Кремль все еще держит заложников...
Нет обмена всех на всех — нет газового контракта. Нет прекращения обстрелов — пусть газ российский по воздуху в Европу идет», — Анна ГОПКО
Главным событием 2019 года украинцы считают освобождение украинских военнопленных моряков и других политических узников (48%). Об этом свидетельствуют опросы социологической группы «Рейтинг» на протяжении 13—17 декабря этого года.
Однако, к сожалению, освобождены далеко не все захваченные и незаконно лишенные свободы Москвой украинцы, которые находятся как на оккупированных территориях, так и в самой РФ. Во время встречи лидеров «нормандской четверки» были согласованы выводы, среди которых лидеры Парижского саммита «стимулируют Трехстороннюю контактную группу способствовать освобождению и обмену удерживаемых людей, связанных с конфликтом, до конца года на основе принципа «всех на всех», начиная со «всех установленных на всех установленных».
Состоится ли этот обмен до конца года? Пока говорить рано. После последней встречи ТКГ в Минске на прошлой неделе договориться об обмене удерживаемыми не удалось. Обсудить этот вопрос планировалось во время видеоконференции в понедельник (во время подготовки номера новостей еще не было).
Накануне министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что ТКГ не смогла согласовать списки на обмен, поскольку Киев стремится вернуть максимальное количество людей (ukrinform.ua). По словам главы МИД, украинская сторона надеялась на больший прогресс в вопросе обмена и согласовала одну группу людей, которая уже точно готова к обмену.
«Возникает вопрос: обменять их прямо сейчас или попытаться доработать списки и забрать всех, поскольку мы хотим как можно больше людей вернуть семьям до Нового года. Поэтому координатором от ОБСЕ было принято решение безотлагательно провести видеоконференцию и завершить работу над списками», — отметил Пристайко.
Между тем, глава российского МИД сообщил, что для обмена узниками появилось «новое препятствие». «В Париже призвали контактную группу согласовать списки для обмена всех установленных на всех установленных. Цель — «всех на всех», но когда они все эти годы сопоставляли списки, то оказалось, что не все взаимно подтверждены. Теперь в контактной группе появился новый критерий: установленные — да, но они не все «процессуально очищены». Это означает новое препятствие к тому, чтобы люди к Рождеству и Новому году вернулись домой», — сказал он.
То есть имеем ситуацию, когда Кремль даже в тех вопросах, по которым вроде бы имеются договоренности, не выполняет свои обязательства. Традиционная для них практика. Впрочем, как и по поводу прекращения огня. Например, 22 декабря вооруженные формирования РФ 8 раз нарушили режим прекращения огня на Донбассе. В результате обстрелов один украинский военнослужащий погиб, еще один ранен.
Кроме этого, командование российских оккупационных войск усиливает передовые позиции соединений и частей 1 (Донецк) и 2 (Луганск) АК ВС РФ за счет обустройства дополнительными минно-взрывными заграждениями. В частности, с начала декабря на оккупированные части Донбасса завозятся новые партии мин и гранат. Об этом под сообщил спикер Минобороны Михаил Шаравара со ссылкой на разведку Минобороны.
Именно так выглядит желание России урегулировать вопрос Донбасса. Реальные действия Кремля совершенно противоположны: используя разные методы (военные, информационные, дипломатические, экономические...) вернуть Украину под свой контроль. Зато украинцы пытаются играть по правилам с агрессором, в частности что касается газовых переговоров. Хотя транзит — это наш козырь. «Нет обмена всех на всех — нет газового контракта. Нет прекращения обстрелов — пусть газ российский по воздуху в Европу идет. Время играет на Украину. Главное, чтобы наши переговорщики не сдавали национальные интересы и думали о будущих поколениях. Американские санкции действуют против «Газпрома» и СП2...» — написала в ФБ народный депутат восьмого созыва Анна Гопко.
Выпуск газеты №:
№237, (2019)Section
Подробности