Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Минский котел» «загерметизировали»...

Народные депутаты 288-ю голосами поддержали постановление о направлении в Конституционный Суд изменений к Основному Закону
16 июля, 19:40
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман после голосования заявил: «Мы ожидаем заключение Конституционного суда в конце августа. После этого можно будет начинать консультации по рассмотрению законопроекта».

Он не исключил, что депутаты могут его рассмотреть уже в конце августа. На заседании присутствовали Президент Петр Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк, иностранные представители, а именно заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд, глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский, посол США в Украине Джефри Пайет и другие дипломаты, представители Венецианской комиссии.

Разные мнения сейчас существуют по поводу предложенных изменений к Основному Закону как среди депутатов, так среди общественности. Однако однозначно можно сказать, что решение парламента — это следствие «минского формата» и соглашения. Это следствие накопления нерешенных проблем в Украине и той ловушки, в которую позволили загнать себя нынешние власти со стороны Кремля.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Что же в конечном итоге означают эти изменения? Первое. Децентрализация, о которой так много говорят, в действительности, может превратиться в монополизацию власти Президентом (право досрочно приостанавливать полномочия местных советов и их решений, право освобождать префектов). Второе. Фактическое закрепление особого статуса для отдельных районов Донецкой и Луганской областей — это легализация местных бандитов и закрепление «болезни» с последующим возможным поражением всего украинского организма.

Если же говорить о давлении Запада и его договоренности с Кремлем относительно Украины и за счет Украины, то это опять же результат несостоятельности украинских элит демонстрировать позицию и отстаивать собственные интересы. Запад не будет вместо нас демонтировать старую систему «Кучмы-Януковича», он не будет вместо нас проводить реформу. Конечно, глядя на нынешние украинские элиты, Запад будет стремиться законсервировать этот конфликт и успокоить Путина. Хотя последнее вряд ли возможно.

ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА

Однако, даже из нынешней не очень выгодной для нас ситуации украинской власти нужно сделать выводы. Нужно научиться играть на опережение. Да, попали в ловушку, но нужно искать выход. Нужно отказаться от предыдущей политики по старым правилам, а главное — очертить себе план последующих действий. И работать. Общество поддержит!

«МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРОГОЛОСОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗАПАДУ ГОТОВНОСТЬ К МИРНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА»

Дмитрий ТЫМЧУК, народный депутат от «Народного Фронта»:

— Речь идет об «особом статусе», который сейчас вызывает резонанс в обществе. Изменения к Конституции подгоняются под уже существующий закон о «особом порядке местного самоуправления», и в этом я не вижу трагедии. В данном законе заложены механизмы того, когда он работает. Условие — контроль Украины над этой территорией. Конечно, могут начаться крики о том, что мы «сливаем Донбасс», но следует понять, что речь идет лишь о включении изменений в повестку дня с одновременной отправкой ее в Конституционный Суд на экспертизу относительно соответствия Конституции. На это может понадобиться около двух месяцев, а за это время нам принципиально необходимо продемонстрировать, что мы идем на любые формы мирного диалога и делаем все возможное, чтобы разрешить конфликт с позиции консенсуса и переговорного процесса. Я сам являюсь представителем «партии войны». Конечно, признание какого-то «особого статуса» воспринимается как недопустимое, но сейчас мы должны голосовать именно за это внесение в повестку дня, чтобы продемонстрировать Западу готовность к мирному разрешению конфликта. А там сейчас идут жесткие дебаты и разговоры о том, чтобы принуждать Украину к «мирному решению проблемы». Пока Конституционный Суд будет рассматривать этот проект конституционных изменений, необходимо всеми способами доказать миру, что мы готовы к любым формам мирного диалога, а Минские договоренности срываются противоположной стороной. После этого мы уже будем говорить об изменениях к Конституции.

«ИНИЦИАТИВА БЫЛА УТРАЧЕНА С ТОГО ВРЕМЕНИ, КОГДА МЫ ПРИНЯЛИ ФОРМАТ МИНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ»

Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:

 — Только что смотрела по российскому телевидению выступления представителей так называемых ДНР и ЛНР. Они говорят, что все это имитация и что они недовольны и будут требовать большего. Но агрессии я не увидела в их выступлении. Откровенного отрицания с их стороны не было. Просто общая пропагандистская позиция России. Конечно, они не будут официально поддерживать то, что делает Украина. Но если посмотреть на политическую практику, а не риторику, то все, что произошло в Верховной Раде, входит в их интересы. К сожалению, это не входит в интересы Украины. Моя позиция — я против внесения любых изменений в существующую Конституцию. Украине нужна новая Конституция. Сам прецедент изменять Конституцию, которая была создана во времена Кучмы при участии Медведчука и России, — неверный. Они тогда заложили бомбу замедленного действия под государственность в виде олигархии. Нет смысла проводить манипуляции с этой Конституцией, а тем более те манипуляции, которые делают ситуацию еще хуже. Некоторые эксперты, которые принимали участие в пунктах относительно децентрализации, говорят, что там нет ничего страшного. Я не считаю, что эти изменения будут прогрессивными и будут способствовать местному самоуправлению. Для этого есть и объективные условия, потому что мы сейчас видим, что происходит на уровне громад, которые не имеют возможностей, люди не имеют опыта для того, чтобы взять на себя ответственность. Фактически власть просто перейдет к местным олигархам, и по Закарпатью мы могли убедиться, какая ситуация на местах. Там местные кланы овладели властью и давно контролируют громаду. В этих условиях не только статус Донбасса является проблемой, но и проблемой является децентрализация по Украине вообще. Все это — мина, которая выльется в резкие шаги, которые могут привести к дестабилизации Украины. К этому прибавьте легализацию финансовых обязательств перед территориями в зоне АТО, то есть мы берем на себя обязанности восстановить инфраструктуру и тому подобное. Это для нас неподъемная задача, особенно в условиях кризиса. Следовательно, мы получим очень суровые условия для Украины.

 К сожалению, приезд Нуланд говорит о том, что это — позиция, которая санкционирована, в том числе, Западом. Это — позиция, когда мы пытаемся успокоить агрессора в надежде, что проблема как-то разрешится впоследствии. Но даже заявления представителей «ДНР» и «ЛНР» говорят о том, что они очень хорошо понимают такую логику поведения украинской власти. Это — ловушка! Нужно было искать другие стратегические решения, но, к сожалению, я не вижу стратегической инициативы со стороны украинской власти. Эта инициатива была утрачена с того времени, когда мы приняли формат Минских переговоров. Мы должны были использовать все возможные варианты для того, чтобы обойти такую ловушку. В конечном итоге, мы согласились на то, что требовал Путин, и это более его позиция, чем украинской стороны.

«НА САМОМ ДЕЛЕ, СЕЙЧАС РЕАЛИЗУЕТСЯ ПУТИНСКИЙ СЦЕНАРИЙ»

Сергей ТАРУТА, внефракционный народный депутат:

— У меня негативное отношение к предложенным изменениям в Конституцию — в нее нельзя вписывать «особый порядок местного самоуправления». То, что этот пункт оказался в теле Конституции, а не в переходных положениях — самая настоящая манипуляция. В том числе в результате давления Запада и России. Нас действительно «сливают» — по-другому назвать это нельзя. Но в данном случае должен голосовать и решать парламент, как потом сработает Конституционный суд — он покажет себя инструментом в руках власти или независимой ветвью власти. Данным решением мы можем легитимизировать конституционную норму, таким образом, закрепив отделение Донбасса.

Мое понимание таково, что усиление обстрелов на востоке — попытка надавить на нас в принятии этого решения. И то, что мы сейчас делаем в парламенте, — на самом деле реализуем путинский сценарий, но депутаты этого до конца не понимают.

Кроме того, соответствует действительности и то, что Президенту хотят расширить полномочия. Мы не производим децентрализацию — мы только меняем название, а функции и полномочия остаются.

К сожалению, у нас в стране традиция — спускать ночью из Администрации Президента необходимые решения, а утром давить на глав фракций, а те в свою очередь давят на депутатов — таким образом насилуется парламент.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать