Кто будет командовать парадом?
Новый начальник Генштаба пока что воздерживается от «боев» с другими «силовиками»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990114/45-9_0.jpg)
Тогда официально объясняли, что это никоим образом не следует рассматривать как понижение для Затынайко. Так как южное направление в системе обороны государства — очень важное и ответственное.
В отличие от Александра Затынайко до своего назначения в Генеральный штаб Владимир Шкидченко имел опыт подобной руководящей работы. На заре становления армии страны он был одним из заместителей начальника тогда еще Главного штаба, а затем — неизменным командующим сначала Одесского военного округа, а потом и Южного оперативного командования. Когда позже из-за конфликта между гражданским министром обороны и начальником Генштаба был освобожден от занимаемой должности Анатолий Лопата, именно Шкидченко считали наиболее достоверным претендентом на этот пост. Однако ходили слухи, что и Шкидченко, мол, не был сторонником плана военной реформы по Шмарову. Однако тогда президентский выбор неожиданно пал на молодого Александра Затынайко.
Сегодня же в оценках качеств Владимира Шкидченко как начальника Генштаба представители оборонного ведомства на удивление единодушны. Прежде всего, говорят о том, что генерал — весьма выдержанный человек и профессионал. Пользуется уважением и авторитетом не только по должности, но и за личные качества. Далеко не каждый из нынешних военных руководителей даже за продолжительное время своей работы может рассчитывать на подобное отношение подчиненных.
С приходом Шкидченко внутри Генштаба существовали опасения относительно дальнейшей кадровой чистки. Ведь практика формирования собственной команды поддержки — весьма обычное дело на военном Олимпе. Стали даже отличать условные «кланы», сформировавшиеся с учетом предыдущей совместной службы в Одесском, Прикарпатском или Киевском военных округах. Владимира Шкидченко по этой схеме можно было бы отнести к «одесситам», наиболее массовый «поход» которых на Киев был осуществлен во времена Виталия Радецкого, когда тот с должности командующего Одесским округом стал министром обороны. Однако сейчас групповые интересы уже почти утратили «географический» объединительный фактор, соперничество между этими группировками по снисканию наибольшего влияния в Минобороны или Генштабе фактически сошло на нет. Новый руководитель Генштаба не инициировал каких-либо принципиальных кадровых изменений, которые можно было трактовать как возврат к старым традициям. Хотя это вовсе не означает, что подобное не случится несколько позже.
Пока же выдерживается предусмотрительная пауза и в определении позиций Генштаба к едва ли не самой болезненной проблеме военного строительства страны. Речь идет о характере отношений Генштаба с другими силовыми ведомствами. Формально год назад полномочия Генштаба были значительно расширены — он был признан главным органом по организации обороны государства не только возможностями Вооруженных Сил, но и всех военных формирований, ранее чувствовавших себя довольно автономно. На практике это вылилось в организацию и проведение стратегических командно-штабных учений в пределах страны — это «Редут-97» и «Осень-98». К участию в них привлекались все силовые ведомства. Но все это делалось не столько благодаря Генштабу во главе с Затынайко, сколько за счет энергичности министра обороны. Иногда эта активность армейских генералов вызывала раздражение других руководителей-силовиков. Хотя все это — ягодки на фоне остальных планов. Речь идет о практической реализации идеи по созданию в стране единой системы технического и силового обеспечения всех военных формирований. Подобный шаг представляется логичным и рациональным. Ведь, например, зачем содержать и финансировать ряд равнозначных структур обеспечения в пределах страны, если часто от хранилища горючего или продуктов питания Вооруженных Сил к такому же хранилищу пограничников и гвардейцев — всего несколько километров. Конечно, можно безошибочно прогнозировать, что ответственность за такую единую систему обеспечения переберут на себя Вооруженные Силы. Минобороны и Генштаб это устраивает. Однако по вкусу ли перспектива избавиться от контроля над одной из наиболее прибыльных сфер деятельности другим силовикам? А посему «убедить» других в рациональности подобного решения можно лишь при условии надежного прикрытия «сверху». Ну, например, со стороны СНБО... Так что увидим, насколько уверен в своих силах Владимир Шкидченко. Поскольку раньше ни Генштаб, ни решительный министр не спешили начинать трудную и затяжную «войну» с коллегами за идею технологически-тылового братства.
...В широком обществе в течение своих первых ста дней Владимир Шкидченко появлялся не часто. Хотя и успел месяц назад посетить Брюссель, где Киев представлял разработанную по собственной инициативе Государственную программу сотрудничества с альянсом до 2001 года. Тогда же проходила и встреча армий стран НАТО и государств-партнеров альянса на уровне начальников штабов. И Шкидченко вел речь о финансовых проблемах украинской армии. И о том, что ради участия в миротворческих операциях Украина и далее надеется на спонсорство НАТО. А у себя дома начальник Генштаба прошел боевое крещение в общении с парламентом, когда представлял на принятие Верховной Рады структуру и численность Вооруженных Сил. Получилось вполне прилично. С многочисленностью армии на два следующих года Верховная Рада согласилась с аргументами военных. В отличие от министра обороны с «Си бризом» на руководителе Генштаба свои эмоции депутаты не срывали. Возможно, помогло то, что Шкидченко твердо стоял на своем — Генштаб от политики далекий, на вопрос с политическим подтекстом он не будет отвечать, его дело — оборона. Конечно, это можно трактовать как жесткое соблюдение правил игры, когда военные вне политики. Однако не исключено, что дает о себе знать опыт прошлого — потому что за время, когда Шкидченко руководил в Одессе, в Киеве меняли начальников Генштабов и министров обороны прежде всего за политическую недальновидность, а не за какие-то там недостатки в военном строительстве. Так что быть профессионалом в своем деле для генерала вполне достаточно — особенно на фоне избирательных президентских баталий. Потому что именно такая стратегия дает значительно больше шансов на выживание. И придерживаться такой стратегии у нового начальника Генштаба возможностей значительно больше, чем у кого-либо из нынешних руководителей силовых структур. Речь идет то ли о СБУ, Национальной гвардии, то ли собственно о Вооруженных Силах...
Выпуск газеты №:
№5, (1999)Section
Подробности