Перейти к основному содержанию

Майдан. Год спустя

В обществе существуют большие сомнения, что власть таки прошла через очищение огнем черной резины
20 ноября, 18:10
«НА ВЫСОТЕ ЗАДАНИЙ» / ФОТО НАТАЛИИ КРАВЧУК

Год назад мы жили в полной «стабильности». Гривня стабильно падала, правда, не так стремительно, как сейчас. Бюджет страны стабильно опустошался, вынуждая Януковича заметно нервничать, ведь в следующий год выборов он мог войти с плохой миной. Страусы в Межигорье стабильно размножались, ну а сам Янукович стабильно двигался к Европе. В Луганске несколько десятков бабок с дедушками выходили с иконами царя Николая II и вопили, что не желают кормить «Евросодом». Они вдохновенно закатывали глаза, пылко крестились на образ царя и грозили прохожим перстами. И вдруг стабильность закончилась.

Янукович, который два года иногда даже через колено разгонял страну в европейском направлении так, что проевропейские декларации демократа Ющенко на его фоне казались паром, в один момент развернул это движение на 180 градусов. Этим Янукович доказал одну из истин: законы физики иногда можно применить к общественным законам. Инерция вызвала волну возмущения. Возмущения мирного, ничего плохого не обещающего. Все началось с того, что журналист Мустафа Найем предложил своим корреспондентам в социальной сети выйти на Майдан с протестом и «попить чаю». Этот чаек мы хлебаем по сей день. Убежден, что именно тогда Янукович имел шанс реабилитировать собственный падающий рейтинг. Народ жаждал ясности, открытости, в конце концов — даже популистских лозунгов. Народ, как обманутая девушка, обиделся, но хотел, чтобы с ним поговорили, утешили и пусть даже что-то солгали. Но, как настоящий директор автобазы, Янукович не знал сентиментов. Ничего лучшего, чем дать обманутой девушке пощечину, он придумать не смог. Именно с пощечины начался настоящий Майдан, главное достижение которого было в том, что он явил народную гордость. Уже потом эти события совершенно справедливо назовут Революцией достоинства. Она докажет, что наконец в лоне страны через муки родилась Нация. Нация, к которой приставляют сухое слово «политическая». С того момента мы имели ряд трагических и не всегда однозначно трактованных событий.

23 ЯНВАРЯ 2014 г. / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

19 ноября этого года в «Укринформе» состоялся круглый стол «Годовщина Майдана» с участием известных участников тех событий. Мустафа Найем, Руслана Лыжичко, Наталья Соколенко, Алексей Гарань, Мария Томак, Ирина Бекешкина поделились своими выводами, к чему пришел Майдан, каковы его последствия и достижения. Статистика говорит о том, что в целом в событиях Евромайдана принимали участие 20% населения: 5% принимали участие в акциях протеста в Киеве, 6% — в других городах или селах, еще 9% помогали митингующим. Разумеется, единолично привлечь такую массу людей к протесту, организовать ее и обеспечить материально было невозможно. Все говорило о том, что этот на первый взгляд стихийный процесс имел совершенно природные стимулы (способность нашего общества к самоорганизации и сознательному движению впоследствии доказали волонтеры). Его нужно было только подкармливать и своевременно возглавить. Возглавить так и в то время, когда он не сможет вас сбросить со своей непослушной спины, а наоборот — в определенных условиях единой волной поднимет наверх. Три тогдашних лидера на Майдане выглядели грустно. Их роль была иногда совсем незавидной, когда толпа требовала решительных действий, а ее нужно было успокаивать. Например, когда люди требовали похода на Верховную Раду, тройка со сцены старалась угомонить народ предложениями построить еще одну баррикаду, чтобы, так сказать, «расширить майдан воли». Очередные походы «тройки» к Януковичу сначала выглядели обнадеживающе, потом скучно, а затем — даже унизительно.

Нелегко было и Януковичу, который стал изгоем даже в Китае. Только Россия, опять же на унизительных условиях, позволила ему выпросить финансовую «помощь», которую Кремль должен был выдавать частями в обмен на активы украинских предприятий. История же внутри страны все больше напоминала сказку Леонида Филатова: «Там собрался у ворот этот... как его? народ!». Янукович, попав в ситуацию, когда огромная масса людей продемонстрировала откровенное неповиновение, впал в особое состояние беспомощности, а соответственно — рефлексии. Существуют версии, что кто-то этими рефлексиями неплохо пользовался для того, чтобы заставить «батю» наделать как можно больше трагических ошибок. С конца ноября по конец февраля его шаги носили самоубийственный характер. Из политика, который декларировал вектор европейской интеграции, он превратился в преступного диктатора в худшем понимании этого слова. Диктатора, который бесстыжим образом грабит страну, который закрывает рот прессе (печально известные и роковые законы 16 января, еще больше обозлившие Майдан), который бьет, а потом убивает на улицах собственный народ.

На этой неделе мы отмечаем еще и десятую годовщину помаранчевой революции. Десять лет — достаточный срок для того, чтобы проследить закономерности. Что изменилось за это время? По всему видно, что Майдан-2004 решил лишь одну задачу — к власти пришел Ющенко. Чтобы потом в конце концов уступить... Януковичу, против кого и был направлен Майдан. Год назад в народе было укоренено мнение, что Майдан совершенно дискредитировал себя, и на какое-то мощное организованное сопротивление надеяться было бесполезно. В который раз обманутые люди переживали болезненное ощущение предательства. А победа Януковича в 2010 году стала своего рода доказательством того, что народ устал и хочет пусть призрачной, но «стабильности». «Стабильность»           — популистский крючок, на который цеплял людей как Кучма, так и Янукович. Именно поэтому для многих, в том числе и самих участников Майдана-2013, как признают это присутствующие на круглом столе, рождение мощного, лавинообразного сопротивления в массах было неожиданностью. И на этом важно акцентировать внимание, ведь это говорит о стойкости народного недовольства и перманентной возможности к новым выступлениям.

Чем отличался Майдан 2013 года от Майдана 2004-го? Прежде всего — жертвами, о чем в частности отмечается в докладе Фонда демократических инициатив имени Илька Кучерива. Также поразила особенная способность общества к самоорганизации и защите своих интересов через сопротивление. Возможно, условием для этого стало появление на Майдане молодежи, которая уже созрела во времена независимости. В 2004 году независимой Украине было всего лишь 13 лет, и те, кто сыграл ключевую роль форвардов на Майдане в прошлом году, были тогда еще детьми. Возможно, такая инициативность общества привела к тому, что Майдан-2013 был без единого лидера. Политики, по крайней мере внешне, отступили на второй план. В 2004 году протестные процессы объединялись вокруг двух лидеров — Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.

Сейчас не все вспоминают, что во время второго Майдана как-то незаметно появился на экранах уже забытый Леонид Кучма, который откровенно признал ужасное состояние экономики страны и не скрывал собственного раздражения. Все казалось логичным — когда-то избранные президенты должны были стать посредниками между властью и народом. Круглые столы тогдашней оппозиции, бывших президентов и Януковича выглядели, как фарс, ведь даже среди «представителей» Майдана оказались те, кто работал на Партию регионов. В рефлективность, беззащитность и даже беспомощность Януковича многие не могли поверить, ведь он представлял собой все же образ сильного мужчины. Но именно тогда вспомнились яйца в Ивано-Франковске, от которых он потерял сознание еще в далеком 2004 году, а впоследствии мы увидели, как он сгоняет свою злобу перед телекамерами, демонстративно ломая карандаши (но это уже было потом, когда история закрыла за собой двери для исправления ошибок). Это все штрихи к портрету человека, который долгое время не исчезал с горизонта событий в Украине, даже покинув ее. Не секрет, что финансирование многих дестабилизационных процессов в 2014 году на Востоке Украины приписывается именно семье Януковича (карта АТО — это карта территорий, на которые в частности распространяются бизнес-интересы «Семьи»). К сожалению, эти яйца и поломанные карандаши на практике вылились для страны в сотни смертей сначала на улицах Киева, а затем в тысячи — на Донбассе. Беспомощный диктатор — это не словесный оксюморон, это источник большой беды.

Как-то известный олигарх Игорь Коломойский в интервью одному из телеканалов дал интересную оценку Левочкину как человеку, который за несколько лет в частных беседах уже предполагал, что «корабль Януковича тонет». Можно лишь сделать предположение, что в определенное время этому тонущему кораблю кто-то помог утонуть как можно скорее. Левочкин, по словам Коломойского, спрыгнул с этого корабля заблаговременно (кстати, благодаря этому на него не распространяется неподкупная люстрация). России уже был не нужен в Украине «беспомощный диктатор»        — непредсказуемая марионетка собственных страхов (Янукович маниакально боялся погибнуть и действительно обращался к Афонским старцам). На то время Москве нужны были не просто свои, а прогнозируемые люди. Но его — Януковича — можно было еще использовать в качестве спонсора компенсации собственного унижения, который сделал многое, чтобы превратить свою родную землю Донбасса в пепелище. «Вы еще вспомните о Донбассе», — как-то сказал Янукович. Ужасно, но его примеру следовали некоторые местные олигархи и «князьки», которые взялись спонсировать собственные «батальоны» и заигрывать с бандитской прослойкой. А тогда, в феврале, Янукович, натворив беды на улицах Киева, неожиданно сбежал по-английски. Его ждали свои в Харькове на съезде его же партии, но не дождались, после чего в эфире появилось видеообращение Александра Ефремова о «предательстве Януковича», которое на то время казалось иллюзией, сном. Спустя некоторое время мы все узнали, что Януковича приютила Россия.

Далее был потерян без единого выстрела Крым. Постепенно были сданы сначала стратегические объекты, а в дальнейшем и целые города Востока, а в конечном итоге разгорелась война, которую назвали «Антитеррористической операцией». Война разжигалась, прерываясь на «перемирие». Особым явлением этой войны стали так называемые Минские соглашения, на которых опять появился Леонид Данилович Кучма (а в июне, совершенно не стесняясь — даже Виктор Медведчук с Нестором Шуфричем). В Минске стол переговоров напоминал «клуб друзей» Владимира Путина. Главным достижением этих встреч признается обмен пленными. Кто-то говорит о прекращении огня, которого на практике никогда не было. Кто-то отмечает, что за время «перемирия» мы смогли укрепиться и нарастить военную мощность. При этом по факту мы имеем насыщенный российскими войсками Донбасс, проведенные «референдумы» и даже «выборы» в «парламенты» псевдореспублик.

За этот год мы избрали нового президента, чтобы проголосовать за которого, например, некоторые луганчане на свой страх и риск ездили через блокпосты из Луганска в Новоайдар и Старобельск. По приезду домой над ними, «голосовавшими за бандеровцев», насмехались. Что означают такие насмешки в Луганске в наше военное время, думаю, понятно многим. Поэтому термин «кредит доверия» относительно Петра Алексеевича не совсем адекватно отражает ту ответственность, которая на него возложена. На упомянутом круглом столе Мустафа Найем признал, что народ выбирал не Президента, а Главнокомандующего.

«Никто еще не преодолел систему. В стране еще продолжают существовать феодалы», — говорит Руслана Лыжичко, которая стала одним из образов Майдана. Руслана вспомнила, что Путин не верил в реальное сопротивление украинцев, и именно это его возмутило. Певица добавила: «Путин думал, что Майдан — это вирус. Майдан — это лекарство! Я прошу нашу новую власть: не набирайте к себе своих — братьев и сватов, привлекайте профессионалов». Поднималась тема и Майдана-3. Но мы еще не завершили Майдан-2, который должен продлиться не на улицах, так как это уже будет в это время игрой на руку Кремлю, а в стенах Верховной Рады, которую мы тоже выбрали именно за этот год. Правда, учитывая тот факт, что она состоит из более чем 50% старого состава, думаю, открытие ее должно начинаться с вечного огня из покрышек. Как намек и как напоминание. Ведь в обществе существуют большие сомнения, что власть таки прошла через очищение огнем черной резины. Более того, лики уже подзабытых демонов прошлого опять появились сквозь его копоть. Поэтому мы должны быть готовы к очередным испытаниям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать