Перейти к основному содержанию

Между популизмом и смыслами

Какие темы используют будущие кандидаты перед выборами, а которые должны были бы быть на повестке дня?
19 сентября, 18:42
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Юридически избирательная кампания еще не стартовала, но фактически — да. На телевидение рекламные ролики, на улице — многочисленные билборды, на ток-шоу — будущие кандидаты. Опыт предыдущих лет показывает, что во время избирательных кампаний мы имеем много лжи и пустых обещаний, а вот содержательных дискуссий по поводу тех вопросов, которые реально беспокоят граждан, отсутствуют. Или даже если эти вопросы поднимаются, то часто это носит спекулятивный характер.

Конечно, произошли определенные изменения, ведь после нападения России на Украину в 2014-м, тема войны, обороны, безопасности, стали одними из главных, которые постоянно на устах. Однако никуда не делись старые «заезженные» вопросы — экономика, социалка, коррупция, язык, европейская и евроатлантическая интеграция и так далее. 

Если обратить внимание на ту рекламу, которую мы можем наблюдать уже сегодня, то, например, действующий президент Петр Порошенко с билбордов и ситилайтов говорит, что «Мы идем своим путем. Мы Украина», а лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко предлагает «Новый курс Украины. Новые возможности для каждого». Тем временем, бывший председатель Донецкой ОГА, который сейчас пытается раскрутить партию «Основа», Сергей Тарута предлагает «Компромисс». А представитель Оппоблока Александр Вилкул утверждает: «Нас большинство». И так далее. С приближением выборов этих лозунгов будет становиться только больше.

Какие смыслы несут будущие кандидаты и несут ли вообще?

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«БУДУТ ДОМИНИРОВАТЬ ТРИ ТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯ: 1) ВОЙНА, РОССИЯ-АГРЕССОР И РЕВАНШ; 2) КОРРУПЦИЯ; 3) СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА»

Михаил БАСАРАБ, политолог:

— В избирательной кампании будут доминировать три тематических направления: 1) война, Россия-агрессор и реванш; 2) коррупция; 3) социальная проблематика. Каждый участник кампании будет специализироваться на одной из этих трех тем. Порошенко будет работать с темой войны и отпора агрессии. Гриценко будет уделять больше всего внимания коррупционной проблематике, а Ляшко с Тимошенко отдадут преимущество нарративу об «обнищании». Это не значит, что каждый из кандидатов будет говорить с избирателями только на какую-то одну тему. Просто какая-то из них будет главной в их повестке дня. На чем бы ни «специализировались» кандидаты в президенты, но каждый из них не сможет обойти вниманием тему войны, реванша и российской агрессии. Это больше всего беспокоит людей, и это, в конечном итоге, является объективной угрозой для каждого из нас и государства в целом.

«НУЖНЫ НЕ ЛОЗУНГИ, А МЕХАНИЗМЫ КАК НАМ ВЫХОДИТЬ ИЗ ИНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА»

Александр КОЧЕТКОВ, политический эксперт:

— Есть три группы. Первая — те, что хотят сохранить статус-кво. Прежде всего это действующий президент Петр Порошенко. Он апеллирует к безвизовому режиму с ЕС, подписанию Соглашения об ассоциации, вступлению в НАТО, которое нужно зафиксировать в Конституции, реформы армии. Он часто апеллирует к прошлому, которое вроде бы уже решено, совсем забывая о проблемах. Например, недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что Украина на грани дефолта. А кандидат от власти рассказывает об успехах. Так как же реформы привели к возможному дефолту? То есть происходит эксплуатация пропагандистских успехов прошлого. Вторая — например Ляшко, Гриценко и другие несистемные кандидаты, которые сосредоточиваются на критике нынешнего положения, но не предлагают вариантов решения проблем. С их стороны это в основном лозунги — покончим с коррупцией, вернем деньги из оффшоров, посадим бандитов и так далее. Все это популизм.

Третья — их слишком мало. Они предлагают виденье будущего и как его достичь, например, нового общественного договора, чем я, в частности, много лет занимаюсь. То есть речь идет о построении новой системы власти, новых отношений между властью и обществом. К этой теме, например, пытается подступиться Тимошенко, возможно, Безсмертный.

Что нам нужно? Нужны не лозунги, а механизмы, как нам выходить из институционного кризиса.

«ПОЛИТИКИ ОПЯТЬ ИГРАЮТ В ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЕТ ОДНА ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА И НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ДРУГАЯ»

Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:

— Содержание, которое предлагают ключевые кандидаты в президенты, мало коррелирует с реальными проблемами и интересами большинства граждан. Кандидаты выбирают часто такие темы, которые поляризуют общество, — которое и так не консолидированное. Темы кампании относительно ценностей очень опасны, мы это видели по опыту кампании 2004 года, когда страну «разделили» на две половины по ценностям и ориентирам — и это через 10 лет сдетонировало. Однако опыт ничему не учит политиков, они опять играют в темы, которые воспринимает одна часть общества и не воспринимает другая. Причем теперь та, которая не воспринимает, будет маркировать одних кандидатов как «националистов» и других кандидатов как «коллаборантов». Не сложно понять, как это опасно.

С другой стороны, есть кандидаты, которые подхватывают темы интеллектуальной среды часто очень малодоступные для понимания обычных избирателей. Цель таких действий кандидатов (Ю.Тимошенко) — получить поддержку наиболее активных граждан, чтобы легитимировать свое прошлое и «обновиться», потому что существует очень большой запрос на новых политиков  в обществе. И эту новизну необходимо показать, взяв на вооружение новые идеи и используя новую лексику. И очень странно, когда такая лексика одновременно транслируется с абсолютно противоположными идеями. Эклектика тем и смыслов свидетельствует о том, что политик не хочет иметь рамки для политических действий. Смысл политических идеологий также в том, чтобы ограничить действия политиков в каких-то пределах и сделать политиков более прогнозируемыми. Когда такой идеологической и идейной рамки нет — это то, что мы называем популизмом, это индикатор того, что политик способен на любые действия в любой сторону. Он не прогнозируемый — ярчайший пример такого политика сегодня Д.Трамп, который пугает весь мир, разрушая систему международных отношений.

То, что хотелось бы услышать в темах кампании от кандидатов, — это ответы на острые вопросы избирателей, не просто лозунги, а реалистичные и понятные вещи — как достичь мира, что делать с Донбассом, как в таком опасном мире и соседстве обеспечить безопасность Украине. И безопасность гражданам. И что больше всего ждут или иногда уже не ждут украинцы, которые эмигрируют на запад или некоторые в Россию, — это вопрос экономического развития. Как его обеспечить. И, конечно, вопрос восстановления доверия к государству и пути реформирования управления. Если кандидаты будут уходить от таких ответов, это будет означать не просто очередное разочарование общества, а потери остатков доверия и надежды.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать