Перейти к основному содержанию

Лариса СКОРИК: «Эпоха» президента Кучмы не закончилась... К сожалению»

11 октября, 20:09
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Лариса Скорик — фигура в украинской политике знаковая. Она — одна из тех, кто стоял у истоков украинской независимости, отстаивал ценности демократии еще в первом созыве Верховной Рады. Кроме того, Лариса Павловна — известный архитектор, и поэтому очень неравнодушна к тому, что «розбудовується» вокруг. Недавно Л. Скорик к своим многочисленным ипостасям добавила еще одну— она возглавила киевскую городскую организацию гражданского Форума «Об’єднаймо Україну!». И можно сколько угодно не соглашаться с ее, возможно, слишком категоричными суждениями о действительности украинской политики, однако свое право «судить» она давно и прочно заслужила. «День» же напоминает, что всегда открыт для дискуссии и самых разных мнений о путях развития страны.

— Вы были одной из тех людей, которые накануне выборов активно и эпатажно предупреждали о рисках прихода к власти Виктора Ющенко и его команды. Вы считаете, ваши прогнозы подтвердились?

— Реальность оказалась не намного, но хуже, чем я себе могла тогда представить. Произошли вещи намного страшнее. Я предостерегала, что придет команда антипрофессионалов. Не просто непрофессионалов, а антипрофессионалов. Более того, я говорила, что придет команда людей очень циничных, людей комсомольско-перестроечных годов. А это самое циничное поколение из всех комсомольских поколений. Потому что во время перестройки комсомольцы шли на руководящие должности исключительно ради того, чтобы быть ближе к комсомольской казне, которую, они знали, можно будет очень легко пустить в грязный бизнес, а потом — в грязную политику. Что и произошло на всей территории бывшего Советского Союза. А кроме того, в команде Ющенко были и остаются люди, которых я знаю в совершенстве со всеми ихними грехами за душой. Когда-то они называли себя национал-демократами, а потом все скопом стали руководителями оранжевого Майдана.

— Но разве люди не могут меняться? Не наблюдаете ли вы примет того, что новая власть меняется? В частности, многие утверждают, что такой приметой следует считать подписание Ющенко Меморандума понимания с оппозицией... Как вы лично расцениваете появление такого документа?

— Никак не оцениваю. Это очередное отвлечение внимания, очередной камуфляж. Потому что, подписав меморандум, где говорилось о том, что прекращаются политические репрессии, новая власть, тем не менее, их продолжает. А вообще, можно было допустить, чтобы девять месяцев продолжались политические репрессии? Это мыслимо? Власть же сама признала этим меморандумом, что репрессии были. О каких положительных изменениях в сфере свободы мы говорим в таком случае?.. Подписать меморандум в четверг, а в субботу осудить на 5 лет людей, участвовших на стороне Януковича в избирательной кампании на Виннитчине, — это, извините... Янукович уже сделал заявление о том, что он готов отозвать свою подпись. С кем подписали меморандум? Еще не было такого случая, чтобы с этими людьми в разных модификациях — поодиночке, вместе, в любых сочетаниях — можно было о чем-то серьезно договориться. Сегодня они что-то подписывают, а буквально спустя сутки это разорвут и даже не посчитают нужным оглянуться и, посмотрев в глаза тем, с кем договаривались, хотя бы объяснить свои поступки. Непорядочность этой команды всегда пугала меня еще больше, чем их непрофессиональность. Потому что если команда непрофессиональная, но есть хоть какие-то зародыши порядочности, она, осознав свою неспособность, наберет каких- то профессионалов. А если нет воспитанности ни на йоту, нет ответственности за свои поступки, свои слова и свои договоренности, ситуация аморфная — не с кем по-настоящему договариваться, и не с кем серьезно решать эти договоренности.

А к подписанию этого меморандума Ющенко, бесспорно, подтолкнула инициатива Леонида Кравчука по созданию Форума «Об’єднаймо Україну!». Он увидел, что политические силы, не поддерживающие ни его политику, ни политику бывшего правительства, объединяются.

— Какой, по вашему мнению, является нынешняя власть, понятно. А что такое сегодняшняя оппозиция? В частности, политологи разделяют украинскую оппозицию на три лагеря: левая, представители старой власти и новая оранжевая оппозиция в лице Тимошенко и ее соратников.

— Все эти забавы с уходом Тимошенко — это один большой лохотрон для наивного электората. За эти девять месяцев рейтинг оранжевых просто рухнул. И нужно было что-то делать. Имплантаторы всей этой оранжевой забавы, которая нам так дорого обошлась, прекрасно понимали (там очень неплохие политтехнологи), что лучше всего было создать при оранжевой власти оранжевую оппозицию. И закончится все это тем, что те, кто разочаровался в деятельности Президента и его команды, по наивности своей бесконечной, по своей политической невыработанности и отсутствию государственнического иммунитета пойдут голосовать за так называемую оранжевую оппозицию под эгидой Юлии Тимошенко. Таким образом они надеются получить соответствующее количество голосов на выборах в Верховную Раду. А дальше будет так: в парламенте эти две части «оранжа», участвовавшие в выборах как провластная политическая сила и оппозиционная, прекрасно объединят свои усилия. Они замечательно помирятся. Юлия Тимошенко подставит свое плечо снова и скажет: «Виктор Андреевич выполнил все наши требования, изменил свою команду»... Все это — забава, причем циничная. И она рассчитана на то, чтобы оранжевые деятели набрали как можно больше голосов в парламент.

— А кто же тогда реальная оппозиция?

— Я не согласна с определением, что есть оппозиция из старой власти. Потому что старая власть — это Кучма. Где та политическая сила, которую он сегодня возглавляет и которая идет на выборы? Или сила, которую он хотя бы поддерживает? Я, к примеру, никогда бы не пошла в Форум «Об’єднаймо Україну!», если бы хоть на йоту подозревала, что этот форум имеет хоть какое-то отношение к Кучме. Если же говорить о Партии регионов, то это, скорее всего, партия бизнеса. А бизнес всегда ищет себе властную крышу. И мне в этой ситуации жаль Януковича, потому что я не знаю, до чего могут договориться эти силы с нынешней властью за его счет.

Украинскую оппозицию действительно можно разделить на три уровни. Но — по другому принципу. Уровень верхний — это политики-функционеры. Уровень средний — это среднее управленческое звено, люди, разбирающиеся и в политике, и во всех проблемах создания государства. И третий уровень — это тот электорат, который выбрал себе Януковича, выбрал оппозиционность к сегодняшней власти.

— Вы являетесь одним из руководителей Форума «Об’єднаймо Україну!», который часто называют форумом Кравчука. А как вы относитесь к перспективе создания Блока Кравчука? Сам Леонид Макарович в интервью «Дню» сказал, что считает создание такого блока целесообразным в нынешних обстоятельствах.

— Он абсолютно прав. Я отождествляю перспективу Блока Кравчука с перспективой Украины вообще. Если Блок Кравчука будет иметь успех на этих выборах, то будет перспектива и у Украины. Мне только одного жаль: несложившего блока Кравчука-Януковича. Но я знаю, почему. Потому что нынешняя власть делает все возможное, чтобы не допустить этого объединения. И эти выпады постоянные и отождествление Форума с социал-демократами, эта фатальная демонизация СДПУ(О) и попытка создать им абсолютно несоответствующий в реальности имидж в обществе что-то да означает. А именно: если бы сегодня объединились силы, представители которых есть сегодня в форуме Кравчука, и объединились силы, которые поддерживали Януковича на президентских выборах, то новая власть потерпела бы сокрушительное поражение на выборах.

— Среди лидеров политических сил, которые являются участниками форума, есть много политически уязвимых фигур. Возможно, они просто пытаются «под зонтиком» Кравчука пройти в парламент, а не стремятся объединить Украину?

— А кто там политически уязвимый?

— Например Кушнарев.

— А чем он политически уязвимый? Тем, что его преследуют за политические взгляды? Ну тогда политически уязвима и власть, которая его преследует.

— А лично вы, если будет создан блок Кравчука, хотели бы баллотироваться в его списке в парламент?

— Я очень сомневаюсь, буду ли я это делать. Я не стремлюсь вернуться к роли политического функционера. Однако я буду делать все, чтобы люди, которые войдут в этот блок, и которые, по-моему мнению, очень нужны сегодня для того, чтобы в Украине наконец закончился этот безнадежный фарс, называемый сегодня властью, были в парламенте. Я хочу, чтобы Украину перестраивали те люди, которые еще на заре украинской государственности меня убедили, что они этим государством дорожат. Я не буду говорить о Леониде Макаровиче, потому что это однозначно. Все знают, что это человек, который фактически нам эту независимость подарил. У него в генах политическая зрелость. Но есть и другие люди, которые, возможно, в начале нашей государственности не проявляли никаких особых патриотических усилий и даже их не поддерживали. Но время идет, люди меняются. И они уже стали и государственными и политическими деятелями этого государства, которое создавал Кравчук. А сами национал-демократы, которые тогда так отчаянно били себя в грудь, и с которыми я разорвала все отношения в 1992 году, когда они приводили к власти Кучму, и которые все оказались в оранжевом лагере — от Костенко до Кендзера — эти люди как раз оказались несамостоятельными и управляемыми и тогда, и потом, и сейчас, и на веки вечные.

— Вы сказали, что с первого до последнего дня были в оппозиции к Леониду Кучме. А сейчас вы к кому в оппозиции?

— Эпоха президента Кучмы не закончилась. На место «отца» стал «сын», и интенсивно продолжает все негативы того времени.

— И все-таки хоть что-то, что дает, по-вашему мнению, надежды на улучшение ситуации, в действиях украинской власти вы видите?

— В действиях пока что ничего. Но в словах что-то появилось. Но как говорят: не по словам, а по делам... Я посмотрю на действия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать