Много рекламы, мало встреч
О тенденциях президентской предвыборной кампании на Херсонщине![](/sites/default/files/main/articles/27032019/4suprunanastasiya1_0.jpg)
До выборов президента Украины остаются считанные дни. 31 марта граждане нашей страны сделают свой выбор. Каким он будет — трудно спрогнозировать даже авторитетным экспертам. Рейтинги крупнейших социологических организаций отличаются, хотя и называют потенциальных фаворитов.
В каждом регионе Украины прослеживаются как общие, так и уникальные особенности кампании. В разных регионах страны — разные фавориты. По данным социологической группы «Рейтинг», Зеленский имеет прочные электоральные позиции в юго-восточных областях и в центре страны. Тимошенко и Порошенко — в центре и на западе, Гриценко — на западе, а Бойко — на востоке страны.
Автор не нашел достоверных социологических исследований по отдельным регионам. Поэтому о тенденциях президентской гонки на Херсонщине «День» побеседовал с независимым экспертом — долгосрочным наблюдателем гражданской сети ОПОРА в Херсонской области Анастасией Супрун.
О НАБЛЮДЕНИЯХ
— Наблюдение ОПОРЫ направлено на незаангажированную оценку процесса подготовки и проведения выборов, содействие честным и свободным выборам, предупреждение нарушений. С октября 2018 Гражданская сеть ОПОРА проводит масштабную кампанию наблюдения за выборами президента.
С момента официального старта избирательной кампании к наблюдению привлечено 204 наблюдателя по всей стране. А 31 марта 2019 и в случае проведения второго тура к ним присоединятся еще более 1500 наблюдателей.
Наблюдение до официального старта кампании нужно для полного понимания ситуации, ведь часто политики практикуют фальстарт — активную политическую рекламу, митинги, форумы и другую публичную деятельность, которая демонстрирует их намерения на дальнейшее участие в выборах.
МАЛО ПРЯМОЙ АГИТАЦИИ
— С начала наблюдения и сегодня мы отмечаем невысокую активность в прямой агитации. Кандидаты редко встречаются с избирателями непосредственно, крайне мало массовых агитационных мероприятий и только в начале марта активизировалось применение прямых контактов с избирателями. Например, в феврале к нам приезжали только шесть кандидатов: Соловьев, Бойко, Вилкул, Добродомов, Гриценко и Носков. Мини-тур по области был только у Вилкула. И тот — полузакрытый, сопровождавшийся недопуском определенных групп граждан к мероприятию. Так же, как и в случае с Бойко, штабы объясняют закрытость своих мероприятий тем, что находятся в оппозиции и опасаются за безопасность во время мероприятий.
Также только под конец кампании активизировались действующие народные депутаты от Херсонщины. Мы заметили, что только четверо народных депутатов открыто начали агитировать за своих лидеров на Херсонщине. Это Юрий Одарченко — за Юлию Тимошенко и Денис Силантьев — за Олега Ляшко. Александр Спиваковский и Сергей Хлань — за Петра Порошенко.
Сначала депутаты от правящей партии, которых у нас четверо, агитировали открыто за действующего Президента. Трудно сказать, почему так.
В то же время на встречу с упомянутыми кандидатами приходит очень мало людей. Можно посчитать их на десятки. То есть люди тоже пассивны. Или им реально не интересны эти кандидаты.
АДМИНРЕСУРС
— Откровенного и грубого использования админресурса мы не отмечаем, хотя он есть. Например, во время форума Порошенко в Киеве это мероприятие активно рекламировал глава ОГА Андрей Гордеев, а также его заместители. Недавний тур главы администрации и народных депутатов С. Хланя и А. Спиваковского сопровождается агитационными высказываниями.
ОПОРА видит здесь нарушения равных возможностей для агитации. У других кандидатов нет своего президента, который назначил своих губернаторов, которые бы делали промо. С точки зрения демократии это не совсем честно. Но глава ОГА постоянно агитирует за Президента, например в «Фейсбуке».
РЕКЛАМА И МЕДИА
— По Херсонщине наружную рекламу больше всего распространяют Тимошенко, Порошенко и Ляшко. Попадается много агитации без исходных данных. Кроме того, людям платят деньги за работу в палатках. И это яркий показатель непрозрачных избирательных фондов, мы не знаем, откуда кандидаты берут деньги на эту деятельность, кто их финансирует.
Материалов с признаками заказа — очень много. Только с января по февраль мы зафиксировали 170 таких материалов в печатных СМИ по Херсону и области. В газетах «Новий день», «Гривна» и «Трудова слава» были и маркированные как политическая реклама тексты. Но таких значительно меньше. Наряду с маркированными могут идти несколько материалов без пометки «реклама». Много политической рекламы и в онлайн-изданиях
На телевидении тоже есть сюжеты с признаками заказа. Они преимущественно освещают визиты кандидатов в регион. Больше текстов с признаками «джинсы» за это время было от Тимошенко (25%), на втором месте Зеленский (21%), на третьем — Гриценко (17%) и у Порошенко 15%.
СБОР ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
— Интересная особенность, которую мы заметили на этих выборах, — сбор персональных данных граждан через социологические опросы. Агитаторы ходят по домам и якобы проводят независимый опрос. За такую ??работу в объявлениях на «Фейсбуке» предлагали по тысяче гривен, которые платятся тоже неизвестно из какого фонда.
Ко мне тоже приходили с таким опросом. Спрашивают номер телефона, фиксируют адрес, просят поставить подпись. Часто задают манипулятивные вопросы, чтобы навязать определенное представление о кандидате. Например: «Какую из реформ Петра Порошенко вы считаете наиболее успешной: децентрализации, медицины, образования?» То есть создается ложное представление, будто только Президент занимается проведением реформ и они точно успешны.
В агитационных палатках тоже задают подобные вопросы и собирают персональные данные. Точечно фиксировали такие случаи от представителей Тимошенко и Гриценко.
УЧАСТКИ
— Все пять комиссий в области образованы вовремя. Есть распространенная тенденция, что члены комиссий не являются жителями этого округа или живут вообще за пределами области. Например, по Каховской ОИК (185 округ) член комиссии живет в Луганской области.
Не секрет, что есть технические кандидаты, участвующие в выборах, чтобы основные претенденты имели своих людей в комиссиях. Такая ситуация и по Херсонской области. Я не могу прямо называть кого-то техническим, но из опыта наблюдения за выборами, из личных разговоров с членами комиссий и их публичных позиций в соцсетях это явно видно.
Если говорить об уровне квалификации членов ОИК и УИК по области, мы видим много людей, которые неоднократно принимали участие в выборах. Среди руководящего состава меньше опытных. Председателем ОИК ранее работал один человек, среди заместителей таких двое, а среди секретарей нет ни одного, кто бы раньше работал в комиссиях.
Вообще, формирование комиссий — тоже отдельная технология. Сначала подаются одни, потом постоянно происходят замены, отказы. Есть случаи представления «двойников», то есть одного человека предлагают в качестве члена комиссии от нескольких кандидатов. Например, по 182 округу мы зафиксировали 27 таких дублирований. Похожая ситуация во всех ОИК.
УЧАСТОК В КОЛОНИИ
— У нас был еще локальный инцидент, когда доверенное лицо Юлии Тимошенко Григорий Бабенко обратился в суд по поводу законности создания избирательного участка на территории Дарьевской исправительной колонии.
Представитель Тимошенко настаивал на незаконности такого решения. Одновременно нардеп Юрий Одарченко заявил о возможных фальсификациях на этом участке. Однако суд отказал истцу.
Такая реакция представителей «Батьківщини» связана с тем, что в 2014 году, во время выборов в Верховную Раду, Юрий Одарченко уступил кандидату от БПП Александру Спиваковскому всего на 174 голоса. Тогда Одарченко заявил, что его оппонент победил благодаря влиянию на избирателей, находящихся в местах лишения свободы.
Выпуск газеты №:
№55, (2019)Section
Подробности