Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Молебен как «оружие» Москвы

«Участники протеста около Верховной Рады даже не читали закон, против которого митинговали. Ими сманипулировали», — Виктор ЕЛЕНСКИЙ
19 мая, 10:35
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

18 мая в повестку дня заседаний Верховной Рады были вынесены два законопроекта — № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором» и №4128 — «О свободе совести и религиозных организациях (относительно изменения религиозными общинами подчиненности)».

Эти проекты законов бойко дискутировались в начале октября прошлого года. Тогда представители Украинской православной церкви Московского патриархата, которых непосредственно задевают предлагаемые изменения, приходили под стены парламента с требованиями не голосовать за законопроекты. К сожалению, в некоторой степени Рада прислушалась и не вынесла их на голосование. Прошло полгода — и «церковные» законы наконец опять имеют шансы быть проголосованными в украинском парламенте.

Почему вокруг законопроектов №4511 и №4128 так много шумихи? Например, в ст. 5 проекта закона речь идет о возможности назначения центрального и регионального руководства религиозных организаций только по согласованию с органом исполнительной власти, которая осуществляет государственную политику в сфере религии. Кроме того, ст. 7 этого же документа предусматривает право государства прекратить деятельность религиозной организации на территории Украины в случае сотрудничества представителей конфессии с религиозным центром в государстве-агрессоре.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Но если законопроект №4511, по мнению представителей УПЦ МП, ограничивает их нематериальные права, то следующий — №4128 — грозит лишением их имущества. В действительности же речь идет об изменении принадлежности религиозных общин к религиозным центрам (например, возможность перейти из церкви Московского патриархата в Киевский или наоборот, ведь теперь эта процедура в законе не прописана). Авторы закона видят решение этой проблемы во введении понятия «самоидентификации» религиозной общины. «Принадлежность лица к религиозной общине определяет ее самоидентификация с этой религиозной общиной, подтверждением чего является участие в религиозной жизни конкретной общины», — говорится в законопроекте.

Ожидается, что это даст возможность общине самостоятельно определяться, к какой конфессии она хочет принадлежать, принимать соответствующие решения простым большинством и, как следствие, менять подчинение. В УПЦ МП однако побаиваются, что Киевский патриархат таким образом будет отбирать у них церкви, используя «людей в балаклавах», которые будут входить на территории храмов и за несколько минут «самоидентифицироваться». Хотя в действительности до сих пор подобными методами отличались как раз представители Московского патриархата.

И хотя в обоих законопроектах нет и упоминания о МП, на то, что изменения задевают именно их интересы, указывает, в частности, бурная реакция представителей конфессии на предложенные изменения. В четверг под стены Верховной Рады вышли около трех тысяч прихожан и священников УПЦ МП, которые провели молебен «за вразумление депутатов», который де-факто вылился в мирный протест против принятия указанных законопроектов.

Прихожане вели себя мирно и спокойно, в целом любезно общались с журналистами, часто вспоминали войну на Донбассе и убеждали, как сильно они хотят мира. Хотя о «заслугах» некоторых, священников УПЦ МП во время российской агрессии против Украины, когда они фактически помогали сепаратистам, мы знаем. «Суть в том, что задолго до агрессии России парафии одной из религиозных организаций в Украине с центром в Москве по сути были и являются абсолютно легальными площадками путинской машины бомбардировки, — пишет у себя в ФБ народный депутат Дмитрий Тимчук. — С началом агрессии они остаются рассадниками украинофобии и антиукраинской пропаганды в нашей стране. Храмы и монастыри этой церкви на Донбассе с первых дней агрессии были перевалочными базами и складами оружия террористов и российских оккупантов, а священнослужители этой церкви не только воевали, но и возглавляли террористические банды, убивали украинцев. Это, по мнению критиканов законопроекта, очевидно, «невмешательство» церкви в дела государства. К слову, эта церковь и сейчас, на четвертом году войны, никак не прокомментировала событие на Донбассе со своим активным участием, не говоря уже об извинении перед украинцами».

Что касается голосования за законопроекты, то во время подготовки номера за них еще не голосовали. Какие вообще шансы, что эти законопроекты примут?

«По крайней мере по поводу моего законопроекта могу сказать, что шансы на его принятие достаточно высоки, — комментирует «Дню» автор проекта №4128 «О свободе совести и религиозных организациях (относительно изменения религиозными общинами подчиненности)», религиевед Виктор Еленский. — Во-первых, он полностью находится в правовом поле украинского и международного законодательства, а во-вторых, имеет общественный запрос, поскольку многие общины сегодня хотят перейти в другую конфессию, но не имеют такой возможности».

В то же время Виктор Еленский выразил сомнение в том, что три тысячи прихожан перед Верховной Радой знали, против чего они протестуют. «УПЦ МП должна была обеспечить явку епархий, и она это сделала. Ни один из участников молебна, даже священники, не читали мой законопроект и не знают, о чем там говорится. Им сказали, что их будут выгонять из храмов и они будут подпольно отправлять службы под открытым небом. Чистой воды манипуляция, а люди испугались и приехали защищать свои церкви», — подытожил нардеп.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать