Магия и разум
Возможные варианты преемственности власти в Украине![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030408/463-4-2_0.jpg)
Но вопрос, поднятый главным эсдеком страны, не сводится к проблеме выдвижения единого кандидата от политического центра. Проблема преемственности власти важна не только для Медведчука — равно как и для Ющенко, Мороза или Симоненко — но и для каждого гражданина страны. Потому что именно решение проблемы преемственности власти заодно решит и множество других проблем, которые стоят как перед страной в целом, так и перед каждым отдельным её гражданином.
Дело, конечно, не в едином, согласованном кандидате, будь то кандидат от центристских сил или от оппозиции. И даже не в том, «чтобы при власти оставались компетентные, опытные люди, благодаря усилиям которых стали возможны положительные изменения последних лет», как сказал Медведчук. Под этим высказыванием могут подписаться не только эсдеки, но в равной степени и коммунисты, и бютовцы, и морозовцы, и даже руховцы или поклонники КПРС.
СПОСОБЫ
Лидер партии эсдеков, выступая на съезде, естественным образом свёл упомянутую тему к политической проблематике, ставя перед сопартийцами конкретные политические задачи. Но преемственность власти — категория более широкая, представляющая глубинные механизмы функционирования социума.
Смысл понятия преемственности не может ограничиваться лишь самим механизмом власти. Механизм власти, способ её функционирования, внутренние пружины, приводящие в действие всю её сложную конструкцию, — лишь выражение более глубоких слоёв социальной организации. Понимание преемственности власти никак не может ограничиваться лишь политической рамкой непосредственного перехода власти от одной политической силы к другой — каковыми силами являются, например, политические партии, — или, тем паче, преемственностью конкретных персон. За таковой кроется социальная сущность властных механизмов и самого фундамента существования социума. Факт смены персон, в отрыве от сложившейся традиции преемственности власти в социуме, может лишь запутать картину, поскольку отнюдь не является выражением происходящих в обществе изменений.
Власть есть внешнее выражение способа существования социума, но в то же время и инструментарий социального бытия. Власть такова, каков есть социум. И по способу смены власти, преемственности её можно сделать вывод о состоянии самого фундамента социума.
Можно выделить три основных способа преемственности власти:
1. Первобытно-магический способ преемственности, исследованный ещё Фрэзером, где царь-жрец выполняет свою функцию магической власти, под каковой понимается удержание гармонии потусторонних сил и природы в целом как залога благоденствия первобытного социума. Процесс смены власти осуществляется здесь в реальном поединке с возможным преемником, где высшим планом поединка является вручение преемнику, в случае его победы над действующим царём-жрецом, нитей удержания мировой гармонии и племенного благополучия. При всей вопиющей архаичности этого способа его элементы совершенно очевидно вошли в строй диктаторских режимов, в которых автоматически подразумевается, что диктатор своей личной волей и харизмой — каковая есть не что иное, как модернизированное наименование магической избранности первобытного царя-жреца, — удерживает гармонию как внутри социума, так и гармонию в отношениях социума с другими социальными образованиями и с самой природой. Достаточно вспомнить приписываемую любимому вождю северных корейцев Ким Чен Иру и туркменбаши Сапармурату Ниязову способность останавливать дождь и прояснять небо от облаков.
2. Монархический способ преемственности, который правильней назвать династическим, являющийся фактически развитием предыдущего, поскольку династия есть не что иное, как перенесённая на некий род способность защищать социум и удерживать мировую гармонию и благополучие. Смена династий происходит не только по причине отсутствия наследников, но и вследствие невозможности выполнения членами династии возложенных на них сакральных обязанностей. Династический способ наследования, вообще говоря, не имеет отношения к состоянию социума: механизм преемственности, срабатывающий в случае естественной смерти монарха, хотя и может стимулировать динамику общества (в результате случайного появления ярких и сильных личностей на троне) или, наоборот, затормозить её, однако же случаен по отношению к историческому времени или состоянию социума. Лишь когда социум полностью трансформируется, возможна насильственная смена династии (как это было в России после Смутного времени), её отдельных представителей (Пётр III, Павел I) или даже революция (Англия, Франция, Россия, Германия). Механизм преемственности власти, осуществляемый в монархии, является, таким образом, по своей природе или случайным, или катастрофическим, и потому не пригоден ни для какого общества, кроме традиционного, в котором динамика столь мала, что скорость смены персонажей на троне значительно выше, чем скорость трансформации социума.
3. Реальная преемственность власти обеспечивается только в обществе с демократической формой власти. Производимый гражданами сознательный выбор политической силы и отдельных персон, которым они вручают власть для обеспечения дальнейшего движения общества по пути исторического развития, позволяет сформировать власть, отвечающую потребностям общества в данный момент.
Следует, однако, отметить, что даже в самых демократических странах легко найти элементы первобытных методов преемственности власти. Международно признанный и активно применяемый термин «харизма», автоматически отсылающий нас в первобытное общество с его царями-жрецами, свидетельствует о том, что элементы первобытного сознания плотно укоренены в массовом сознании и, возможно, вообще не могут быть когда-либо изжиты по причинам, относящимся к человеческой природе. Дело, однако, в соотношении логического, земного, и магического, потустороннего метода преемственности власти.
ЛОГИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
Следует отметить, что в современной Украине, в отличие, например, от России, преемственность власти осуществлялась полностью демократическим способом. Если в России, с её тысячелетними монархическими традициями, процесс перехода власти от Ельцина к Путину осуществлялся через добровольный уход Ельцина с политической арены с предварительным назначением Путина на должность премьер-министра, с которой, как показывает опыт, удобнее всего стартовать в президенты, то в Украине ничего подобного не требовалось: не только переход власти от первого президента современной Украины Леонида Кравчука ко второму президенту Леониду Кучме осуществлялся строго демократически, но даже и переход от власти КПСС к народной власти был осуществлён максимально демократично, что даёт возможность говорить о наличии уже сформировавшихся демократических традиций Украины.
Однако же обольщаться этим обстоятельством не следует. Утверждать, что демократические традиции нашей державы вполне устоялись и не подвергаются угрозе, к сожалению, нельзя. Демократические традиции — как, впрочем, и любые другие, — вырабатываются столетиями и тысячелетиями, и ждать от украинского народа, что он уже целиком и полностью находится в европейском демократическом мейнстриме, было бы по меньшей мере опрометчиво. Как показывает имеющий ярко выраженную харизматическую природу рейтинг Виктора Ющенко, в украинском массовом сознании очень сильны первобытные элементы, отсылающие исследователя не столько к образу европейского премьер-министра или президента, сколько к образу фрэзеровского царя-жреца. Надежды, возлагаемые частью украинского народа на Ющенко, не имеют ничего общего с современным демократическим массовым сознанием, поскольку опираются не на логически осознанное бытие, а на мифологические архетипические структуры, являющиеся в данном случае как магические ожидания.
В преданном Ющенко электорате, по недоразумению называемом «оппозиционном», нет ничего от оппозиционности, каковая требует некоего логически выстроенного мировоззрения, но, напротив, ярко наличествуют примитивные архетипы массового сознания. В рамках этого сознания полагается, что Ющенко, придя к власти, разом решит все проблемы страны магическим способом, как это должен сделать всякий царь- жрец, сменивший предыдущего. Магический способ действия не предполагает наличия обоснованных программ, поскольку опирается не на рациональное сознание, а на потусторонние силы. Именно поэтому каких- либо реалистических программ в экономической, социальной и политической сферах электорату от Ющенко предъявлено не было и, как показывает опыт, предъявлено и не будет. Полное отсутствие в массовом сознании логической связи между фактом возможного прихода Ющенко к власти и чаемым процветанием Украины как раз и есть выражение чисто мистического, магического действия харизмы Ющенко, магического перехода от настоящего к будущему. В данном случае подобное состояние сознания вряд ли возможно интерпретировать с христианской позиции, поскольку христианство утверждает неизбежность пришествия Сына Божьего, Мессии, каковое дарует «новое небо и новую землю», целиком преобразуя Космос вообще. Биография же Ющенко не отягощёна необходимыми в данном случае архетипическими мифами о сверхъестественном рождении, совершённых им чудесах и прочих необходимых сказаниях, сумма которых и составляет собственно миф о мессии. Некоей заменой этих отсутствующих пока мифов являются распространяемые через фольклорные механизмы рассказы о достижениях правительства Ющенко, его праведной семейной жизни, занятиях сельским хозяйством (которое в европейской мифологической традиции является наиболее почётным, по сравнению с прочими) и т.п. Впрочем, в рамках анализируемого состояния массового сознания вполне естественно ожидать апокрифических сообщений о совершённых бывшим премьером чудесах, его магических способностях, прямой связи с божественным миром и других, необходимых для выстраивания образа мессии, мифах. В свете всего сказанного частое наименование Ющенко «мессией», хотя и в иронической форме, является вполне адекватным выражением сущности его политической природы.
ДВЕ ДОРОГИ
Возвращаясь к теме преемственности власти, можно констатировать, что пришествие какого бы то ни было «мессии» к власти в демократической стране отнюдь не является само по себе демократическим актом, сколь формально демократическим оно бы ни выглядело, поскольку сущностные основания такого прихода описываются именно понятием «пришествие», но не понятием «демократической процедуры». Внелогические и внеразумные основания такого способа преемственности власти делают сам факт преемственности весьма сомнительным, поскольку разрывают демократическую традицию, перенося политическую действительность из плоскости рациональной демократии в непредсказуемое пространство магической реальности.
Приход к власти в демократической стране через демократические процедуры аналогичного харизматически-магического вождя хорошо известен: примеров в истории достаточно. Природа титула «фюрер», вождь целиком лежит за пределами рациональности, опираясь на архетипические структуры массового сознания.
Магическая преемственность подразумевает уничтожение, реальным или магическим, ритуальным способом, предшественника пришедшего к власти царя-жреца, который, собственно, и оказывается побеждённым лишь потому, что утерял свою магическую силу, мистическую связь с потусторонним миром, обеспечивающим гармонию Космоса. Личностные характеристики самого магического вождя не имеют здесь никакого значения, поскольку неотъемлемым свойством магической преемственности является именно магическое уничтожение предшественника как трансформировавшегося, вследствие своей недееспособности, из держателя гармонического добра в представителя разрушительного зла.
С другой стороны, чёткая логическая выстроенность эсдековской парадигмы преемственности власти, не предусматривающая магически-харизматической компоненты, попадает в ловушку массового сознания, с характерной для него размытостью и неукоренённостью европейски-ориентированных политических ценностей. Нет сомнения, что эсдеки и их союзники сумеют создать прочную политическую структуру и сформулировать программу действий, понятную для простых людей и одобряемую ими. Но ловушка массового сознания ещё и тем опасна для социал- демократической рациональности, что принятие решения в магически- ориентированном сознании вовсе не является логической операцией. Напротив того, принятие решения в магически-ориентированном сознании требует отрешения от логики и обращения не просто к эмоциям, а к глубинным архетипическим структурам, с которыми соотносится отнюдь не логика, а её антипод — миф.
Не факт, что первобытные элементы массового сознания украинцев не обратятся к более привычной и простой магической смене вождя, ожидая заодно и магическое одномоментное решение всех своих проблем. В этом случае преемственность власти после президентских выборов будет выглядеть как революция.
Сказанное следует воспринимать не в качестве сожалений о действительности, но как констатацию политической и массово-сознательной реальности. Политик, по роду своей деятельности, независимо от своей воли и желания, работающий с архетипами массового сознания, в своей повседневной деятельности сталкивающийся с магическими представлениями о политической, экономической и социальной реальности, не должен отвергать мифологическую природу массового сознания. Напротив, должен воспринимать сущность массового сознания как инструмент, который он должен употребить на благо своей страны и её народа.
Выпуск газеты №:
№63, (2003)Section
Подробности