Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Люди начинают воспринимать неудобства как личное оскорбление

06 апреля, 00:00

Людмила Ивановна считает, что украинское правительство хочет ее уморить.

Она показывает из кухонного окна на соседнюю 16-этажку. Здание погружено в темноту. Лифт не работает. Электроплиты и обогреватели не работают. Горячей воды нет. Единственное, что обнаруживает присутствие жизни, — люди со свечами и фонариками в руках.

«Правительству наплевать на обычных людей, — говорит она. — Для них бы лучше было, если бы мы все умерли».

Ее горечь вызвана повсеместными отключениями электричества, отсутствием горячей воды и прочими проблемами, связанными с инфраструктурой, которые поразили этой зимой большую часть Украины. В Харькове, втором по величине украинском городе, расположенном в 40 км от российской границы, электричества в некоторых районах не бывает по 8 часов в день, особенно в утренние и вечерние часы пик, независимо от того, заплатили ли жильцы за электроэнергию. Горячая вода, которая обычно поставляется централизованно, полностью отключена в окраинных районах, а в некоторых домах и холодную подают всего несколько часов в день.

Особенно страдают жители окраин, чьи дома зачастую оборудованы электрическими плитами и духовками. Лифты, обогреватели, которыми они восполняют недостаток тепла от слабого центрального отопления, и другие приборы не могут работать в критические часы завтрака и ужина. В это время даже светофоры не работают. А в деревне, где телевизор — единственный доступный источник развлечения, отключения электричества не улучшают общественной морали.

Такая ситуация вызывает гнев и негодование.

«Я считаю, со стороны нашего правительства безответственно так поступать, — говорит Алла Табак, владелица «Оптики». — Две мои дочки вынуждены делать свои домашние задания при свете свечи или не ложиться спать допоздна, чтобы их закончить, а потом они засыпают на уроках, потому что у них слишком мало свободного времени в те часы, когда есть электричество».

Алла Табак жалуется, что страдает не только учеба ее дочерей, но и ее бизнес. «У нас в магазине электричество отключают с 8-ми до 10-ти утра, с 12-ти до 14-ти и с 17-ти до 19-ти. Наш доктор не может пользоваться своими медицинскими инструментами, а оптик не может делать очки. Все мои знакомые возмущаются».

«Только здесь такое возможно», — таков был единственный комментарий таксиста, ожидавшего своей очереди, чтобы проехать через перекресток, где отсутствие светофоров вызвало полный хаос.

В вопросе о том, кто виноват в отключениях, согласия нет. Одни обвиняют русских, говоря, что Украину наказывают за долги, которые она не может выплатить, другие считают, что причина в том, что электрические компании возглавляет мафия, извлекающая прибыль из простых людей. Третьи говорят, что электрические генераторы устарели, что главные виновники — немногие работающие предприятия, которые не оплачивают счетов за энергию, а некоторые утверждают, что Киев просто экономит деньги, отключая электричество в меньших городах.

Сэм Смит, британец, преподающий английский язык в Харькове, предлагает более тщательно разработанную теорию. Он рассматривает эту ситуацию, как волну, распространяющуюся по всей стране, и сравнивает нарастание неудобств в Харькове с ухудшением условий жизни в Крыму. «В прошлом году тут все было в порядке, — говорит он. — В этом году все еще не так плохо, но если дойдет до такого, как в Крыму, где по 10 часов люди сидят без электричества, воду получают по 2 часа в день, а отопления и горячей воды вообще нет, то это будет ужасно».

Но если отключения направлены на экономию, то как увязать это с тем обстоятельством, что в течение рабочего дня теряются деньги? Иногда целые заводы остаются без электричества. Пока оборудование не функционирует, рабочие просто сидят и ждут без всякого дела. Без факсов и компьютеров коммерческие организации стоят парализованные.

Сообщается, что воду отключают потому, что весеннее половодье требует слишком много энергии и химикатов для очистки воды.

В Харькове вызывает раздражение то, что киевляне, очевидно, не страдают от подобных неудобств. «Киев как будто другая страна, — сказал один харьковчанин. — Скоро нам виза будет нужна, чтобы туда поехать».

Людмила Ивановна ссылается на страны бывшей Югославии. «Там была война, но все-таки у них есть вода и электричество, — говорит она. — У нас войны не было, но нам не дают жить, как нормальным людям».

Несмотря на то, что состоялось несколько митингов протеста на центральных площадях города, в основном в них принимали участие старики, ностальгирующие по прошлому. Молодежь не считает эти митинги достаточно эффективным способом, чтобы изменить их жизнь, и даже такие пенсионеры, как Людмила Ивановна, уверены, что правительство не станет к ним прислушиваться.

Сейчас в большинстве домов в центре города электричество не отключают, хотя накануне Рождества такое бывало. Большинство жителей центра считают, что причина их везения — мафиозный босс, живущий неподалеку, налоговая инспекция, находящаяся за углом, близость к трамвайным линиям, соседство с больницей или сауной, где электричество обычно не отключают.

Но даже эти счастливчики обеспокоены. «Я все время боюсь, что завтра это произойдет и с нами», — сказала одна женщина.

Люди начинают воспринимать неудобства как личное оскорбление.

Другая преподавательница английского, Тони Слоан, рассказывала, как однажды утром она встала, несколько часов нагревала воду на плите, наконец принялась мыть голову над ванной, и тут внезапно выключился свет. «Довольно!» — подумала она. Тони Слоан собирается уехать из Украины в мае.

Один из ее учеников, который сейчас собирается эмигрировать, принял окончательное решение, когда однажды его жена проснулась и обнаружила, что у них нет ни воды, ни электричества, и сказала: «Увези меня отсюда». Они надеются, что нынешняя зима — их последняя зима в Украине.

Не у всех есть такая надежда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать