Перейти к основному содержанию

Кто выиграет от неопределенности?

«Использование админресурса» является на самом деле злоупотреблением служебным положением
02 октября, 00:00

Закон о выборах отличается от остальных законов в первую очередь тем, что касается непосредственно тех, кто этот закон принимает. Если действие других законодательных актов касается законодателей в той или иной мере, то избирательный закон может быть для политиков или источником существования, или средством для уничтожения. Безуспешные попытки политически структурировать наш парламент, которые завершились «бархатной революцией» 2000 года и созданием парламентского большинства, не привели в конечном счете хотя бы к приблизительному единству политических сил в самом главном вопросе — борьбе за власть.

Бесспорно, простейшим способом для завершения процесса политической структуризации были бы выборы нового состава парламента по партийным спискам. Позитивные последствия такого шага неоднократно приводились, поэтому повторяться не буду. Все ясно и так. Так же как и то, что в парламенте нашем есть около четырехсот потенциальных лидеров партий. Почти нет ни одного народного депутата, который был бы неспособен оперативно создать и зарегистрировать политическую партию. Поэтому до сих пор все декларации об объединении партий оставались на бумаге, а некоторые исключения только подтверждают это правило. Именно выборы должны бы определить, какие политические силы имеют поддержку, а какие — нет. Но для этого эти выборы должны бы пройти без злоупотреблений со стороны власти.

Чтобы продолжить тему, следует определиться с терминами. Для начала прекратить употребление эвфемизма «админресурс», назвав все настоящими именами. Все действия, которые наши стыдливые политики называют «использованием админресурса», являются на самом деле злоупотреблением служебным положением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Но ведь нельзя сказать, что такая-то партия, блок или отдельный политик борется за право совершить уголовное преступление, а именно так оцениваются законом злоупотребления во время выборов. Однако на нормальном языке большинство политиков говорить не хочет, отсюда возможность рассматривать Закон о выборах как своего рода свод правил злоупотреблений, которых в принципе быть не должно.

Начнем со сбора подписей в поддержку партий, блоков и кандидатов. О трудностях с подписями не говорит ни одна из партий, хотя реально собрать полмиллиона подписей для партии или четыре тысячи для кандидата, — это едва ли не половина успеха. Однако никто и не собирается удивляться тому, что большинство зарегистрированных участников выборов наберет впоследствии меньше голосов, нежели подписей в свою поддержку.

Далее идет формирование избирательных комиссий по представлениям политических партий, которые получили поддержку на прошедших выборах. Не ведет ли такой способ к невозможности массовых фальсификаций на выборах? Ведет, ясное дело. Поэтому против этого и выступают те, кто теряет согласно новому закону возможность нарушать закон и осуществлять фальсификации.

Теперь о сроках. Проволочка с окончательным утверждением правил избирательной борьбы невыгодна тем политическим силам, которые готовы к участию в них и имеют твердые позиции. И наоборот. Известный в отечественной политике способ формирования партий на основании парламентских фракций еще не прошел испытания выборами, и скорее всего, этого испытания не выдержит. Соединить эти квазипартии в предвыборный блок будет также непросто. Ибо как открыто говорится в прессе, единственный шанс тех же «Трудовой Украины» или НДП — использование «админресурса», то есть, как мы выяснили выше, возможность злоупотреблений, которые караются законом. Как можно публично объединить возможности нарушать закон? Отсюда и проблемы у новых и старых «тундр» и «злагод». При желании в них можно собрать и полсотни партий, популярности среди избирателей это не прибавит.

Еще одним путем к злоупотреблениям и махинациям являются намеки и даже официальные предложения разъединить выборы в парламент и выборы в местные советы во времени. Речь даже не о бюджетных средствах, которые положено беречь, а поэтому проводить выборы одновременно. Речь об ограничении маневра для потенциальных желающих злоупотреблять. В условиях общей избирательной кампании трудно будет объяснить, почему на выборы в ВР в таком-то городе пришло 50 процентов избирателей, а на выборы городского головы — 90. К этому следует прибавить, что одновременные выборы станут проверкой реальной силы политических партий, которые должны будут одновременно бороться за места в парламенте и местных советах. Есть также и личные мотивы. Так, например, городской глава Киева заявил о желании баллотироваться в парламент и одновременно пообещал «не оставлять Киев». При условии одновременных выборов такое будет невозможно, что сделает процесс народного волеизъявления еще более прозрачным и демократичным. Норма закона, согласно которой один и тот же человек не имеет права одновременно быть кандидатом в советы различных уровней, также многим не нравится. Если же прибавить невозможность одновременно быть кандидатом по партсписку и мажоритарному округу, то задача для желающих прибегнуть к злоупотреблениям (использовать админресурс) становится еще более сложной.

В результате перед нынешним составом Верховной Рады есть два пути. Первый — проголосовать за избирательный закон конституционным большинством и начать нормальную предвыборную кампанию. Второй — продолжать барахтаться в болоте компромиссов и договоренностей, подгоняя нормы закона под личный интерес каждого. Какой из двух путей ближе к демократии, к открытой и честной политике? Бесспорно, первый. Поэтому не будет выглядеть странным, если в желании сделать следующие выборы максимально демократичными объединятся потенциально непримиримые политические противники, а часть их союзников отойдет в сторону, надеясь впоследствии «выторговать» более выгодные для себя избирательные правила.

КСТАТИ

Президент Украины Леонид Кучма пока не принял решения относительно нового Закона о выборах народных депутатов. Об этом сообщил вчера на заседании Согласительного совета у руководства парламента первый заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук. При этом В.Медведчук напомнил, сообщает Интерфакс-Украина, что, согласно Конституции, президент должен принять решение до 4 октября.

Кстати, на Согласительном совете у руководства парламента было принято решение, что .в четверг Верховная Рада Украины рассмотрит проект постановления о назначении выборов в местные советы. В парламент, в частности, уже внесен проект постановления (авторы — члены фракции УНР Виталий Шевченко и Евгений Жовтяк) о проведении выборов депутатов местных советов, а также глав сельских и поселковых советов; мэров городов 31 марта, в один день с выборами в Верховную Раду. Согласно ст.85 Конституции, к полномочиям ВР относятся назначения очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. В этот же день также планируется рассмотреть во втором чтении законопроекты о выборах депутатов местных советов и о выборах депутатов Верховного Совета Крыма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать