КОММЕНТАРИИ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021102/4201-4-4_0.jpg)
Владимир БАРАБАШ , генеральный директор фирмы «Монамах»:
— Антидемпинговый процесс против кофе — вопрос очень прозрачный, потому что это не высокотехнологический товар, на котором за счет высоких технологий можно добиться снижения себестоимости продукта. Речь идет, очевидно, о другом — о значительном количестве контрабандного товара. Рынок кофе не прозрачен, и на нем очень трудно или даже невозможно посчитать долю того или иного предприятия. Но львовская «Галка» здесь права в том, что каждая страна (в том числе, и западные), стимулирует национальное производство. Ведь нам лучше стимулировать упаковку кофе или чая у себя, чем где-то еще, и не пользоваться при этом услугами очень дешевых рабочих рук в Шри-Ланке, Китае и т. п. А те, кто это делает, именно за счет этого буквально выбивают отечественных производителей. Поэтому определенное таможенное регулирование на границе должно быть. Понятно, что это следует делать с учетом правил ВТО, к которой мы намереваемся вскоре присоединиться. Защита рынка должна быть, но взвешенная. Мелкого надо защищать от крупного. Но он должен знать, что когда он подрастет, его отпустят в самостоятельное конкурентное плавание. Сегодня мы уже готовы к нормальной конкуренции. Но некоторые преимущества природного и социального характера, которые иногда есть у очень далеких наших поставщиков, в том числе, и кофе, говорят о том, что защита производителя в Украине должна быть. Но здесь не все однозначно, и должна быть дискуссия.
Богдан МАЙКО , генеральный директор торгового дома «Скала»:
— Я считаю, что это право каждого отечественного производителя — требовать от государства защиты его интересов. Есть суд, есть антимонопольные органы — докажут производители в них свою правоту, то почему бы их и не защитить.
Лолита КАРТУЗИЯ , предприниматель, председатель всеукраинского союза работников торговли и услуг «Трудовое содружество»:
— Я могу говорить и как потребитель, и как реализатор этой продукции. Я очень отрицательно отношусь к требованиям «Галки», потому что качество ее продукции, как говорится, оставляет желать лучшего, и она даже не идет в сравнение с фирменным импортным кофе. Он, во-первых, намного дороже «Галки», и они по цене не могут быть конкурентами. По цене «Галка» всем доступна. А элитные сорта кофе на базаре где-то втрое дороже. Т.е. антидемпинговое расследование в данном случае будет просто неуместным. Если хороший кофе вовсе исчезнет с прилавков магазинов и лотков, тогда народ, может, и будет покупать «Галку». И можно только представить, каким будет спрос кофеманов на импортную продукцию...
Наталья КОЖЕВИНА, председатель ассоциации содействия развитию частного предпринимательства «Единение»:
— Я однозначно выступаю за то, чтобы защищать отечественного производителя, за разработку для этого соответствующих механизмов. И то, что мы сегодня этим мало занимаемся, большой минус нашей стране. Мы действительно покупаем за границей массу не очень качественных и далеко не лучших товаров. Я лично с удовольствием пью «Галку», и у меня о ней самые лучшие отзывы. Значит, когда мы хотим, то можем производить товары, не хуже зарубежных.
Выпуск газеты №:
№201, (2002)Section
Подробности