Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Министр культуры у нас есть? Знаете его фамилию?

О «кадровом голоде» и почему искусство может стать подразделением... ЦК Компартии Украины
27 мая, 19:51

Президент Украины Владимир Зеленский на пресс-конференции 20 мая заявил, что в Украине «кадровый голод». Одним из его проявлений является то, что на должность министра культуры до сих пор никого не нашли, даже после обращения к украинской культурной общественности.

Не нашли, это правда. Как и то, что обращались, что предлагали многим достойным и известным людям. И все они отказались. Так что Президент лукавит, когда говорит, что «не могут найти» — находят, нашли. Только никто не хочет идти, никто не хочет садиться в креслице министра. Почему?

Есть несколько причин. Основной является та, что это самое культурное сообщество хочет видеть в министре и Министерстве культуры самостоятельную государственную организацию, ей же предлагают стать подразделением ЦК Компартии Украины. Я не оговорился — полное впечатление, что сейчас Офис Президента Украины выполняет те же функции, что и приснопамятное ЦК (недаром же поселилось в том же здании на улице Орджоникидзе, или же Банковой). То есть управляет всем и вся, в том числе и подбирая кадры — такие, чтобы держали «линию партии». В процессе поиска-подбора ту самую «линию» разъясняют — и таким образом, насколько я знаю, что кандидату на министерский портфель становится ясно: его приглашают не в министры, а в заместители министра, в роли которого сам пан Зеленский.

Нынешней власти не нужны самостоятельные политики, ей нужны технические исполнители. Два примера для иллюстрации. В прошлом году объявили конкурс на замещение должности главы Госкино Украины, по уже устоявшейся и определенной законом процедуре. Конкурс довольно сложный, его выиграла известный профессионал Юлия Синькевич. Выиграла, потому что другие конкуренты сошли с дистанции. Выиграла, потому что действительно отвечала всем критериям отбора на такую должность...

И что же? Известно, что — власть такой руководитель (с самостоятельным видением, с выработанной концепцией развития киноиндустрии, которая набрала ход) явно не устраивал. Рванули стоп-кран, нарушив все нормы, с моральными включительно. Обращение к Президенту Зеленскому в поддержку Синькевич подписали сотни деятелей кино, киноиндустрии — в ответ тишина. Не помогли и протестные акции.

Все разъяснилось окончательно, когда главой Госкино назначили никому не известную Марину Кудерчук из Запорожья, у которой минимальный опыт работы в кинематографе, и поэтому никакого авторитета. Власти, а точнее президентскому Офису нужен именно такой человек — исполнитель, который будет брать «под козырек», у которого нет поддержки в той самой культурном сообществе, которое Зеленский теперь обвиняет (фактически так!) в том, что не может оно, сообщество, сколько ни проси, подарить власти достойного кандидата.

Другой пример, не менее известный. В прошлом году Уполномоченным по защите украинского языка была назначена Татьяна Монахова, малоизвестная преподавательница из Николаева. Хотя, насколько мне известно, предлагались куда более авторитетные имена. И что в итоге? А ноль, причем ноль абсолютный!

Монахова в апреле подала в отставку. Объяснила просто: ей даже заработную плату не выплачивали, не был сформирован секретариат и т.д. То есть имеем пример откровенного саботажа властями политики развития украинского языка, предусмотренной, в частности, в Законе «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Поэтому я поверил рассказу одного из тех, кому предлагали министерское кресло: ему прозрачно намекали, что одним из векторов политики министерства должен стать уход в сторону «от этой украинизации». И кому из того же культурного сообщества захочется поиграть в эту кавээновскую игру «с отходом-отползанием», проявлений которого и так хватает, без дополнительных усилий министерства.

И еще одно. Предыдущая власть, при всех недостатках в ее работе, сформировала ряд институтов (Украинский культурный фонд, Украинский институт книги и т.д.), которые уже взяли на себя часть функций Минкультуры. И это движение в правильном направлении — к децентрализации сферы культуры, в большей роли самих работников культуры и, соответственно, уменьшение произвола чиновничьего корпуса.

И то же Госкино Украины, в котором теперь есть Совет по кинематографии, сформированный из кинопрофессионалов — именно она, а не чиновники, принимает основные решения относительно деятельности этого института.

Похоже, что сейчас многое делается для демонтажа новой, еще недоформированной системы. И произвол, а нередко и откровенный саботаж чиновников... Скажем, уже лето, а до сих пор не готовы паспорта, которые запускают процесс выделения средств, предусмотренных в государственном бюджете на кинематограф. Это как назвать?

Конечно, не все так однозначно. Скажем, в Верховной Раде рассматриваются дополнения к действующему законодательству, направленные на поддержку креативных индустрий. Только параллельно с этим Кабинет Министров разработал государственную программу стимулирования экономики, в которой ни слова ни о культуре, ни о креативных индустриях... Так о чем вы тогда, пан Президент?

Чем так сильно обижаться на культуру и ее деятелей, может собрать их, может выслушать? И не только приятное. А дальше запустить процесс выработки государственной гуманитарной политики. Потому что нынешние процессы в сфере культуры, гуманитаристики в целом подвергаются атакам стольких разновидностей вирусов — и не только тех, которые коронарные.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать