Перейти к основному содержанию

Мода на системность

06 декабря, 00:00
Среди членов нового крымского правительства наибольшее внимание наблюдателей привлекает министр экономики Арсений Яценюк: ему только 27 лет, но за плечами юридический факультет Черновицкого и экономический Киевского торгово-экономического университетов, работа заместителем председателя правления банка «Аваль» в Киеве. Если молодость нового члена правительства — это «недостаток, который очень быстро проходит», то достоинства его в Крыму успели заметить многие: выступления министра на заседаниях правительства, его интервью местной прессе уже успели вызвать некоторый шок непривычной для Крыма манерой анализа процессов и нетрадиционными оценками. Как Арсений Яценюк представляет себе несколько будущих лет крымской экономики? Об этом разговор корреспондента «Дня» с министром экономики Крыма.

— Видимо, нет ничего необычного в том, что за последние несколько месяцев в Крыму достигнут рост производства. Тут и раньше базовые отрасли были на подъеме, если только в этом процессе в последнее время не появилась какая-то новизна…

— Да, если бы не было новизны, не было бы и ничего необычного. Вспомним, какую оценку дал экономике Крыма новый глава нашего правительства, когда ознакомился с отраслями: «Я считаю, что то положение, которое сегодня есть в Крыму, — говорил на заседании правительства Валерий Горбатов, — это полупарализованная экономика; это экономика, которая существует не потому, что действуют какие-то экономические предпосылки или экономическая база, а она существует лишь потому, что дальше ее уничтожить уже нельзя...» Сурово, правда? Но как бы это ни показалось жестоко по отношению к нашим предшественникам, — это правда. И они в том не виноваты. Их задача была первичной — сдвинуть отрасли с места, прекратить падение, дать хоть несколько процентов роста. Они ее выполнили. Базовые отрасли начали расти. Мы поддержали эту тенденцию. Темп прироста объемов промышленного производства за 10 месяцев 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года составил 14,4%. В структуре промышленности возросла часть социально-ориентированной отрасли, опережающими темпами развивается пищевая промышленность. Количество инновационно-активных промышленных предприятий возросло в 2,4 раза, это самый высокий показатель среди регионов Украины.

Но наша задача — это задача следующего этапа — придать этому росту системный характер. Что, к сожалению, гораздо сложнее, еще и потому, что многие этого не понимают. Например, возьмем навязшую в зубах виноградовинодельческую отрасль. В этом году хлеба собрали значительно больше, но вина удастся сделать значительно меньше. Почему? Главным образом потому, что у нас виноградарство само по себе, а виноделие — само по себе. Если мы через десять лет хотим произвести столько-то муската, то уже сейчас нужно думать о количестве существующих мускатных виноградников. Есть у нас планы роста производства шампанских вин, но площади виноградников шампанских сортов не согласуются с ним по количеству. Это гарантия того, что производство приобретет стихийный характер. Виноматериалы выдерживаются на предприятиях Крыма, но для разлива в бутылки они вывозятся, в основном, за пределы республики, соответственно, и акциз за их выпуск уплачивается в бюджеты тех областей. Мы теряем на этом огромные средства бюджета.

В Крыму много говорят о перспективах главной отрасли — курорта. Но если мы планируем через 5—7 лет принимать столько-то туристов, то уже сегодня надо анализировать, готовы ли к этому наши канализационные сети, водопровод, транспорт, энергетическая сеть; готова ли стройиндустрия построить те здравницы, которых нам не будет доставать? Планируется рост приема туристов, все ожидают этого, как манны небесной, но как бы не замечают, что развивается только ЮБК, а юго-восток, северо-запад и азовское побережье Крыма уже десятилетиями не осваиваются. Более того, бич курорта — его сезонность. Развитие зимних видов отдыха не спланировано и не обеспечено ресурсами. Еще аргумент: мировая ценность Крыма — его не только культурно-исторические, но, главным образом, лечебные факторы. Но именно они используются из рук вон плохо, перспектива их не спланирована. Если приводить все это в систему не начать сегодня — мы придем к тому, что либо ЮБК не вместит всех желающих, и чрезмерная нагрузка приведет к его деградации, либо курортники просто отвернутся от Крыма, а мы будем спорить, почему это так мало выручили.

— Всех шокировала ваша негативная оценка на заседании правительства территорий приоритетного развития. Ими раньше в Крыму гордились…

— Да, я высказался жестко, но дело ведь не в самих ТПР. Сама по себе — это прекрасная идея. Дело в ее исполнении. И здесь мы наблюдаем, как отсутствие системности губит дело. Конечно, в концепцию ТПР, если бы она создавалась системно, были бы включены меры по контролю за поведением субъектов. Этого не было, что принесло исключительный вред, в том числе и дискредитировало идею ТПР. Дальше: сегодня всем понятно, что СЭЗ «Порт «Крым», что называется, «не пошла». Почему? Опять же — нет системы. Экономика не любит дыр, даже одна дыра — портит весь корабль прекрасной идеи.

Поэтому я поручил специалистам министерства системно рассмотреть вопрос о территориях Крыма: среди них есть прогрессивные, но есть и депрессивные. Для одних «тягловой силой» хозяйственного комплекса может быть курорт и туризм, для других — производство риса, для третьих — садоводство и виноградарство, для третьих еще что-то. Но это надо делать в системе, и сегодня, потому что время — тоже фактор системы. Только так Крым как целостный регион может выйти из депрессии. Это будет иметь большое социальное значение. За июль-октябрь 2001 года нами создано более 1 тыс. новых рабочих мест, что на 8,3 процента больше соответствующего периода прошлого года. Трудоустроено на свободные и вновь созданные места более 11 тыс. человек. Уровень безработицы снизился с 1,99 процента в конце прошлого года до 1,87 процента на ноябрь нынешнего года. Благодаря принятым мерам удалось снизить цены на пшеничную муку и хлеб. Но и при этом социальная направленность экономики еще недостаточна, ибо работаем мы ради блага людей. Только этот фактор удерживает нас от повышения цен на услуги ЖКХ. Мы их, несомненно, повысим, но только тогда, когда поднимется жизненный уровень настолько, что люди смогут их оплатить.

— То есть вы готовы предложить свою программу, основанную на системности?

— Несомненно, программа, не возведенная в систему, не будет давать устойчивого развития. Это очень сложный феномен. Деталями этой системы будут и обеспечение развития местного товаропроизводителя, и системное развитие внутреннего рынка, и выбор приоритетов в развитии отраслей и приоритетов в направлениях этого развития. Это и реструктуризация, и финансовое оздоровление предприятий с учетом системной потребности в их продукции. Но для того, чтобы только подойти к этим задачам, нам надо прежде ликвидировать разные привходящие обстоятельства, например, погасить долги по зарплате. Почти 100 миллионов мы уже погасили, но осталось еще около 80 миллионов гривен…

— Системность — алгебра экономики. Готовы ли мы сейчас к этому, ведь мы постоянно натыкаемся на тривиальные арифметические ошибки. Например, реализация курортных путевок со 100-процентной рентабельностью для посредника, чего не выдержит любая экономика. Или «воздержание» в повышении тарифов на услуги ЖКХ, в то время как само хозяйство чрезмерно затратное. До системности ли нам?

— Конечно, если думать, как надо красиво сделать сотый шаг, но при этом не сделать первого, хоть бы и ошибочного, то можно совсем не сдвинуться с места. В Министерстве экономики уже начали делать эту работу первого этапа: разбираться, куда уходят деньги из курортного комплекса, почему убыточны здравницы, почему наживаются посредники, почему так медленно снижались цены на хлеб? К нашей заслуге я бы отнес именно то, что мы уже знаем не только свои завтрашние шаги, но планируем и послезавтрашние. Этакое «новое экономическое мышление»…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать