Крым — Москва: протоколы, протоколы...
Дальше мелких дел и громких заявлений о намерениях разрекламированное сотрудничество не идет…В прошлую субботу в Симферополе Мэр Москвы Юрий Лужков и Председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач подписали очередной протокол (№ 4) к соглашению о сотрудничестве, подписанному ими в Москве еще 26 августа 1998 года. Протокол содержит 25 пунктов: совместное строительство обходной дороги вокруг Симферополя, как сказано — «с последующим определением источников финансирования», строительство двух многоквартирных домов для инвалидов в Симферополе, также «с последующим определением источников финансирования» (до 5 октября подготовка начальной документации), реконструкция и совместная эксплуатация гостиниц «Москва» и «Украина» в Симферополе (до 1 сентября — ТЭО и анализ финансовых возможностей), а также сотрудничество по совместному производству телевизоров (АОА «Фотон» по-прежнему простаивает, несмотря на широковещательные заявления о сотрудничестве с белорусским «Горизонтом»), поставки в Крым московского медицинского оборудования, совместное завершение строительства фармацевтической фабрики в Симферополе, круглогодичное использование Москвой детских здравниц в Евпатории, согласование паритета цен на проезд из Москвы в Крым и организация дополнительных фирменных поездов, подтверждение права собственности Москвы на действующие и недостроенные ею здравницы в Крыму, договоренности о рекламе, трансляции московских телепередач на Крым и т.д., и т.п.
Сегодня крымчане вправе спросить, если прошлое соглашение подписано уже почти два года назад, то что сделано по нему? Увы, актив пока не богат. Так же, как и по десяткам других соглашений с регионами Российской Федерации, заключенными Крымом (а это, кроме Москвы, еще Пермь, Краснодар, Якутия, Калмыкия и много других, всех и не упомнишь!). Как правило, «круги» затухают через неделю после громких пресс-конференций и о соглашениях помнят только специалисты. Москва — не исключение. Курортное представительство Крыма в Москве пришлось на днях закрыть, так как оно было фактически задавлено другими агентствами в столице «той страны, в которой мы все родились», по выражению Леонида Грача. Филиал МГУ в Севастополе открывался больше 8 лет — Юрий Лужков то обещал дать деньги, то не давал. Планировали разместить его сначала в Симферополе, потом в Ялте, а потом в Севастополе. Фонд «Москва—Крым», о создании которого было громко объявлено несколько лет назад с участием того же мэра Москвы, выпускает газету, но дел, как видно, не густо — установление нескольких стипендий, организация отдыха детей. Поэтому заверения Юрия Лужкова о том, что сотрудничество «набирает обороты, увеличивает свой потенциал» относятся, пожалуй, больше к будущему, которое может и не состояться, а слова Леонида Грача «сегодня в новых геополитических условиях мы показываем на деле, каким образом следует поступать братьям-славянам» скорее демонстрируют, как именно не следует поступать настоящим братьям.
Однако, центральной идеей нового соглашения и «украшением» приезда Лужкова в Крым на этот раз было подписание протокола о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Согласно протоколу будет создано АО «Керченский мост», 74 процента акций которого забирает Москва (если присоединится Краснодарский край, соглашение с которым подписано Крымом еще в августе 1993 года, Москва отдаст ему 23 процента акций, сохранив за собой контрольный пакет в 51 процент акций), а 26 процентов акций забирает Крым.
Справка «Дня»: Мост через Керченский пролив — давнишняя мечта людей, живущих по обе его стороны. Ширина Бычьего брода, как иногда называют пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, в наиболее узких местах составляет примерно 5 километров. Пока же самым длинным мостом в СНГ остается мост через Амур у Хабаровска, длиной 2,6 километра. Возраст этого проекта уже больше века. Строительство моста в этом месте позволило бы дать толчок ускоренному развитию транспортной системы не только юга Украины и России — проект отдаленного будущего.
Ясно, что такой объект нужен человечеству, а следовательно, рано или поздно он будет построен. Реалисты, однако, сильно сомневаются, что мост через Керченский пролив может быть построен хотя бы в первые десятилетия XXI века. При ее масштабности, эта стройка требует гораздо более серьезного отношения, чем нынешнее отношение к этому популистских правительств Москвы и парламента Крыма.
Сейчас главной задачей будущего АО «Керченский мост» определена разработка проекта и инвестиционного контракта. Уставный капитал АО определяется всего в 550 тыс. руб. (около $ 20 тысяч), хотя по предварительным проектам стоимость моста определяется в $ 500 млн. Только на разработку его проекта потребуется, как и отмечается в соглашении, до $ 200 тыс. Ясно, что ни Украина, ни Россия не имеют сегодня финансовых средств на строительство такого объекта. Кроме того, не преодолены еще несколько чисто технических проблем этого проекта. Дело в том, что грунт Керченского пролива, особенно со стороны Тамани, отличается необычной зыбкостью, плывучестью, нестойкостью. Исследования и испытания его не проводились, и неизвестно вообще, возможен ли в принципе мост, как инженерное сооружение, опирающееся на сваи в этом месте?
О несерьезности подходов к такому серьезному проекту нынешних авторов свидетельствует тот факт, что некоторые идеи нынешних политиков — «мостостроителей» не выдерживает никакой критики. Леонид Грач, например, уже несколько раз повторяет, что вместе с железнодорожным и автомобильным мостом в переходе через пролив будут построены и трубопроводы для подачи нефти, газа, и воды (?) из России. Между прочим, транспортировка горючих веществ вместе с пассажирским транспортом противоречит правилам строительства. По мнению экспертов, трубопроводы на транспортном переходе вообще невозможны. Политики же упорно за них держатся.