Перейти к основному содержанию

Много знания, мало последствий

Счетная палата добивается расширения полномочий
10 июня, 00:00

Конституция Украины (статья 98) закрепила конституционный статус Счетной палаты Украины как органа, который действует от имени Верховной Рады и осуществляет контроль за использованием средств государственного бюджета. Напоминая народным депутатам и зарубежным финансовым экспертам историю перманентных изменений в законодательстве, председатель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко использовал рефрен «но жизнь есть жизнь» всякий раз, когда речь заходила об очередном «урезании» контрольных полномочий палаты. В таком контексте это звучало как «no comment». Был, правда, недолгий «светлый» период, когда Счетная палата, наряду с другими правами, имела возможность контролировать исполнение доходной части бюджета: именно тогда, по словам В.Симоненко, ее деятельность «на 99%» соответствовала мировой «финансовой конституции» — Лимской декларации. К сожалению, нынешнее законодательное поле, в котором работает Палата, заметно удалено от евростандартов.

Украинское законодательство не предусматривает властных полномочий Счетной палаты и не определяет механизма реализации решений по результатам проведенных проверок. По мнению экспертов ПРООН, Счетная палата осуществляет наблюдательные функции, однако результаты этого надзора никак практически не реализуются. В то же время в большинстве парламентов стран ЕС для этого созданы специальные комитеты. Например, в Великобритании, по словам руководителя проекта Tacis «Аудит государственных финансов» Джулиана Ватса, этими вопросами занимается парламентский комитет государственных счетов. Заслушав отчет о результатах проверок национального управления по проведению аудита, он готовит собственные выводы, а правительство, руководствуясь ими, не позднее двух месяцев отчитывается о принятых мерах.

Декларация также предусматривает, что контролю со стороны высшего органа финансового контроля подлежат все операции с государственными средствами, независимо от того, отражены они в государственном бюджете или нет. Не имея полномочий осуществлять контроль за формированием доходной части бюджета, внебюджетных фондов, использованием госимущества, Счетная палата, считает В.Симоненко, не может претендовать на всесторонний контроль за государственными средствами. Основной акцент в Лимской декларации делается на том, что независимый финансовый контроль возможен только при условии независимости соответствующего органа. В Украине же существенными факторами, влияющими на работу Палаты, являются поручения Президента и правительства, запросы народных депутатов.

В настоящее время, сообщил В.Симоненко, ведется работа над новой редакцией закона о Счетной палате, в которой найдут отражение такие принципиальные вопросы, как полнота полномочий и независимость высшего государственного органа финансового контроля, его взаимоотношения с законодательной и исполнительной властью. Наряду с этим, считает глава Счетной палаты, необходимо принять рамочный закон о системе финансово-экономического контроля в стране, который четко и однозначно определил бы место действующих контролирующих органов и разграничил бы их полномочия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать