Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Многие не стремятся к новым победам. Отчасти от того, что не знают о предыдущих...»

30 июля, 19:34
В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ИМ. АНДРЕЯ ШЕПТИЦКОГО ВО ЛЬВОВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА КИРИЛЛА ГОРИШНЕГО «ГУЦУЛЫ». КИРИЛЛ ГОРИШНИЙ — ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ФРАНЦУЗ УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ НАЧИНАЛ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЖИТЕЛЯМИ ПОЛИЭТНИЧНЫХ БЕДНЫХ КВАРТАЛОВ ПАРИЖА, ЗА ИХ КУЛЬТУРОЙ И ОБЫЧАЯМИ. ВПОСЛЕДСТВИИ С 1998 ГОДА МОЛОДОЙ ФОТОГРАФ ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ В НЬЮ-ЙОРКЕ, В МОСКВЕ, НА ЗАПАДЕ КАНАДЫ И НА КАРИБСКИХ ОСТРОВАХ. ПОЛУЧИВ СТЕПЕНЬ МАГИСТРА ИСТОРИИ В СОРБОННЕ, ПРОЙДЯ ЛЕТНИЕ КУРСЫ В ГАРВАРДЕ, В 2001 ГОДУ ОН ВОЗВРАЩАЕТС

21 июля мы открыли заочный круглый стол под названием «Политика памяти» и предложили экспертам и читателям «Дня» высказать свое мнение на тему «Какой должна быть политика государства в отношении исторической памяти». Дискуссия была продолжена в «Дне» от 24 июля. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию письмо читателя и мнения участников Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи. Этот клуб, созданный более года назад по предложению главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, сегодня объединяет молодежь из разных регионов Украины. Из университетских конференций общение между студентами перешло в обсуждение в чатах и по телефону, в совместный отдых. А недавно на веб-сайте Острожского клуба www.club.uosa.uar.net был создан форум, где все желающие могут принять участие в дискуссиях на актуальные темы. И одна из них — историческая память украинцев.

Марина ПАШКОВСКАЯ, магистр политологии Национального университета «Острожская академия», участница Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:

— Одна из обязанностей гражданина Украины — знать историю родного края, на протяжении всей жизни хранить ее в памяти и передавать для следующих поколений. Потому что, как каждый отдельно взятый человек помнит события из своей жизни, он так же должен помнить историю своего народа, своей Родины. Так уж сложилось, что трагических страниц в истории Украины больше, чем счастливых и радостных моментов. Земля, по которой мы ходим, омыта кровью наших предков, защищавших ее от иностранных захватчиков и на протяжении многих веков добывавших такую долгожданную независимость.

Но довольно часто бывает, что мы, украинцы, безразлично относимся к историческому прошлому нашего государства. Прошлому, без которого не было бы нас, в котором живет дух украинского народа. Это прошлое должно храниться в украинской исторической памяти. Кое-кто может заметить, что это понятие довольно абстрактно, и каждый человек может решать, что лично для него является важным в истории Украины и о чем нужно помнить. Да, это правда. Тем более, что мы живем в демократическом государстве во время, когда можем иметь свое мнение по любому поводу и не бояться его высказывать. Но речь идет не о том, что все граждане Украины, как один, должны одинаково относиться к определенному историческому факту или знать наизусть даты рождения всех гетманов... Наша историческая память должна заключатся в том, чтобы четко осознавать, что ты дитя этой земли, по которой ходишь, что ты гордишься тем, что именно Украина — твоя Родина, и что куда бы тебя не занесла судьба, ты всегда будешь помнить, где твои корни.

Сергей СТУКАНОВ, аспирант специальности «Философия истории и социальная философия» Донецкого национального университета, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:

— Историческая память — это сложная, связанная с сознанием структура, содержание которой составляют одиночные знаковые события-символы и связанные с ними ощущения, приобретенные на протяжении жизни разнообразными путями. Обычно объединенные определенной историософской идеей, они составляют представление о прошлом и в значительной степени определяют мировоззренческие принципы (в том числе и политические убеждения) человека. Содержа стереотипы, едва поддающиеся переосмыслению и переоценке, данная структура является стойкой и не всегда полностью осознаваемой. В переходные исторические эпохи (наподобие той, которую переживает сейчас Украина) в сознании населения нередко переплетено несколько, иногда взаимоисключающих, парадигм истории, связанных с обоснованием существования различных сообществ (наций, классов, государств и тому подобное).

Любая власть (государство) стремится сделать однообразной историческую память своих граждан согласно исторической парадигме, обосновывающей ее существование. Она стремится создать в их сознании такую структуру исторического процесса, которая бы состояла: а) из «канонического» ряда событий, которые должны символизировать этапы (или ступени) к достижению цели истории данного сообщества; б) из ряда выдающихся личностей, больше всего сделавших для осуществления этой цели. Последняя детерминирует и этический аспект, то есть расстановку акцентов: события (или личности), способствовавшие реализации стремлений, признаются положительными, и наоборот. В активном состоянии историческую память населения поддерживают ритуалы — регулярное отмечание (считай — воспроизведение) важных дат и/или юбилеев.

Если вести речь об Украине, то каноническая парадигма ее истории на современном этапе — это та, в соответствии с которой ведущей интенцией истории Украины является многовековая борьба украинского народа за свою свободу и независимость. Принимая во внимание долговременную безгосударственность Украины, события со знаком минус (события-трагедии), будучи призванными мобилизовать активность сторонников независимости, имеют в этой парадигме чуть ли не большее символическое значение, чем события со знаком плюс.

Не вступая сейчас в дискуссию, способна ли вообще история как наука (а по сути — историки как личности!) познавать такие «метафизические» вещи, как цель и смысл истории того или иного сообщества, обратим внимание только на функциональные возможности указанной схемы. Разработанная в колониальную эпоху она должна была сделать Украину независимой ментально и, следовательно, культурно, экономически и политически, чего, как видим, отчасти достигла. Однако теперь, после обретения независимости и постановки новых задач (каких — тема отдельного обсуждения), все более очевидной становится ее ограниченность. Речь о том, что внимание в такой формулировке акцентируется, как правило, на свободе «от» чего-то-кого-то, тогда как момент свободы «для» чего-то, который, кстати, предусматривает и момент ответственности за «свободные» действия, — присутствует только имплицитно.

Нам кажется, что именно такая постановка вопроса сегодня наиболее своевременна, поскольку позволяет «соединить» прошлое с настоящим и будущим. Последний момент особенно важен для Украины, в информационном пространстве которой «спорят» несколько парадигм истории. Ведь, чтобы занять «место под солнцем» в исторической памяти украинца, парадигма в целом и факты, составляющие ее структуру, в частности, должны иметь живую связь с сегодняшним днем, иначе будут казаться чем-то искусственно навязываемым, лишним, чужим.

По сути речь идет о диалектике прошлого и будущего. Учитывая сложную и противоречивую историю Украины, похоже на то, что «примирение с историей» (под чем понимаем преодоление стереотипов, развенчивание мифов и тому подобное) едва ли возможно без достижения общественного согласия относительно будущего страны (следовательно, относительно содержания национальной идеи). Только будущее (или стремление к нему) может объединить страну и «снять» (выражаясь термином Гегеля) прошлое. С другой стороны, формулировка идеи в свою очередь будет оставаться проблематичной, пока критическая часть населения не избавится от десятилетиями втолковываемых стереотипов, не узнает настоящую историю Украины и не придет к определенному согласию относительно нее.

Таким образом, историческая память украинцев должна быть основой формулировки национальной идеи, следовательно, чем- то вроде мостика между прошлым и будущим. Она должна сохранить не только знания о важных событиях, но и знаки, которые помогли бы найти ответ на вопрос: кто мы, украинцы? Поэтому и просветительский момент (просвещение населения относительно настоящей истории Украины) должен основываться на понимании сегодняшних задач страны, не будучи оторванным от жизни.

Иван КАПСАМУН, студент-политолог Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:

— Память — это качество человека, благодаря которому он знает свое прошлое, свою историю, а значит, самое главное, он может оценить или проанализировать собственную жизнь. Если проводить проекцию на весь народ, любой, то такое понятие как «историческая память» становится очень важным фактором будущего развития нации. И особенно важно это для украинцев, поскольку в Украине еще не сформирована политическая нация.

Какой должна быть историческая память украинцев? Прежде всего, она должна банально существовать, этому нужно уделять внимание, заниматься этим, чего так не хватает нашему обществу, а главное, нашему государству. Например, мало кто сегодня знает Станислава Ориховского-Роксолана (1513— 1566 гг.), который за сто лет до английского философа Джона Локка пришел к мысли о необходимости разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную. Это как один из примеров забытой страницы истории. Речь идет о том, что украинцы сами себя лишают памяти. А сколько выдающихся украинских личностей, которых мы вообще не знаем и не изучаем, или тех, которые пополнили элиты других стран! Нужно помнить свою историю, учиться уважать себя, потому что каждый народ по-своему уникален, и эту уникальность нужно почувствовать. Многие уважаемые люди говорят, что украинский народ очень талантливый, что украинская земля очень богатая, но почему до сих пор мы не можем это использовать? Почему мы всегда восхваляем различные иностранные опыты развития и не можем найти свой собственный? Действительно, много вопросов и мало ответов. Наша история не должна быть только многострадальной. Как я уже говорил, большую роль в этом должно играть государство, оно должно существовать как форма организации общества, а не как форма дезорганизации. Для формирования украинской политической нации не будет достаточно знать историю только украинцев как доминирующей нации, а и историю других национальностей, проживавших и проживающих на территории современной Украины, ведь каждая из них является частью государства, у каждой из них есть своя история и своя историческая память — и это тоже часть исторической памяти всей Украины. Историческая память должна быть патриотичной, кроме этого, порой эгоистичной, безусловно, уважаемой самим народом. Нужно больше акцентировать внимание на позитивном, а не негативном, нужно делать так, чтобы знание истории стало модным.

И главное, историческая память — это одна из составляющих частей нравственности элиты общества и государства, нравственности, которой так не хватает современному политикуму.

Ольга РЕШЕТИЛОВА, магистр политологии Национального университета «Острожская академия», участница Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:

— Говорить о существовании или несуществовании исторической памяти народа, нации, народности, этноса и так далее вообще не приходится. Она объективно существует, стереть ее вообще — невозможно, потому что это само по себе предусматривает уничтожение упомянутого сообщества. Однако историческая память — уязвимая и чувствительная к упоминаниям многих эпизодов — прекрасный объект для манипулирования общественным сознанием. Историческая память украинцев (нации или народа — тема отдельного разговора) — яркое тому подтверждение. На протяжении веков из памяти украинцев стирались одни моменты и запечатлевались другие. Не скажу, что так же не происходило с другими нациями, однако здесь случай особый. «Чистка» исторической памяти украинцев проводилась настолько часто и тщательно, что со временем ее функционирование в общественном сознании начало давать сбои, на память каждому поколению элиты приходят отдельные, вырванные моменты целой истории, и восстановить целостную историческую картину сегодня уже кажется невозможным.

Манипуляция «исторической картинкой» в общественном сознании не настолько негативное явление, как это может показаться на первый взгляд. Попробуйте назвать хоть одну нацию, имеющую «чистую» историческую память, без преувеличений, неправильных акцентов и тому подобное. Все зависит от цели такого манипулирования. После получения долгожданной независимости мы так увлеклись доказательством самим себе, что на протяжении всей истории нас обижали и неволили (факта, и без того доказанного), что забыли рассказать себе о том, что на самом деле в неволе и угнетении украинцы рождались гениями, делали научные открытия, были прекрасными воинами и создателями государств, писали чудесные книги и учили этому всему другие народы. Мы начали выдумывать сказки типа «Иисус Христос — украинец», а забыли о Герасиме и Мелетии Смотрицких. Мы плачем над собственными поражениями и не празднуем побед. А главное, многие не стремятся к новым победам. Отчасти от того, что не знают о предыдущих.

Историческую память украинцев сегодня нужно переформатировать. Возможно, создавать заново из тех лучших отрывков, которые остались в ней. Возможно, исследовать и открывать новые, по-другому интерпретировать. Главное, поставить правильную цель. И сделать это в последний раз. Потому что еще одной «чистки» историческая память украинцев может не выдержать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать