Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мифы родного правительства, или правительство родных мифов

12 декабря, 00:00

Хотя мифы и окружают нас повсюду, следует всегда помнить, что они живут своей жизнью, которая часто не совпадает с жизнью реальной. Ведь мифы описывают не нашу с вами жизнь, а ту, которую кто-то хочет представить в виде нашей собственной. И строительство мифов часто удается лучше, чем строительство жизни реальной, поскольку для этого требуется только один материал — слова. А они у каждого имеются в бесконечном количестве.

Мифы направляют наше внимание куда-то в заоблачные дали, где нам и следует находиться по замыслам мифотворцев. Поэтому луч мифа может поворачивать нашу голову в разные стороны, лишь бы мы не смотрели куда не надо. Например:

Мифы могут обгонять жизнь, описывая будущее, к которому мы якобы идем. Иногда семимильными шагами, иногда медленно. Это, например, миф строительства коммунизма, в рамках которого страна жила десятилетиями. Потом, кстати, те, кто строил нам этот миф, сразу переключились на строительство нового мифа, лишь бы быть среди мифотворцев, лишь бы вести нас за собой.

Мифы могут повествовать о прошлом. Например, это миф об Октябрьской революции, которую другая сторона называет октябрьским переворотом. В любом случае у каждого из нас всплывает картинка раздвигаемых ворот Зимнего дворца, что на самом деле является отрывком из фильма художественного, но никак не документального. Вспомните, как в одном из переводов С. Маршака говорится: «Когда мятеж кончается удачей, зовется он, как правило иначе».

Мифы могут меняться. Троцкий, Бухарин из вождей превратились во врагов, потом снова в вождей, потом снова во врагов. Диссиденты были врагами, стали героями. Памятник Дзержинскому то устанавливают, то сбрасывают, то снова собираются поднимать. «Американские империалисты» стали «стратегическими партнерами»: и теперь вместо «янки, го хоум» мы кричим «янки, несите инвестиции».

Мифы могут сознательно искажать действительность, чтобы спрятать концы в воду. Мифы в этом случае запускаются, чтобы приостановить, например, распространение протестных настроений в обществе. Мы реагируем на хороший миф, за которым может стоять нечто совершенно иное.

Мифы могут сталкиваться с жизнью. Но при этом мифы всегда выходят победителями. Вспомним, что после просмотра «Кубанских казаков» люди считали, что исключением являются они, а не фильм, повествующий об имеющемся благоденствии. Или анекдот, который рассказывал, как руководителя просят засыпать лужу перед приездом иностранных корреспондентов, на что он резонно отвечает «Нехай клевещуть». В его глазах действительность не играет никакой роли, все определяют мифотворцы.

В любом случае миф — это то, что мы очень хотим услышать. Неприятных для нас мифов быть не может, тогда бы их не принимало массовое сознание. Поэтому мы так любим явных мифотворцев, которые, не скрываясь, создают для нас кинофильмы, ставят спектакли, и спрятанных мифотворцев, которые, к примеру, заняты порождением новостей для СМИ. Ведь в их произведениях — от фильма до новостей — всегда все так правильно и хорошо. Протестующие всегда выглядят так, как будто они предназначены для разрушения порядка: шахтеры стучат касками или бутылками, возмущенные учителя приходят с лозунгами, все они что-то яростно кричат под стенами Кабмина. А навстречу им выходит какой-нибудь чиновник, само олицетворение спокойствия. И наше сердце замирает: с кем мы, с бунтарями или с символами спокойствия?

КОГДА МИФ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЖИЗНЬЮ

Зима, точнее ее первый холодный шаг, принес Украине неисчислимый ряд бед. Тысячи населенных пунктов без электроэнергии, замершие и замерзшие больницы и школы, стоящие на приколе поезда. Жизнь сразу замерла. Миллионы людей сразу были переброшены из двадцатого века в девятнадцатый, где нет электроэнергии, телефонов, и все должны выживать в борьбе со стихией, спасая себя и свой скот.

Что это? Стихийное бедствие? И действительно, ежегодно зима приходит к нам внезапно. Никто ее не ждет, ожидая, что в этом году вместо зимы настанет лето и пойдут в рост ананасы. А в календаре у нас просто опечатка: где написано противное слово «зима», следует читать хорошее слово «лето».

Вернемся на несколько месяцев назад. Правительство бодро рапортовало о закупленном мазуте, нефти и газе. Еще немного и они должны были начать литься по улицам. Из этих людей хотелось делать не гвозди, а мифы, так складно лилась их речь. И пришла зима. Как всегда, раз в сто лет повторилось то самое редкое явление природы.

Повторяющееся из года в год стихийное бедствие не может быть стихийным ни в одном нормальном государстве. К нему готовятся. А там, где не готовятся, там льются победные реляции, там заняты строительством мифов. Правда, Ходжа Насреддин учил, что от повторения слова «халва» во рту слаще не станет. Сегодня он мог бы сказать, что повторение слов о готовности к зиме никак не влияет на приход зимы, ее этим не отпугнешь. Она все равно приходит.

Основное, чему мы научились за время советской власти, это объяснять, почему у нас не получилось. В сельском хозяйстве виновата всегда погода, в политике виноват неструктурированный парламент или народ. В зиме — ее внезапность. Но слова, к сожалению, не горят. Мы боремся за урожай, воюем с зимой. И постоянно возникающее псевдовоенное лихолетье никак нас не оставит в покое.

Управлять в такую непогоду всегда сподручнее, народ всегда спасибо скажет. Ведь идет постоянная героическая борьба вместо какой-то там будничной работы. Как бы нам скоро не пришлось переозвучивать известные с детства стишки. «Прошла зима, настало лето, спасибо правительству за это». А то — не скажешь спасибо, и лета вовсе не будет. А к зиме мы хронически не готовы.

А МЫ МИФ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…

Жизнь движется в одном направлении, нам же повествуют о чем-то совершенно ином. Создается впечатление, что правительство живет в своем им самим и выдуманном красивом мире, где день от дня растут производительность и ВВП, где цены крепко держатся, вцепившись в ценники на витрине, а гривня гордо смеется над долларом, маркой и рублем. И если кое-кто и кое-где у нас порой честно жить не хочет, забирая чужой газ, то это не мы. Хотя российский президент и употребил по газовому поводу «яко тать в ночи», но это его дело. Мы же будем строить мифы.

Какие же мифы удалось построить родному правительству? Добавим также, что, возможно, правительство делает это неосознанно, пытаясь защититься от раздвоенности своего сознания, в котором следует уместить очень хорошие слова и не очень хорошие результаты. Итак, мифы, в которых нам предлагают сегодня жить.

Миф первый — готовность правительства к зиме.

Поскольку Министерство по чрезвычайным ситуациям трудится у нас в каждодневном режиме, то с этим мифом все ясно. Зима только начинается, а уже все стоят на ушах, в смысле у правительственных телефонов. При этом синоптики предупреждали об образовании наледи на проводах за пять дней, но до той поры, пока эти провода не оборвались, это как-то не принималось во внимание.

Миф второй — правительство реформаторов.

Правительство сделало все, чтобы слово «реформы» стало одним из нелюбимых для Украины. При этом правительство усиленно называет себя реформаторским, правда, никто в Украине не знает, где и когда начались эти реформы, чтобы понять, когда они закончатся, чтобы было время немного передохнуть.

Миф третий — команда единомышленников.

Команда предполагает единство действий, а не борьбу с министрами-«подписантами», заверившими отчет комиссии по сведению воедино энергетических цифр. Красивые цифры правительства вступили в противоречие с другими, не менее красивыми, цифрами, исходящими от других ведомств, которые отвечают не только за рапорты, но и за положение дел в той или иной отрасли.

Миф четвертый — «реформи заради добробуту».

Какой-то мифотворец свел в эту формулу, излюбленную для правительства, два пустых места: нет пока ни реформ, ни «добробуту», что должно переводиться как «заради». Зато в результате получилась классная мифологическая формула, которой можно размахивать над собой, идя туда, куда хочется. Никто не может сказать, что это неправильная формула. Это почти произведение искусства вроде советских лозунгов «Слава КПСС» или «Здоровье народа — богатство страны».

Миф пятый — месть олигархов.

Правительство представляет свои неудачи как противодействие олигархов его хорошим начинаниям. В ответ как- то прозвучала фраза, что олигархи есть только в правительстве или в парламенте, больше олигархов в Украине нет. Отсюда следует логическое продолжение, что правительству следует уточнять, какие олигархи ему мешают: то ли те, что в парламенте, то ли те, что в его родных кабминовских стенах. А так фраза остается непонятной. Вообще, это чисто советская схема — объяснять все происками врагов. «Прогрессивное человечество» — всегда было «за», а «американские империалисты» — «против».

Миф шестой — маленький украинец.

Это также любимое правительственное обозначение, но очень уж обидное. Все же маленькому украинцу уже пора подрасти, чтобы его так не называли. Когда Лолита пела о своем маленьком муже («маленький... маленький…), это почему-то не звучало так обидно, как сейчас звучит из мужских уст, поэтому просьба в дальнейшем арии про маленького украинца для исполнения отдавать непосредственно Лолите. Для большей эффективности.

Миф седьмой — сегодня премьер — завтра президент.

Запускаемая модель будущего президента слабо коррелирует с результатами хозяйственной деятельности, полученными не в мифологической плоскости, а в реальности. Такую благородную цель, как президентство, хотелось бы подкрепить набором понятных, конкретных и, главное, осязаемых дел. Дайте нам хоть что- то, чтобы мы могли любить родное правительство реальной любовью. А так — существующие рейтинги всенародной любви вызывают только недоумение.

БЕЗ МИФОВ

Должны принципиально поменяться взаимоотношения власти и населения. Население должно стать для власти, включая правительство, не пассивным объектом управления, а активным участником начинаний в стране. Без реальной поддержки населения нельзя сделать ни одного кардинального шага, что наглядно демонстрирует история Украины последнего времени. Так было во всех странах. Критические периоды истории требуют честного разговора власти и населения. В США, к примеру, пик создания государственных служб по связям с общественностью пришелся на годы Великой депрессии. Ведь тогда государство не могло ничего дать населению, кроме слов. Но слова эти должны быть честными. Им должны доверять. Только так мы сможем пройти эти трудные годы.

Правительство должно увидеть и почувствовать свою зависимость от своего же населения. Не хотелось бы, чтобы в очередной раз люди почувствовали себя обманутыми. Они уже научились выживать без всякой помощи со стороны власти. Они уже приспособились платить за квартиру и еду больше, чем получают. Они изловчились оплачивать бесплатные медицину и образование. Поэтому они заслужили то, чтобы власть, наконец, увидела боли и тяготы своих граждан. Другое правительство у нас может быть, но других граждан не будет никогда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать