы нам придется задействовать Конституционную ассамблею.
Выпуск газеты №:
№85, (2003)Section
Подробности