Между «вождями» и «повстанцами»

Массовые акции, подобные той, что провели в понедельник несколько оппозиционных партий и блоков, безусловно, вносят оживление в политическую жизнь страны, задают определенную тональность политическому диалогу, в то же время, как будто измеряя температуру внутри активной части общества. Анонсированная лидерами трех политических сил акция под громким названием «Повстань, Україно!» должна была показать настоящую силу, обнаружить настоящую позицию тех политиков, которые остались недовольны местом в системе власти, полученным после мартовских парламентских выборов. Хотя если следовать логике оппозиционеров, которые заявляют теперь, что результаты выборов были сфальсифицированы, призывать Украину восстать им нужно было сразу же после оглашения решения ЦИК, то есть, пять месяцев тому назад. Однако оставим вместе с оппозиционерами те смутные времена и вернемся к понедельнику 16 сентября, событиям этого дня и первым выводам после них.
УТРО
Утро понедельника выглядело в столице обыденно, каких-то признаков всенародного восстания против «режима» не наблюдалось. Разве что усиленные наряды милиции на вокзале с одной стороны и небольшие группы обыденно одетых экскурсантов на улицах можно было отметить внимательным взглядом. Несколько смутила неожиданная «профилактика» телевизионного ретранслятора, на которую в иной понедельник никто не обратил бы внимания. На фоне спокойного и делового ритма столицы поражало напряжение, которое росло на волнах двух радиостанций и на нескольких интернет-сайтах. С радиоприемников и экранов компьютеров выглядывали то подлые провокаторы, притаившиеся за каждым домом, то мужественные оппозиционеры без бронежилетов.
Следует отдать должное организаторам акции. Ее начало в 15 часов дало возможность как участникам, так и всем, кому было интересно, управиться с текущими делами, спокойно пообедать, чтобы посвятить вторую половину дня собственно тому, что было названо «Повстань, Україно!».
ДЕНЬ
После 14-ти часов стало понятно, что политиком городской глава Киева Александр Омельченко становится довольно медленно. Сразу было ясно, что ни на какую «Чайку» никакие оппозиционеры не пойдут, а блокировать подходы демонстрантов к Европейской площади милиция не будет. Однако с первой и до последней минуты акции никаких признаков власти в центре столицы не чувствовалось. Хорошо, что натренированные прошлогодним уличным хаосом столичные водители быстро сориентировались и пробки на центральных улицах были не большими, чем во время проезда официальных делегаций. А если бы еще несколько регулировщиков с жезлами? Разве они кому-то помешали бы? Трудно поверить, что власть преднамеренно оставила тысячи демонстрантов сам на сам с потоками автомобилей.
Первыми на площадь прибыли журналисты, которые по своему количеству вполне могли бы составить отдельную колонну, если бы поменяли штативы и камеры на плакаты и лозунги. За четверть часа до начала акции перед толпой тружеников пера и микрофона начал старательно позировать лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко вместе с многочисленным эскортом любителей себя. Впоследствии с четырех сторон стали прибывать демонстранты. Масса знакомых в их рядах подтвердила, что большинство участников акции составляют активисты партий из регионов вместе с «ветеранами» митингов, которые ездят в столицу уже не первый год. Новым было только то, что все они прибыли одновременно. Наиболее шумными были симпатики Ющенко и Тимошенко, наиболее дисциплинированными — сторонники Симоненко. Красные знамена коммунистов выглядели серьезнее, чем разнообразие «блочных» стягов — от характерно белого знамени блока Виктора Ющенко до ласточек и пчелок на других знаменах. Социалисты при отсутствии экстравагантного Луценко отметились только розовыми знаменами, вызвавшими достаточно противоречивые ассоциации.
Тройка «родителей-учредителей» акции демонстративно расположилась подальше от Ющенко, и несколько минут длилась пауза: ждали, кто к кому подойдет. Подойти пришлось Ющенко, в результате чего его окружение растворилось в толпе. Четверку лидеров умело отделили от всех других, сделав заметными отовсюду. Ожидаемых провокаций все не было и не было. Только небольшая группа на ступеньках отвлекла на мгновение внимание, однако оказалось, что это пробивается сквозь толпу к трибуне Михаил Бродский.
СЛОВО
Собрать людей на площадь — это важно. Полупустая площадь воображение не поражает, следовательно, людей было вполне достаточно, чтобы просто со ступенек бывшего музея Ленина провозгласить митинг «всеукраинским собранием». О количестве участников спорить вряд ли стоит — каждый назовет столько, сколько захочет. Вот только опыт футбольных матчей на расположенном рядом стадионе свидетельствует, что футбольная публика способна трижды заполнить Европейскую площадь. Стадион же вмещает 18 тысяч зрителей. Никто не запрещает заявить, что в понедельник собралось хоть сто тысяч. Вопрос — зачем?
Единственным заметным результатом акции стало присоединение к ней в последний момент Виктора Ющенко. В отличие от Бродского, его не могли не пустить на трибуну и не дать слова. Помня наверное, что полтора года назад он подписал документ, в котором участников подобных акций было названо нехорошими словами, лидер «Нашей Украины» сумел сказать что-то абстрактно-оппозиционное насчет диалога и «круглого стола», при этом ни разу не назвав имени главы государства. В свою очередь, у Александра Мороза не было никаких проблем. Его позиция по отношению к Леониду Кучме настолько в последнее время выкристаллизовалась, что складывалось впечатление, будто лидер социалистов выступает под фонограмму, которую охотно поддерживают и скандируют фаны в толпе. Определенным образом конкретизировать и ввести в русло реальности слоган Мороза «Кучму — геть!» по очереди пытались Юлия Тимошенко и Петр Симоненко. Лидер блока имени себя предлагала пойти и стоять под домом президентской администрации, как говорят, «до упора», что даже наиболее экзальтированных манифестантов явно не вдохновляло. Главного коммуниста по привычке понесло к правам «трудящихся и интеллигенции» вместе с немедленным возвратом сбережений и другими коммунистическими стандартами.
Заметно уставшей после почти двухчасового митинга толпе было предложено проголосовать за постановления, которые здесь же подписывали Симоненко, Мороз, Тимошенко и Ющенко. Демонстрантов можно понять — митинг по определению единогласно принимает все, что объявляют организаторы. А серьезные политики могли бы найти лучшее время и место для подписания серьезных документов. Собственно, кто сказал, что подписанное на площади является серьезным? С того же самого Ющенко станется. Если так пойдет дальше, то цена подписи лидера «Нашей Украины» начнет падать так же стремительно, как падала четыре года назад цена подписанных тогдашним главой Нацбанка гривневых купюр.
ДЕЙСТВИЕ
Широко анонсированных «секретных планов» оппозиции реально хватило только на вождение своих сторонников по улицам тихих Липок. Циклопических размеров палатки, развернутые вдоль Лютеранской, выглядели как двойная карикатура на палатки студентов 90-го и палатки лагеря акции «УБК» 2000-го. Вручение петиции «всенародного собрания» руководителю Администрации Президента в той форме, в какой оно состоялось, также не добавило баллов оппозиционерам. А ливень, который неожиданно накрыл «народное наступление» и очистил улицу от демонстрантов, показал, как далеко могут зайти они в своей «решительной борьбе». Следствия же акции «Повстань, Україно!» будут одними для ее «вождей», другими — для простых «повстанцев».
Общение с демонстрантами подтвердило, что от романтики 90-го, когда и действительно верилось, что, выйдя на митинг, можно изменить власть, ничего не осталось. Большинство демонстрантов-приезжих уже давно живут в своем духовном микромире с собственным фольклором, афоризмами и суевериями. Молва о киевских событиях разнесется благодаря этим людям по Украине и будет составлять определенную альтернативу официальному освещению акции по телевидению.
У «вождей» задачи сложнее. Им теперь положено конвертировать акцию «Повстань, Україно» в конкретные политические результаты. Поскольку каждый из четырех участников акции будет пытаться вести эту «конвертацию» по собственному курсу, значительных результатов ждать вряд ли стоит. Разве что бывший банкир Ющенко угадает с «курсом» и получит если не все, то хотя бы часть той власти, к которой стремится его окружение.
Выпуск газеты №:
№168, (2002)Section
Подробности