Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Куда же ведут «Майдан» наши Сусанины?

26 июля, 20:52

Отдавая должное успехам правительства по делу существенного улучшения материального положения наиболее бедных слоев наших граждан, нельзя оставлять без внимания процессы быстрого охлаждения экономики, которые развернулись в 1-м полугодии этого года (табл.1).

Практически и в экономике в целом (ВВП), и по всем особенно значимым для нашей экономики направлениям деловой активности наблюдается существенное уменьшение приростов объемов производства, а в строительстве невиданно высокое падение ( 7,3%). «Приятными исключениями» являются только пищевая промышленность и машиностроение, которые в 1-м полугодии 2002 года имели самые низкие приросты (10,4% и 5,7%) против достигнутых в соответствующем периоде текущего года (14,0% и 9,1%).

К великому и неприятному удивлению охлаждение экономики происходит в условиях довольно быстрого роста объемов ее кредитования и удешевления кредитов. На 1 июля кредиты в экономику достигли 108,7 млрд. грн. — это на 34% больше, чем в прошлом году или на 23% выше, чем на начало года. Процентная ставка за кредиты снизилась до 15,4% против 16,6% в прошлом году или против 17,5% на конец 2004 года. Денег больше и они более дешевые, а экономика застывает.

Обратите внимание и на позитивную динамику денег. Денежная масса в обращении на 1 июля выросла до 156,3 млрд. грн. Прирост к началу года составил 24,3%. Не могу не напомнить, что в прошлом году такие-сякие азаровы имели прирост денег в обращении за эти же шесть месяцев на 19,9%.

Если же сравнить соответствующие периоды, то нельзя не заметить то, что на 1 июля в этом году денежной массы в обращении было на 37% больше, чем в прошлом году, накануне выдвижения Виктора Ющенко кандидатом в президенты Украины. На 37 процентов! А экономика застывает...

Где же творческий порыв Майдана!? Возможно, в ценах?

О росте потребительских цен за 1-е полугодие на 6,4% сказано уже немало.

Хочу заметить следующее — рядовые граждане ощущают инфляцию не через отчеты Госкомстата, и не раз в месяц. Они оценивают инфляцию по ценам на конкретные виды товаров, выделяя из них некоторые наиболее физиологически и психологически значимые. Например, мясо и сахар. Цены на мясо за январь- июнь 2005 года выросли на 13,2%, а на сахар — на 32,2%. Именно эти показатели ложатся в основу оценки гражданами социальной политики правительства, которая вряд ли является позитивной.

Еще раз отдавая дань усилиям правительства относительно улучшения жизни самых бедных, не могу не высказать предположения, что макроэкономические корни охлаждения экономики являются абсолютно очевидными: правительство сделало широкомасштабный маневр финансовыми ресурсами в пользу наиболее бедных слоев населения. И они это почувствовали.

Но этот маневр сделан за счет соответствующего головокружительно быстрого сокращения объемов средств, которые инвестировались в развитие экономики. И здесь возникают вопросы:

1. В течение какого времени наша довольно слабая экономика будет выдерживать такое перераспределение финансовых потоков в пользу разрешения социальных задач? Есть ли такие оценки? Думаю — НЕТ! Ведь близорукость является одной из фундаментальных черт нашего правительства. И соответствующих заявлений никто, за исключением Анатолия Кинаха, подчеркиваю, никто не делал.

2. Когда правительство повернется лицом к реальной экономике в контексте выработки и запуска эффективных механизмов ее ускоренного подъема, опираясь на наши базовые конкурентные преимущества? Опять: «А в ответ — тишина...». Возможно, тот, кто знает ответ на этот вопрос таки и не вернулся из боя? А НСНУ не имеет подготовленной замены?

МЫ — ЕДИНАЯ НАЦИЯ

За бурными событиями оранжевой революции довольно непросто рассмотреть достигнутый нами (нами !) высокий цивилизационный результат — создание нового человеческого сообщества, создание единой украинской политической нации. Пока что живем в объятиях выражения: «Лицом к лицу — лица не увидать».

Однако, на мой взгляд, можно утверждать следующее: едва ли не впервые за все годы независимости разноцветное население бывшего УССР было единым в своих устремлениях — в борьбе за Киев. Тогда, в ноябре — декабре года 2004 драматическая борьба двух личностей за булаву президента Украины была, так сказать, эмоционально на первом плане, отвлекая внимание от фундаментальности происходивших изменений. Однако именно эта направленность («Даешь Киев!») объединила в одно новое цивилизационное сообщество, в одну нацию преимущественно русскоязычные Юг и Восток с преимущественно украиноязычными Западом и Центром.

Этот результат является более очевидным для тех, кто (как автор этих строк) большую часть жизни прожил на Юге или Востоке УССР да еще и работал на крупных предприятиях ВПК. Ведь в те времена для нас не Киев, а Москва олицетворяла и мощь власти, и величие государства, и единство народа, и лучшие достижения в культуре, науке и технике. Мы, жители Юга и Востока Украины, относились к «матери городов русских», к Киеву, главным образом как к интересному историческому городу, который почему-то (?) был несколько «запятнан» сотрудничеством с украинскими буржуазными националистами, который непонятно пылко лелеял украинскую культуру — и не больше. Сегодня же и для нас (граждан с Востока и Юга) Киев — столица в самом широком понимании этого слова, мать душ наших.

Объясняя успех оранжевой революции, можно написать довольно много правдивых и полезных слов об используемых в те времена политических технологиях, о финансировании борьбы, о преступности власти и благородстве оппозиции и т. п. Однако с большой уверенностью можно утверждать, что победа Виктора Ющенко была подготовлена Ее Величеством Историей, а именно — преимущественно трансформацией населения бывшего УССР в нацию независимого государства.

Какое влияние имели различные мудрые политические технологии...? Точно не знаю! Наверное, довольно мощное. Однако, по моему мнению, вспоминая те бурные дни, можно утверждать: определяющей детерминантой тех незабывамых оранжевых событий было непобедимое желание наших граждан стать реальными хозяевами своей судьбы. На завершающем этапе революции (во всяком случае) такое желание было характерным для сторонников обоих кандидатов. Хотя, возможно, мы не до конца осознавали это коренное изменение своего мировоззрения. Иными словами — во время провозглашения Виктора Ющенко Президентом Украины наша новорожденная нация была охвачена животворным порывом самоорганизации.

Казалось бы раскрепощенный таким образом потенциал личностей должен бы уже в первые месяцы дать ошеломляющие позитивные результаты в экономике — сфере человеческой активности, в которой скорее всего реализуются самоорганизационные устремления. Однако этого не произошло.

ПРОЕДАЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЕМ

Итоги 1-го полугодия 2005 года снова возвращают к вопросам, которые почему-то не замечают наши политические вожди. Во всяком случае, они избегают их системного публичного обсуждения и ограничиваются кабинетными дискуссиями в узких кругах специалистов. Интересно, что и наша, раскрепощенная Майданом, пресса относится к этим вопросам довольно безразлично. Возможно, надеясь на русское «Авось!»

Речь идет, в первую очередь, о том, что головокружительный рост социальных выплат пока что не поддержан очень желаемым в таких случаях соответствующим ростом экономики. Ведь прирост ВВП за 1-е полугодие имеет самый низкий за последние годы показатель — только 4%. Напомним: совсем недавно, еще несколько месяцев назад, 25 марта текущего года, предлагая данный быстрый рост социальных выплат, правительство исходило из увеличения ВВП в этом году на 8,2%. Запомним достигнутые 4% и обещанные 8,2% — к этому соотношению мы еще вернемся.

Результаты роста экономики в первом полугодии настолько ничтожны, что даже Президент Виктор Ющенко был вынужден опустить прогнозные данные прироста ВВП до 6—6,5%, что будет означать сокращение на несколько млрд. гривен поступлений в наш и без того дефицитный бюджет. В соответствии с расчетами CASE Украина дефицит консолидированного бюджета будет больше запланированного приблизительно на 4 млрд. грн., что равно 1% от ВВП 1 .

Но это еще не все! Простые расчеты показывают, что глава государства надеется, что во втором полугодии наше ВВП будет расти с темпом выше 8%. Пардон! Первый месяц второго полугодия, июль, уже заканчивается, а признаков заметного оживления производства пока что не видно. Состоится ли такое оживление в знойно-сексуальном августе? Вряд ли!

И здесь вполне обоснованно возникает желание поинтересоваться: не собирается ли правительство идти на сокращение широко разрекламированных социальных выплат? Этот первый вопрос.

Нельзя при случае не вспомнить, что проголосованная с опозданием на три недели бюджетная резолюция на 2006 год предусматривает дальнейший существенный рост социальных выплат. Речь идет о повышении минимальной зарплаты до 400 грн., к которой привязан размер минимальной пенсии, о росте прожиточного минимума до 500 грн., об углублении дифференциации пенсий в зависимости от трудового стажа и внесенных пенсионных вкладов. Опираясь на ряд исследований независимых от правительства специалистов 2 снова вполне обоснованно возникает желание поставить второй вопрос: а за счет каких источников правительство собирается осуществить эти благодеяния в виду прогрессирующего замедления экономического роста, в виду того, что экономика сползает к стагнации?

Бюджетная резолюция дает ответ на этот вопрос: правительство собирается финансировать дальнейший рост социальных выплат за счет приватизационных поступлений. Следовательно, сохраняется неудачная ставка на проедание основных активов, накопленных трудом нескольких поколений. И поэтому третий вопрос: а что же будет дальше, когда мы проедим наше же имущество? Или «заграница нам поможет?» Правительство пока что молчит. А заграница демонстрирует отчаяние и нарастающее недоверие и не собирается нам помогать — это отдельная тема.

НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА — НАША БЕДА? СКОРЕЕ — ВИНА!

Возвращаясь к обещанному правительством приросту ВВП на 8,2%, не можем не обратить внимание читателей на дату появления этого окольного пути — это конец марта текущего года. То есть такой радужный прогноз был сделан за 3 месяца до окончания 1-го полугодия, который дал нам значительно худший результат — только 4%. Следовательно, кто-то (?) в правительстве ошибся больше, чем в 2 раза. Такой ужасный разрыв между прогнозом и фактом может быть результатом следующего:

1. Чрезвычайно низкого качества прогноза, в который трудно поверить. Ведь никогда Минэкономики не ошибалось так грубо.

2. Авантюризма или некомпетентности правительства. Учитывая невиданно высокую закрытость работы действующего правительства, это предположение выглядит наиболее правдивым.

РАБОТОДАТЕЛИ НЕ ВЕРЯТ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Чем дальше от Майдана, тем сильнее впечатление, что наши работодатели не воспринимают концепцию социально-экономической политики действующего правительства, которая фактически реализуется.

Во всяком случае, на действия правительства они реагируют существенным, постоянно прогрессирующим замедлением темпов экономического роста:

1. Как мы уже констатировали, ВВП вырос только на 4%. Это, понятно, неудовлетворительный результат. Но хуже всего, что в июне текущего года объемы ВВП приросли только на 1.1% по отношению к июню прошлого года. Можно уверенно говорить о сползании нашей экономики в стагнацию. И отдать должное астрономической точности работы наших статистических служб. Как человек, который был долгое время руководителем экономики крупного и достаточно сложного предприятия, хочу сказать — такие, простите, приросты достаточно часто являются результатом ловкого манипулирования числами.

2. Промышленность выросла только на 5,0% против 16,7% в прошлом году — прирост уменьшился в 3,3 раза. Симптоматически, что объемы выпуска промышленной продукции июня 2005 года ниже (!) соответствующего показателя прошлого года на 0,9%. То есть наиболее мощный экономический блок Украины — промышленность — уже работает хуже, чем в прошлом году. Отдельные высокопоставленные бюрократы уже успели объяснить замедление темпов роста, например, в промышленности. Мол, ухудшилась ситуация на мировых рынках, цены на металл упали и т. п. Однако все эти тенденции сформировались не вдруг, и не в конце июня. Они были известны довольно давно. Цитирую документ Госкомстата 3 : «В металлургии и в обработке металла , начиная с февраля 2005 г., наблюдалось сокращение ежемесячных объемов произведенной продукции против соответствующего периода прошлого года, по итогам 6 месяцев 2005г. оно составляло 1,8%». Обратите внимание — с февраля 2005 г.!

3. Объемы продукции строительства снизились на 7,7% по сравнению с приростом на 30,3% в прошлом году, во времена коррумпированного режима. Остановимся на этом соотношении: за первое полугодие оранжевого правления имеем снижение объемов строительства на 7,7%, а в прошлом году имели безумный прирост — на 30,3%. Госкомстат объясняет текущий плохой результат: «За 6 месяцев 2005 г. снизили объемы работ предприятия 22 регионов, которые не заключили равноценных прошлогодним контрактов подряда с заказчиками». Неужели наше правительство, когда оно прогнозировало прирост ВВП на 8,2%, не знало, что юридически подготовленный фронт работ в строительстве существенно сузился? Не могло не знать. Ведь Госкомстат фиксировал ухудшение ситуации еще несколько месяцев назад. Например, еще по итогам января—марта объемы работ уже упали на 5,9% и уже тогда указывалось на причину этого снижения.

Но правительство не заметило этой и многих других негативных тенденций. И в результате имеем нереальную оценку ВВП, нереальный бюджет, риски срыва так долго ожидаемого повышения социальных выплат.

«ЗАГРАНИЦА» БЫСТРО ТЕРЯЕТ ДОВЕРИЕ К НАМ

Это наиболее неприятный раздел. Ведь мы идем на Запад! Или нет?

Если рвемся на Запад, в ЕС, в НАТО, то нельзя игнорировать поток критических замечаний которые мощным ливнем льются на нас. Приведу только самую последнюю критику.

«С момента прихода Ющенко к власти экономическая политика Украины пошла в неверном направлении, — пишет Ариэль Коэн в статье «Украине пора пересмотреть свою экономическую политику», опубликованной 14 июля американским фондом Heritage Foundation....

Однако с момента прихода Ющенко к власти экономическая политика Украины пошла в неверном направлении. Причины этого таковы:

* отсутствие концепции развития рыночной экономики в высших эшелонах власти;

* развал механизма принятия решений в экономической сфере;

* неадекватность судебной системы, коррумпированность и неэффективность государственного аппарата;

* постоянное нарушение прав собственности и чрезмерно усложненное налоговое законодательство, которое к тому же применяется произвольно;

* антирыночный и протекционистский курс премьер-министра Юлии Тимошенко;

* недостаточная интеграция страны в мировую экономику из- за нежелания парламента принимать соответствующие законы.

Несоответствие между декларациями президента Ющенко в поддержку рыночной экономики и непоследовательными действиями его кабинета, одержимого «централизаторскими инстинктами», приводит к тому, что экономическая политика в стране носит этатистский и популистский характер. Показатели этого года несравнимы с экономическими достижениями 2004 года: тогда, среди прочего, страна могла похвастаться ростом валового внутреннего продукта (ВВП) на 12% и увеличением биржевых котировок на 200 с лишним процентов».

Ариэль Коэн, как и многие другие наши иностранные друзья, возможно, не знает об Иване Сусанине. Иначе он сказал бы, что наше правительство ведет Украину в тупик — как Иван Сусанин.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Во-первых. Правительство должно перейти к стандартам подготовки и принятию решений, принятых в ЕС. Еще раз спрашиваю: мы же собираемся в ЕС? Это значит, что наши граждане, особенно работодатели, предварительно должны знать о всех правительственных новациях в правилах игры. И иметь реальную возможность влиять на содержание решений. Пока что правительство имитирует публичность. Например, создан Совет импортеров. Возникает вопрос: является ли этот Совет регламентным совещательным органом? Кто и на каких основах формировал персональный состав? Насколько Совет отражает эту деловую прослойку?

Во-вторых. Правительство должно работать как единое лицо. Нужно категорически отказаться от взаимной публичной критики, которая просто пугает инвесторов (особенно иностранных).

В-третьих. Правительству вместе с работодателями нужно внимательно проанализировать состояние дел по отдельным отраслям и, подчеркиваю, вместе с работодателями выработать и реализовать меры по преодолению кризисных явлений. Например: почему приходит в упадок строительство, объемы которого упали на 7,7%? Коррупция мешает? А почему в прошлом году она не мешала и объемы строительства тогда приросли на (осмыслите это число!) на 30,3%. На мой взгляд, падение объемов строительства, скорее всего, указываeт на глубокое разочарование инвесторов в правительстве.

В-четвертых. Правительство должно публично реагировать на публичную критику, от которой вот-вот лопнет Интернет-пространство.

В-пятых. Правительство также должно извиниться за свои ошибки — это является очень важным условием восстановления доверия со стороны работодателей.

1 Риски бюджета и макроэкономические последствия. Записка Международной экспертной группы. Июль 2005 г.

2 Например, Института экономических исследований и политических консультаций.

3 Социально-економическое положение Украины за январь—июнь 2005 года. Сообщение Государственного комитета статистики Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать