Перейти к основному содержанию

КОММЕНТАРИЙ

«Пятый элемент»
12 марта, 00:00

Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»

Массовые политические акции (в том числе и оппозиционные) — явление абсолютно нормальное для любой демократической страны. Главное, чтобы при этом не происходило противоправных действий, различного рода эксцессов. От этого, увы, не застрахованы даже страны с глубокими демократическими традициями. Нагнетание страстей вокруг акций протеста, запланированных на 9 марта, пожалуй, сыграло на руку оппозиции. Даже конституционные инициативы Президента некоторыми комментаторами воспринимались в контексте оппозиционных выступлений (как упреждающий ход).

Главный вопрос, который интересовал большинство наблюдателей, — снизился или нет потенциал политической мобилизации у оппозиционных сил по сравнению с 16 сентября прошлого года? Точнее, вопрос ставился несколько иначе — насколько он снизился?

Что же касается визуальных впечатлений, то по степени массовости акции 9 марта если и уступали событиям 16 сентября 2002 г., то не очень существенно. Однако потенциал уличной мобилизации у оппозиционных сил, скорее всего, достиг потолка. Более того, наметился заметный дисбаланс между массовостью акций в столице и западных регионах Украины (прежде всего во Львове) и их малочисленностью в восточных и южных областях. Именно в этих регионах сильно влияние коммунистов. Получается, что КПУ на местах фактически проигнорировала единые акции протеста, либо весь организационный потенциал партии был задействован в Киеве.

В отличие от 16 сентября, нынешняя акция не воспринималась как увертюра к антипрезидентской революции. 9 марта все проходило чинно и спокойно, за исключением, пожалуй, пикетирования Лукьяновского СИЗО. Митинг возле памятника Шевченко местами напоминал политико-культурологическую акцию. Тарас Григорьевич был использован как «пятый элемент» в оппозиционной конструкции. Из выступлений вождей оппозиции обратила на себя внимание общая тема в речах Ю.Тимошенко и В.Ющенко. Правая оппозиция вновь заговорила о едином кандидате.

В отличие от съезда оппозиционных сил, который проходил за неделю до этого, на митинге 9 марта демонстративно подчеркивалось единство оппозиции, даже в деталях. Например, порядок выступления лидеров, за исключением Ю.Тимошенко, определялся по жребию. Для оппозиции вопрос единства (хотя бы внешнего) на сегодня вышел на первый план, и это единство соблюдается даже в мелочах.

Акция 9 марта носила символический и ритуальный характер. И это еще раз подтверждает тенденцию, обозначившуюся еще в прошлом году — противостояние власти и оппозиции приняло сугубо позиционный характер, на смену тактике фронтальных штурмов пришла «окопная война». Нынешние уличные акции — не более чем демонстрация политических мускулов. Основная борьба развернется на фронтах конституционной реформы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать