Крымбасс или курорт?
Как сообщил «Дню» лидер Крымского отделения Партии зеленых Украины Юрий КОМО В, «зеленые» Крыма обратились к Прокурору автономии, Верховной Раде, правительству, дирекции предприятия «КрымавтоГАЗ», в котором обращают их внимание на многочисленные нарушениях законодательства при строительстве Южноукраинского автомобильного завода, которое развернулось на окраине Симферополя, требуют его приостановить и провести предусмотренную законами экологическую экспертизу. Юрий Комов заявил, что, насколько ему известно, строительство завода, которое курирует Леонид Грач, ведется истинно коммунистическими методами — без проекта, технико-экономического обоснования, надлежащих экспертиз и согласований, что само по себе уже является нонсенсом. «Зеленые» считают, что когда заместитель главы правительства Крыма Лентун Безазиев заявляет, что «на все это у нас нет времени», то он не прав и должен нести ответственность, ибо без законного оформления строительства предприятие не имело права даже начинать его.
— Юрий Федорович, скажите пожалуйста, как крымские «зеленые» пришли к необходимости проанализировать ситуацию с этим строительством и почему вы сейчас поднимаете общественность?
— В Крыму уже имеется богатый опыт ошибок при строительстве, достаточно назвать недостроенную атомную станцию, когда было угроблено около $1 млрд. и загублены судьбы сотен специалистов мирового уровня. Строительство Крымской атомной прекращено по требованию именно крымских экологических организаций, и они были правы — я недавно там был и в цокольных помещениях недостроенной станции стоит вода глубиной в метр. Что было бы, если бы станцию построили?
Недавно на крымском телевидении мы проводили публичные дебаты с директором строительства Анатолием Лазаревым, и он уверял меня и телезрителей, что на стройке все нормально, все экологические требования соблюдены. Он обещал способствовать проведению независимой экологической экспертизы тех технологий, которые применяются, однако всячески уходил от того, чтобы эту экспертизу провести в действительности. Согласно нашим законам, общественность имеет право знать, насколько опасны применяемые технологии, соблюдаются ли допустимые концентрации вредных выбросов, насколько надежны технологии очистки. Все это дирекция строительства держит за семью замками и препятствует проведению независимых экспертиз.
— Какие именно законы и какие статьи нарушены при строительстве нового предприятия?
— Их много. В первую очередь нарушена Конституция Крыма, которая гарантирует жителям Крыма право знать, что и какого качества строится на полуострове.
Кроме того, строители предприятия нарушают 15 статей Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Полностью нарушена статья 51- я этого закона, которая предусматривает запрет на строительство и ввод в строй объектов, на которых не обеспечено соблюдение экологических требований.
Нарушены Законы Украины «Об экологической экспертизе» — ситуация на объекте противоречит требованиям 23-х статей этого закона. Не соблюдается Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» — нарушены 14 статей. Более того, строители объекта нарушают международную Конвенцию о доступе общественности к информации, ратифицированную Верховной Радой Украины. Нарушены основополагающие ее требования — на наши официальные запросы мы не получили никакой информации.
Я думаю, кроме того, что Крым — это территория курорта, которую не следовало бы загромождать промышленными предприятиями, особенно с сомнительными технологическими процессами. Мы добиваемся, чтобы была проведена и государственная, и независимая экологическая экспертиза этого объекта, обнародована вся информация о технологических процессах, которые будут применяться. Хватит нам жить по- советски, когда одни строили волевыми методами, как сейчас, а все от этого страдали…
КСТАТИ
Пробный пуск завода «КрымавтоГАЗ», означающий завершение первой фазы строительства, в обязательном порядке пройдет 20 декабря, заявил председатель Верховной Ради Крыма Леонид Грач. «Мы увидим, как заработают механизмы. И в один день отпразднуем сразу два праздника — пуск завода и приближающийся Новый год», — передает его слова Интерфакс-Украина. Л.Грач выразил сожаление, что такое крупное строительство проходит без участия государства. «Коллектив ведет строительство за счет собственных доходов и привлечения кредитов. Ни одной государственной копейки не вложено», — отметил он, добавив, что «сегодня от судьбы строительства и работы будущего автогиганта напрямую зависит все то, что связано с ростом промышленного производства и, как следствие, экономики Крыма».
«Прогнозные показатели ожидаемого резкого роста поступлений в крымский бюджет будут реально базироваться на результатах работы «КрымавтоГАЗа», — подчеркнул спикер. Вместе с тем, отметил он, в настоящее время «объект уже находится на таком уровне готовности, когда одна осталась просьба к государству — не мешать».
По словам Л.Грача, во второй фазе строительства будут «задействованы роботы», на пусконаладочные работы понадобится 3—4 месяца. «В конечном итоге мы получим действующее производство, завершенное с точки зрения и строительства, и монтажных работ», — подчеркнул он.