Перейти к основному содержанию

Ласло КЕМЕНИ: Помогать украинской элите никто не будет

02 августа, 00:00
В этом году некогда социалистическая республика Венгрия была принята в состав Европейского Союза. Для бывшей советской республики Украина, которая пока только стремится стать частью цивилизованного европейского сообщества, политический опыт географического соседа может быть весьма полезным. Известный венгерский политолог, авторитетный эксперт по вопросам Центральной и Средней Европы, Ласло КЕМЕНИ, как и многие из его европейских коллег, считает процесс расширения ЕС в восточном направлении объективным и неизбежным. В телефонном разговоре с корреспондентом «Дня» господин Кемени делится своими размышлениями по этому поводу и прогнозирует последствия расширения Евросоюза для Украины.

— Насколько актуальным остается вопрос региональной идентичности центральноевропейских стран и создания на их базе регионального объединения по образцу так называемой «Вышеградской четверки» в условиях экономического и политического объединения Европы в рамках ЕС и НАТО?

— Сейчас для Центральной Европы самой важной задачей является не объединение ее составляющих, а их вступление в Европейский Союз. Приблизительно через год, как известно, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Словения станут членами ЕС. Но, с другой стороны, это вовсе не означает, что центральноевропейская идентичность отменяется. В какой-то степени — наоборот. У этих стран есть много общего: общая история, общая культура, схожий менталитет. Кроме того, они стараются выступать единым фронтом в важных для них вопросах, сохраняя совместными усилиями прежний Союз Вышеграда (создан в начале 90-х Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией. — Авт. )

— То есть, ни о каком союзе центральноевропейских стран, который мог бы стать геополитическим фактором, говорить не приходится?

— Думаю, нет. Хотя бы на первых порах.

— С какими трудностями сталкивается Венгрия в процессе подготовки ко вступлению в ЕС?

— Сегодняшнее политико-экономическое положение Венгрии, как и ее моральное состояние, довольно уравновешенное. В то же время, определенные проблемы связанные со вступлением в ЕС, существуют. Это в первую очередь касается вопроса о так называемых квотах. К примеру, в соответствии с сельскохозяйственными квотами ЕС предполагается нормирование производства, допустим, пшеницы, молока, мяса и т.п. То есть, мы хотели бы производить как можно больше качественной продукции, но — во избежание конкурентной борьбы в рамках ЕС со странами такого же уровня — Венгрии выделяют не те квоты, которых бы ей хотелось. И второе. Курс форинта, реагирующий на множество экономических проблем, всегда нужно держать в таком состоянии, которое соответствовало бы уровню развития венгерской экономики. Поэтому сейчас существует определенное разногласие между правительством Венгрии и Центральным банком. (В Венгрии, как и во всех среднеевропейских странах, Центробанк имеет определенную автономию, в частности, определяет курс национальной валюты. — Авт. ). Его сущность сводится к тому, что Центральный банк поддерживает курс форинта выше реального, тогда как правительство стремится к тому, чтобы курс, по крайней мере, соответствовал уровню развития страны, политическим требованиям текущего года.

— Как это отражается на уровне жизни населения?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо страницы истории пролистать немножко назад. До 90-го года, то есть до перемен в Венгрии, она имела, можно сказать, самый высокий уровень жизни среди так называемых социалистических центральноевропейских стран. После произошли изменения. Буквально за год (с 1990 по 1991) объем производства упал примерно на 40%. Возникли и другие негативные явления. Например, если до 90-го безработицы не было вообще, то уже через год миллион людей (около 20% всего работоспособного населения) стали безработными. Тогда это, конечно же, отражалось на жизненном уровне населения. Сейчас же, спустя 12—13 лет, уровень экономики Венгрии — приблизительно на уровне 89-го года, тогда как жизненный уровень венгерцев остается пока на отметке 15% от уровня 1989 года. Идет также расслоение общества.

— Через год почти все западные соседи Украины вступят в Евросоюз, и возникнут совершенно новые условия. Сейчас можно предположить, как это отразится на Украине?

— Все предугадать, конечно же, нельзя. Неизвестно, что произойдет в Украине в ближайшие год—два. Думаю, президентские выборы внесут существенные коррективы, в том числе в политическую систему, политическую практику. То есть, во-первых, многое изменится в самой Украине. Во-вторых, связи между Украиной и центральноевропейскими странами станут более бюрократическими в силу вступления последних в ЕС. Это будет касаться в первую очередь визовых вопросов. В том, что станет сложнее, например, устраивать те же туристические поездки, сомневаться не приходится.

— Чем венгерский опыт модернизации может быть полезен Украине?

— Полагаю, Венгрия всегда на три — четыре шага впереди Украины, а значит, изучение украинскими политиками и научными деятелями вчерашнего опыта Венгрии, скажем, по вступлению в НАТО, по подготовке к вступлению в ЕС, по стратегии проведения приватизации в стране приблизит государство к желаемому результату.

— Насколько можно судить, приватизация в Венгрии проходила довольно медленно. По состоянию на 94-й год была приватизирована лишь незначительная часть объектов…

— Да, не было «шоковой терапии». Но если сравнивать со среднеевропейскими странами, то приватизация в Венгрии проходила наиболее динамично и безболезненно. Что характерно для венгерской приватизации? Наличие у разных политических сил диаметрально противоположных взглядов на пути ее проведения. Помнится, одни политические силы хотели создать на основе приватизации национальную буржуазию, другие думали, что нужна не приватизация, а реприватизация (особенно в сельском хозяйстве). Третьи — либералы — считали, что для того, чтобы поднять Венгрию до уровня самых развитых западных стран, приватизацию необходимо проводить через мультинациональные компании (то есть за счет западных денег). Четвертые — социалисты — говорили, что нужна такая приватизация, которая бы как можно скорее стабилизировала ситуацию в этой сфере. Собственно, медленные темпы приватизации на первом этапе обусловлены тем, что до 94-го при власти были фактически националисты, которые старались создать национальную буржуазию. После прихода социалистов и либералов приватизация пошла, в первую очередь, на денежной основе с участием западного капитала. Вследствие чего, кстати, западных инвестиций больше всего в Венгрии.

— Венгрия — парламентская республика. С точки зрения венгерского опыта, эта модель эффективна?

— Думаю, парламентская республика — вовсе не обязательное условие. Например, в Англии — одна система, во Франции — абсолютно другая, в Германии — третья. То есть, нельзя сказать, что все политические системы должны быть идентичны. В Украине, как и во всех бывших республиках Союза, фактически президентская политсистема установилась после распада СССР. Но сейчас во всех этих странах по-разному относятся к президентской модели. Что оптимально для Украины — со стороны сказать очень трудно. Впрочем, кажется, украинская политическая элита, в результате распада СССР неожиданно получившая «в подарок» собственную страну, пока сама толком не знает, что ей нужно делать. Тем не менее, помогать здесь никто не будет — украинская политэлита должна самостоятельно подготовить проект развития страны на концептуальной основе.

— Насколько эффективно, по вашему мнению, сотрудничество между украинскими и венгерскими политиками? Что следует предпринять для интенсификации этого диалога?

— К сожалению, такое сотрудничество оставляет желать лучшего. Но вот буквально недавно лидер венгерского парламента посещала Киев, и переговоры, по-моему, были довольно- таки интересными... Политические партии двух стран практически не поддерживают никаких контактов...И венгерские, и украинские политики должны понять, что, во-первых, мы соседи. Во-вторых, в Украине живет много этнических венгров (в основном в Закарпатье). Это создает проблемы и, одновременно, большие возможности для более тесных связей. И в-третьих, мы, безусловно, заинтересованы в добрососедских отношениях. Представители вашей политической элиты, наладив взаимоотношения с венгерскими коллегами, смогут изучать важный сегодня для Украины венгерский опыт. А мы, со своей стороны, должны понять, что Украина — большая страна, которая всегда хорошо относилась к Венгрии. И она — громадный рынок для нашего государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать