Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конфессиональный конфликт в Остроге: былое и думы

04 ноября, 19:37
ПАМЯТНИК ОСНОВАТЕЛЯМ ОСТРОГА. СЕГОДНЯ В ЭТОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ РАЗГОРЕЛСЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

В последнее время об Остроге заговорили средства массовой информации, в т.ч. и в соседней России, где об этом городе знали разве что специалисты-историки или культурологи. Собственно, в сообщениях речь шла не собственно о городе с его уникальным учебным заведением «Острожской академией», памятниками, музеями, а о конфликте, который возник тут вокруг Воскресенской церкви. Конфликт, который раздули с явно пропагандистской целью.

Сам конфликт имеет много аспектов (не только конфессиональных, а и имущественных, юридических, политических и даже личностных). Однако все нюансы этого конфликта интересны разве что местным жителям.

Сложилось так, что в Остроге два православных храма контролируются духовенством Московского патриархата. Это величественный Богоявленский собор, памятник архитектуры середины ХY ст., а также Воскресенская церковь. Однако из этого не следует, что почти все православные острожане являются сторонниками русского православия. Многие из них считают себя верными Украинской православной церкви Киевского патриархата. Но храма они не имеют. И вынуждены довольствоваться небольшой церквушкой, которая и нескольких десятков людей вместить не может. Решение же власти о поочередном богослужении в Богоявленском соборе УПЦ МП исполнять не собирается. Некоторые верные УПЦ КП даже ездят на богослужение в села, где были зарегистрированы общины «их» церкви.

Рано или поздно эта диспропорция должна была дать о себе знать. Произошло это сейчас, когда Московский патриархат в Украине уже не имеет такой поддержки со стороны власти, как раньше. К тому же нынешний председатель Ровенской облгосадминистрации Василий Червоний демонстрирует свое неоднозначное расположение к УПЦ КП. 17 октября большинство членов приходского совета Воскресенской церкви приняли решение перейти в Киевский патриархат. С этим решением согласился настоятель храма, отец Ярослав (Хаврук), который является человеком проукраински настроенным. Таких проукраинских священников среди духовенства Московского патриархата в Украине немало. Но большинство из них предпочитают молчать.

О решении приходского собрания, а также о переходе отца Ярослава быстро узнали сторонники Московского патриархата. 23 октября (это было как раз воскресенье) они совершили ряд очень «канонических» действий. Придя на богослужение в Воскресенскую церковь, батюшки УПЦ МП озвучили решение о том, что отца Ярослава лишают сана. Если следовать православным канонам, то это абсурд. Но это еще не все. В церковь прибыли священники Московского патриархата из Ровно, монахи Межирецкого монастыря, собственно, люди, не имеющие отношения к данному приходу. Кстати, согласно канонам, монах не имеет права проповедовать за пределами своего монастыря. Об этом правиле почему-то забыли. И вмешательство священника в дела чужого прихода — это прозелитизм, который так любит осуждать русская церковь.

Заезжие гости 23 октября организовали якобы приходское собрание и заявили, что Воскресенская церковь и далее остается за Московским патриархатом. Во избежание нежелательных последствий, местная власть решила временно прекратить функционирование храма. Во всяком случае, до разрешения этого вопроса в судебном порядке.

Своей кульминации конфликт достиг 29 октября. В этот день в Острог должен был приехать патриарх Филарет и служить вечерню в Воскресенсенском храме. «Канонические» православные такого «издевательства» допустить не могли. В тот день с самого утра к церкви начали подтягиваться батюшки Московского патриархата со своей паствой. Приехали они из Ровенской, Хмельницкой и других ближних областей. Высадился и солидный монашеский десант. Почти все монастыри Московского патриархата в Ровенской области прислали своих людей. Не обошлось и без почаевского подкрепления.

Интересно было наблюдать за некоторыми батюшками УПЦ МП. Послав свою паству поближе к дверям храма на защиту «истинного православия», они прогуливались за ограждением, разговаривая по мобильным телефонам. Но колоритнее всего выглядели «истинно православные» из южных регионов Украины — Одесской области и Автономной Республики Крым. Это преимущественно были юноши, носящие на лбу черные повязки с надписью «Прорыв». Оказывается, это такая общественная организация, которая решила защищать Россию, а заодно и «православную веру». Юноши держали очень интересные лозунги. Например, «С нами Бог и Россия». Все эти лозунги, конечно, были написаны на русском языке. Честно говоря, значительная часть этой публики не была похожа на богомольных людей. Их лексикон, а также угрозы, звучавшие из уст «богомольцев», отнюдь не свидетельствовали о христианском смирении. А заповедь Иисуса «Если тебя бьют по правой щеке, подставь левую», вероятно представляется им большой ересью.

Словом, массовка была организована на славу. Именно так, организована. Ведь за чьи деньги везли в Острог богомольных «прорывовцев», батюшек и их матушек из разных волынских и подольских краев? О заказном характере этого события свидетельствовало и то, что уже утром 29 октября около Воскресенского храма появилось множество корреспондентов различных телеканалов. Но самое интересное то, что острожан осчастливили своим вниманием корреспонденты российского телевидения. Не для российских ли телезрителей готовили «прорывовцы» свои лозунги типа «С нами Бог и Россия»? Мол, вот видите, даже в западноукраинском Остроге есть сознательные «русские люди», которых преследует украинская власть.

После обеда 29 октября около Воскресенской церкви уже было относительно спокойно. Корреспондентов телеканалов тоже не было видно.

Однако патриарх Филарет, во избежание обострения конфликта, отказался служить вечерню в Воскресенской церкви. Богослужение состоялось в новоосвященном храме Федора Острожского, находящемся на территории Острожской академии. Тогда же отца Ярослава высвятили в архиерея. Он стал викарным епископом Дерманским Онуфрием.

Интересно, как это событие было представлено средствами массовой информации. Конечно, российское телевидение подало ее в таком виде, что, мол, в Украине происходит преследование «канонического» (т.е. русского) православия. Ну, а разве можно было от российских СМИ ожидать чего-то другого? Не зря же их корреспонденты приезжали в Острог! Приблизительно в таком же духе передали информацию о конфессиональном конфликте в Остроге телеканалы, замеченные в симпатиях к «Регионам Украины». А сами «регионалы» начали активно использовать этот конфликт, чтобы заработать себе политические очки перед выборами. Сейчас они рассказывают, как преследуют «филаретовцы» вместе с «оранжевой властью» бедных «канонических» православных. Хотя, на самом деле, ситуация совсем иная. Как раз «канонические», игнорируя правила божественные и человеческие, прибегают к преследованиям сторонников УПЦ КП. А относительно местной власти, то в общем она сохраняет нейтралитет.

Но самое обидное не это. Украинские телеканалы, которые декларируют нейтралитет и объективность, подали информацию о конфессиональном конфликте в Остроге в примитивном и фактически необъективном плане. Они выхватывали фрагментарные, сенсационные моменты, которые не отражали сущности конфликта. Не раскрывалась эта сущность и в комментариях. Например, из информации «канала честных новостей» (то есть пятого) создавалось впечатление, как будто настоятель Воскресенского храма перешел в Киевский патриархат, за что получил сан епископа. Да, это один из фрагментов непростого конфессионального противостояния, но на самом ли деле фрагмент настолько принципиально важен, чтобы именно на нем, а не на других моментах акцентировать внимание? И знают ли журналисты «канала честных новостей», что реально стоит за высвящением в епископы бывшего отца Ярослава.

Освещение на украинских телеканалах конфессионального противостояния в Остроге отнюдь не способствовало нормализации этого конфликта. Не продемонстрировали украинские журналисты и государственного мышления, чего, кстати, не скажешь об их российских коллегах. Последние очень хорошо при освещении острожских событий отстаивали великорусскую государственную позицию.

Конфликт продолжается — то затухая, то разгораясь снова. Хотя действует согласовательный совет, который пытается его минимализировать. Было предложено несколько вариантов выхода из этой ситуации: проводить поочередные богослужения в Богоявленском и Воскресенском храмах или «распределить храмы поровну», оставив Богоявленский собор за Московским, а Воскресенскую церковь за Киевским патриархатом. Если с любым из этих решений соглашаются сторонники Киевского патриархата, то этого не скажешь о сторонниках Московского. Последних спросили: а что будет, если суд решит оставить Воскресенский храм за Киевским патриархатом? Ответ был предельно прост и понятен: мы не признаем это решение. Следовательно, и дальше будем конфликтовать.

К сожалению, сторонники конфессии иностранного государства, т.е. Московского патриархата, привыкли считать себя хозяевами на украинской земле, для которых закон не писан. Этому в значительной степени способствовали действия бывшей власти, которая фактически сделала эту конфессию привилегированной, этакой «священной коровой», которую не стоит трогать. Этой «священной коровой» Московский патриархат в Украине остается и доныне. Например, был ли кто-то из «святых отцов» привлечен к ответственности за игнорирование законодательства во время президентских выборов в прошлом году?

А вскоре грядут новые выборы. И можно не сомневаться, что на них московские батюшки снова себя покажут. Конфессиональный конфликт в Остроге — это лишь одна из предвыборных прелюдий.

Возможно, мой голос будет, собственно, «гласом вопиющего в пустыне». Но не пора ли украинскому обществу в общем, а украинской власти в частности трезво взглянуть на деятельность конфессий и четко осознать, что это общественные структуры, что ими руководят люди, имеющие конкретные интересы. И руководители этих структур не должны быть кастой неприкасаемых (как это сейчас есть на самом деле), а должны отвечать, как и другие граждане, строго перед законом. Возможно, тогда наконец батюшки займутся душеспасительными делами и не будут агитировать за «своего» кандидата на выборах, получая за это «тридцать серебреников», а конфликты между церквями будут решаться не на улице, а в зале суда.

Подумайте, панове, мы же как будто бы идем в Европу!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать