Левко ЛУКЬЯНЕНКО: Отказ от неприкосновенности — вредная вещь...

Левко ЛУКЬЯНЕНКО, депутат четырех созывов ВР, почетный председатель Украинской республиканской партии относительно своего участия в предстоящих выборах уже определился. Отныне на смену депутатским обязанностям во фракции БЮТ придет создание мемуаров, работа в Ассоциации исследователей Голодомора в Украине. Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью Левко Григорьевича, данное им газете «Сейчас» и размещенное на сайте www.proua.com. Печатается с сокращением.
— Левко Григорьевич, собираетесь ли вы участвовать в предстоящей избирательной кампании в Верховную Раду?
— Я отказался, исключил себя из списков кандидатов в Верховную Раду от БЮТ. Я уже прекращаю свою государственную деятельность, достигнув более старшего возраста. И пусть этим занимается молодое поколение. Я отхожу от дел. Поэтому проблему формирования избирательных блоков я знаю из телевидения так же, как и все остальные. Мой прошлый опыт дает мне возможность видеть что-то глубже, но, в принципе, я не имею конкретной информации, потому что я не принимаю участия ни в формировании предвыборного блока, ни в разработке его тактики.
— Вам со стороны виднее, не повторят ли «помаранчевые» силы (БЮТ и НУНС) те же ошибки, что и во время кампании 2006 года. Тогда своими выпадами друг против друга они по сути убивали свои рейтинги...
— Я думаю, что они будут сдерживаться. Но очевидно, что где-то кто-то может не выдержать и сказать что-то. Я думаю, что сейчас есть хорошее понимание как в Блоке БЮТ, так и в НУ, что победить Партию регионов можно вместе. А если они будут критиковать не только Партию регионов, но и друг друга, то в конце концов может получиться так, что Партия регионов наберет относительное большинство. Этого относительного большинства никак нельзя допустить. И я надеюсь, что силы одна по отношению к другой будут сдержаны. Я вообще выступал, чтобы все национал-демократические силы составили один список на выборы.
— Но ведь от похода «помаранчевых» сил одной колонной отказался в первую очередь БЮТ...
— Пошли немного другим путем — двумя колоннами. Здесь позитив в том, что избирателю не придется голосовать за единый список, в котором бы были люди, не приемлемые для него. Из двух колон легче будет себе выбрать более подходящего. Надеюсь, что эти соображения окажутся правильными и по отдельности они наберут больше, чем если бы был единый список.
— Но система «закрытых» списков фактически ограничила выбор избирателя теми кандидатами, которых выдвинула политическая сила...
— Выборы на основе пропорциональной системы состоялись у нас только один раз. Поэтому опыта еще немного. Партийная структуризация общества еще далека от завершения. Поэтому проявляются недостатки. Но, в принципе, партийно-пропорциональная система является реакцией на мажоритарную систему. Та показала, что из 225 депутатов по мажоритарным округам избираются все «денежные мешки».
— Но и в партийных списках оказалось немало олигархов...
— Да, но пропорциональная система дает возможность избрать больше партийных функционеров, и она меньше зависит непосредственно от денег. Нация ищет более подходящую процессуальную форму проведения выборов. И пропорциональная система — это следующий шаг. Она, конечно, не совершенна, но хорошо, что ее ввели. Необходимо, чтобы списки были открытыми, публичными. Чтобы избиратели могли посмотреть не только на блоки, но и на людей, которые будут их представлять в парламенте. Но я за то, чтобы пропорциональную систему усовершенствовать, а не за то, чтобы возвращаться к мажоритарной системе. Мажоритарная система нам ничего хорошего не даст. Она даст нам парламент полностью из 450 миллионеров, который будет служить крупному капиталу.
— Скажите, как вы относитесь к идее создания единой партии на базе «Нашей Украины», «Народной самообороны» и «Правыци»?
— Это первые шаги. 10 субъектов подписали договор о создании предвыборного блока. Это организации с очень разной идеологией: там либеральная философия и социал-демократическая политическая концепция, консервативная политическая философия и националистическая концепция. Это разные и философии, и политические линии. Как временный шаг, люди сочли возможным создать такой политический союз.
— Другими словами, будущий проект раскручивается под выборы?
— Да, наверное, он будет оправдан как предвыборный маневр. Другой вопрос, нужно ли наперед заручаться решением, что все они потом, после выборов, вступят в одну партию. Это для меня вещь неприемлемая. А что касается самой предвыборной тактики, это оправдано. Я думаю, что даже если они будут вместе идти на выборах, а после возникнет этот вопрос, то начнутся дискуссии теоретического характера, которые затянутся надолго. И они никогда не приведут к результату.
— Поддерживаете ли вы инициированный Президентом референдум, на котором народ должен проголосовать за новую Конституцию?
— Это популистский шаг и не более. Что значит — на референдум? Конституция — это чрезвычайно сложный документ, по поводу которого спорят юристы. И теперь решать вопросы о тексте этого чрезвычайно важного документа будут врачи, пекари, токари и все остальные, которые не имеют юридического образования. Я уж не говорю о миллионах избирателей, крестьян, рабочих и т. д. Люди без юридического образования не в состоянии в этом разобраться. Это — невозможно. Человек должен принимать свое решение на основе знаний. А как можно выработать для себя сознательное решение, не имея знаний?
— Как в таком случае вы относитесь к конституционному референдуму БЮТ? Понятно же, что люди проголосуют за отмену депутатских льгот, депутатской неприкосновенности и т. д.
— Безусловно. Можно людей об этом спрашивать, но Конституция — это же не просто один вопрос, это устройство государства. Вот вопросы: вы за унитарное устройство или федеративное? Однопалатный или двухпалатный парламент? Парламентскую или президентскую форму правления? Это же сложные вещи.
— Кстати, а как вы относитесь к такому «старому новому» лозунгу как отмена депутатской неприкосновенности?
— Если брать буквально, то это было бы крайне вредно. Возможно, более приемлемым было бы толкование депутатской неприкосновенности в каком-то узком смысле. Но полностью отказ от депутатской неприкосновенности будет означать, что та сила, которая наберет большинство в Верховной Раде, сможет при сегодняшнем состоянии моральности нашего общества своих противников перебить по одному или пересадить в тюрьмы. Если понимать отмену депутатской неприкосновенности абсолютно — это была бы очень вредная вещь. Другое дело, что депутатскую неприкосновенность необходимо действительно ограничить и урегулировать. Но важнее даже не это, а важнее — льготы сократить.
— Многие эксперты полагают, что после выборов кризис не закончится. Когда же, наконец, Украина встанет на стабильный и прогнозируемый путь развития?
— Я хотел бы и вас сагитировать и выразить свое мнение. Надо сделать все, чтобы в Верховную Раду не попали коммунисты и социалисты. Поскольку эти силы фактически представляют собой российскую пятую имперскую колонну. По Украине рассеяно много таких людей, и они представлены двумя этими силами в парламенте. Если в следующей ВР не будет социалистов и коммунистов, то ВР будет намного патриотичнее. У нас было пять Верховных Рад, но ни одна из них не была патриотичной. Патриотичная оппозиция была, а большинства не было.
— А Партию регионов вы тоже причисляете к патриотическим силам?
— Это не патриотическая сила, но людей, которые слушают Москву и действуют по указаниям Москвы, там немного. Там — люди-предприниматели, они не против нашей государственности. Они не являются идейными политическими противниками нашего государства.
Выпуск газеты №:
№126, (2007)Section
Подробности