Перейти к основному содержанию

Кто сможет быть настоящим Верховным?

13 основных требований к Президенту
26 марта, 19:15
ФОТО REUTERS

Какие только качества действительно эффективного президента Украины не называют в эти дни самыми главными те, кто считает себя хорошими экспертами! И антикоррупционное рвение, и умение предсказывать будущее, и способность обеспечить ротацию элит, и умение собрать вокруг себя хорошую команду, и порядочность, и справедливость. Вот только почти никто даже не вспоминает, что сейчас идет война с российскими агрессорами, а следовательно, более всего глава Украинского государства должен быть умелым Верховным Главнокомандующим и руководителем всей сферы, которая связана с национальной безопасностью.

Тем временем не нужно быть дальновидным экспертом, чтобы выйти на это, — достаточно открыть Конституцию Украины, найти там статью 106, и прочесть:

«Президент Украины:

1) обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства; [...]

17) является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и увольняет с должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;

18) возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины;

19) вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований;

20) принимает в соответствии с законом решение об общей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины;

21) принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации — с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины; [...]

24) присваивает высшие воинские звания...»

А есть еще есть статья 107, где тоже содержатся интересные вещи:

«Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Председателем Совета национальной безопасности и обороны Ук-раины является Президент Украины.

Персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины формирует Президент Украины. [...]

Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины вводятся в действие указами Президента Украины».

Иными словами, в соответствии с Основным Законом, глава государства в условиях внешней агрессии и фактического состояния войны имеет одну обязанность, одну функцию, превышающую остальные. Если свести в одну понятийную формулу все, процитированное выше, — это функция Верховного главнокомандующего. И не только всех вооруженных сил, но и всего государства, всех его силх. Именно Президент должен стать высшим центром организации всех усилий нации, государства и армии, направленных на отпор агрессору. Он должен объединить все возможности, консолидировать все ресурсы, чтобы превратить страну в мощную крепость, в единый военный лагерь, с единственной целью — эффективно противостоять врагу. Именно это становится в нынешних обстоятельствах для главы государства главной задачей, а не решение каких-то других проблем в то время, когда решается основополагающий для Украины вопрос: быть или не быть.

Конечно, такие обязанности требуют наличия у претендента на должность Верховного Главнокомандующего целого комплекса морально- психологических качеств, соответствующего опыта, способности быстро учиться и овладевать новыми для него сферами деятельности. Не дай Бог, в 2019 году поднять на высоту этой сверхответственной должности человека, социально и национально невменяемого, или любящего безответственные и авантюрные эксперименты, в том числе над судьбой страны и народа, или просто персонажа, неспособного эффективно и оперативно учиться и прислушиваться к умным советчикам.

Итак, очертим главные, на наш взгляд, требования к Верховному главнокомандующему в условиях «гибридной» (иногда не очень «гибридной») войны.

• То, что этот человек должен иметь авторитет в войсках, и не столько авторитет должности, сколько личный авторитет, вещь априорная.

• Но такой авторитет не вырастает на почве отношения к Верховному как к «своему парню», наоборот, — он имеет в основе понимание неординарных черт этой реальной, а в то же время знаково-символической личности.

• А это значит, что Верховный желательно еще до вступления в должность должен быть достаточно компетентным по всему кругу вопросов, касающихся национальной безопасности, и это должно быть видно, как говорится, невооруженным глазом. Желательно, чтобы этот человек имел специальное военное образование или, по крайней мере, личный опыт военной службы, пусть даже рядовым или сержантом, чтобы лучше понимать, как живется солдату в полевых условиях, и знать, что танки из казарм не выезжают, в казармах живут солдаты.

• Очень желательно, чтобы Верховный свободно владел не только украинским, но и английским языками, чтобы иметь возможность вести конфиденциальные переговоры с западными партнерами без посредничества переводчиков, которые могут стать объектами вербовки со стороны российских или еще каких-то спецслужб.

• Верховный должен уметь (или быстро научиться) организовать эффективное взаимодействие родов войск (и соответствующих генералов, что иногда очень сложно из-за личных амбиций) и разных силовых структур (ВСУ, Нацгвардии, спецслужб). Он должен уметь хорошо читать карту — правда, некоторые известные советские генералы это делали плохо, те, которые гордились, что «в академиях не учились», — но СССР давно нет, не так ли? Но вместе с тем Главнокомандующий должен выучить уставы, и не только нынешние, потому что и в советском полевом уставе 1939 года можно найти немало интересного и полезного, скажем, относительно устройства обороны в условиях отсутствия сплошной линии фронта и формирования мобильных резервов для противодействия вражеским атакам. Естетственно, он должен понимать, как работает разведка, стратегическая и оперативно- тактическая, и уметь отсеивать второстепенное и откровенную «дезу» в ее сообщениях.

• Верховный должен знать, что это такое — мобилизационная экономика, экономика военного времени; в этом плане, в отличие от мирных времен, когда это не функция главы государства, он должен быть «главным завхозом страны».

• Верховный не должен видеть потенциальных конкурентов себе в боевых генералах, которых любят армейцы, потому что из таких генералов нередко, как доказывает опыт истории, вырастают эффективные государственные деятели, президенты и премьеры.

• Кроме того — и это не последнее по значению качество — Главнокомандующий должен иметь большую выносливость и возможность в случае необходимости работать несколько суток подряд с короткими перерывами на сон. Естественно, это должно сочетаться с личным мужеством и смелостью, которая всегда производит позитивное впечатление как на военных, так и на гражданское население территорий, находящихся под угрозой вражеских атак. Но главная смелость Верховного — в том, чтобы оперативно принимать лучшие решения и не на кого не перекладывать за это ответственность. А для этого он должен уметь с пользой для себя и государства общаться не только с военными экспертами, но и с учеными, со специалистами в области новейших военно-производственных и социальных технологий.

• И, наконец, Главнокомандующий не должен быть склонен к восхищению безукоризненной выправкой военных и парадными мероприятиями — армия Израиля ходит на парадах хуже войск соседних диктаторских арабских режимов, но всегда воевала и воюет несравненно лучше их.

Это не исчерпывающий список требований к Верховному главнокомандующему (некоторые мы сознательно не называем), однако и вышеперечисленного достаточно, чтобы сделать вывод: среди всех кандидатов в президенты есть только 3—4 человека, которые хотя бы на 50% отвечают этим требованиям и способны эффективно выполнять возложенные на них Конституцией обязанности. В этом деле не спасут никакие советники, военные и гражданские, или генералы, поставленные на высокие должности. Глава государства не может передавать кому-то хотя бы часть своих полномочий, это прямо запрещено Конституцией. И будет отвечать он за все, а не генералы.

Тем временем огромная волна популизма, поднятая нынешней избирательной кампанией, не дает украинскому обществу, по крайней мере его большинству, осознать, что нынешние выборы — это прежде всего выборы Верховного Главнокомандующего. Фигуранты кампании в большинстве предлагают абсолютно нереальные или очень опасные для экономики, политики и государственной стабильности вещи. Над ними тяготеет дух безответственности и авантюрности, когда они действуют под лозунгом: обещай, обещай, обещай даже самые невероятные перспективы, кто-то таки на это купится. Немало людей воспринимают президента, которого нужно избрать, как этакого волшебника, который сидит на денежном мешке и раздает эти деньги всем желающим. Такая мифологизация и фольклоризация института президентства крайне вредна и опасна.

И самое главное: смогут ли люди, ужасно далекие от вопросов армии и войны, быстро войти в процесс адекватного принятия важных, судьбоносных решений в этой сфере? Тем более что немало неофитов на такой должности начнут учиться (если вообще начнут) даже не с нуля, а с «большой и жирной» минусовой отметки. На их обучение времени может и не хватить — с соответствующими последствиями для страны. А глядя на некоторых гонористых претендентов, которые «все знают» от роду, чувствуешь, что немногие из них даже понимают необходимость настойчивой и интенсивной учебы, прежде всего в области военно-политической.

От Верховного в большой степени будет зависеть, устоит Украина в этой войне или будет разбита, разорвана и оккупирована Россией. И тогда многие вопросы, которые сегодня кажутся украинцам такими важными, совсем потеряют свое значение. Украина выдержала пять лет российской вооруженного и диверсионно-политического нашествия, на что немногие в современной Европе способны. И было бы очень обидно и несправедливо потерять страну из-за появления самонадеянного невежды и авантюриста во главе государственного аппарата или из-за маниакального стремления к власти любой ценой некоторых персон, давно уже задействованных в украинской политике.

Нужно понять, что сегодня граждане Украины выбирают Верховного главнокомандующего всех вооруженных формирований Украинского государства. Все текущие социально-экономические вопросы будет решаться главным образом на парламентских выборах в октябре этого года. А на президентских всех претендентов рассматривать нужно под углом — сможет ли он быть эффективным Верховным? И сразу же отсеивать тех, кто ни при каких обстоятельствах к такой деятельности не пригоден, кого даже представить Верховным нельзя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать