Перейти к основному содержанию

Коммунальная революция в Одессе

Одного монополиста сменяет другой
30 января, 00:00

Однако условия для их «выведения», как, впрочем, и любого предприятия оказались весьма неблагоприятными. С началом нового 2003 года на Одессу обрушилось сразу три реформы: административная, жилищно-коммунальная и тарифная.

Согласно первой, в городе вдвое сократилось количество районов. Вместо восьми их стало четыре. Изменился личный и количественный состав райадминистраций, а также их месторасположение. Соответственно сократилось число районных отделений милиции, налоговых инспекций и еще целого ряда организаций. Перемены в согласительно-разрешительной системе, разрушение устоявшихся связей создали массу неудобств деловой жизни города.

Одновременно в Одессе было введено в действие решение городского совета о повышении в два раза тарифов на воду и водоотведение. (Тарифы на коммунальные услуги должны повыситься в два с половиной раза с 1 марта 2003 года.) Основная мотивировка властей — необходимость срочной реконструкции сетей коммунального предприятия «Одессводоканал», находящихся в бедственном положении. Однако ряд специалистов утверждает, что простое повышение тарифов не даст ожидаемых результатов. Приток средств окажется в двадцать раз ниже поступлений, необходимых для восстановления систем водоснабжения города. Зато повышение цен на воду существенно увеличит себестоимость продукции одесских предприятий, большая часть которых сегодня производит продукты питания.

На этом фоне в Одессе и началась реализация пилотного проекта реформы жилищно-коммунального хозяйства. По информации заместителя городского головы Виктора Прокопчука, составителями программы реформирования был изучен опыт России, в частности Москвы, городов Польши, Германии и других стран. Программа прошла 5 экспертиз, в том числе Госжилкоммунхоза и Государственной академии жилищно- коммунального хозяйства. После «обкатки» в Одессе аналогичные изменения должны произойти в жилищно- коммунальном хозяйстве Харькова, Киева и других крупных городов.

Согласно официальным документам, основными целями преобразований являются: «формирование цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг, повышение их качества, улучшение условий проживания граждан, демонополизация и развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ, создание благоприятных условий для организации объединений граждан-собственников жилья». На последних двух пунктах особо настаивал в своих заявлениях мэр города Руслан Боделан.

Для реализации всех этих благих намерений программой реформирования была предусмотрена замена восьми морально устаревших жилищно-эксплуатационных объединений (ЖЭО) шестнадцатью новыми коммунальными предприятиями — Дирекция единого заказчика (ДЕЗ). В отличие от предшественников, у них есть все права юридического лица: устав, расчетный счет, печать и т. д. Получают от городского совета в управление жилищный фонд соответствующего микрорайона численностью в 50 тысяч жителей и более. Заключают договора с жителями на предоставление услуг с одной стороны и с предприятиями-производителями — с другой стороны. ДЕЗы также выступают заказчиками работ по содержанию, эксплуатации и ремонту подведомственного им жилого фонда, заключают договора подряда с предприятиями различной формы собственности, организуют сбор платежей за коммунальные услуги. Финансирование ДЕЗов осуществляется за счет проплат населения. Причем каждый дом имеет свой расчетный счет, и 25% поступивших средств перечисляется на ремонт и содержание этого дома.

Непосредственно на местах будут работать малые предприятия, с коммунальной формой собственности, созданные на месте бывших жэков. Их количество планируется довести в городе до 150-и. Выполнять работы они должны на основе договоров с ДЕЗами. Им могут составить конкуренцию другие коммерческие предприятия, предложившие лучшие условия и качество выполнения подряда. Такая состязательность, по мнению разработчиков программы, позволит наконец довести сферу услуг в ЖКХ до цивилизованного уровня.

С первых дней обсуждения у реформы возникло множество оппонентов среди специалистов. Вот, что рассказывает Евгений Мальнев, председатель ассоциации «Одесский жилищный союз»:

«ДЕЗ по своему уставу — прибыльная организация. То есть за счет средств жителей будет не только содержаться ее управленческий аппарат, но и уплачиваться налоги. С начала марта на плечи жителей также лягут затраты на вывоз мусора и содержание городских аварийных служб. Это все заложено в новых коммунальных тарифах. Уже сейчас подсчитано, что больше половины населения города будут не в состоянии оплачивать квартплату в новых условиях. Рассчитывать на получение субсидий государства в полном объеме тоже не приходится. То есть Одессе грозит кризис неплатежей. В горисполкоме, видно, это понимают, поскольку предусмотрели в бюджете очередные дотации для ЖКХ. Так чем же они лучше ЖЭО?

Кроме того, сегодня 80% квартир в Одессе приватизировано. По закону их хозяева могут объединиться, создать свои домовые кооперативы и напрямую заключать договора с производителями тепла, воды, газа. В такой ситуации гарантирован дифференцированный подход. Никто не станет вас отключать, если вы заплатили, а ваш сосед — нет. Легче осуществлять контроль за качеством ремонтных работ. Не нужно содержать громоздкого аппарата чиновников. И на содержание дома можно выделить не 25% , а в два раза больше. Да и вообще, если целью реформы является создание объединения граждан-собственников, то не проще было исполкому создать для этого условия, а не загонять опять всех под очередного хозяина в виде ДЕЗа?»

Что ж, вполне логичные замечания. Кроме того, существует еще одна опасность. Получив право на заключение договоров с коммунальными службами от имени жителей, Дирекции единого заказчика превращаются в неестественных монополистов. (Это отмечалось и на сессиях городского совета.) Не сложно предугадать, на чьей стороне они окажутся в случае конфликта этих структур с жителями. Есть еще несколько важных моментов — распределение нежилых помещений в доме, выбор подрядчиков на производство ремонтных и других работ. А главное, контроль за использованием средств жителей. То, что все эти вопросы легче решать на уровне жилищных кооперативов, понятно всем.

Почему же власти настаивают на создании ДЕЗов? Конечно, существует ряд причин объективного характера — прежде всего инертность и стереотипы поведения жителей. Но, вероятно, есть и другие. К примеру, концентрация информации о рынке недвижимости или влияние подобных объединений на выборные процессы — эти «эффекты» от создания ДЕЗов вполне вероятны. Чего в программе реформаторов оказалось больше — политики, частных интересов или реальной заботы о ходе рыночных процессов в сфере ЖКХ — мы узнаем довольно скоро.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать