Молодому государству — молодую нацию
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991118/4213-4-2.jpg)
В период президентских выборов особенно сильно почувствовалось напряжение, которое охватило все социальные слои общества. Наблюдалось появление интереса к политическим процессам даже у «пофигистов». Это повальное увлечение политикой (для разных категорий населения с разной степенью серьезности и с разными акцентами — от изучения политических программ кандидатов до сплетен из их личной жизни) дает нам право рассматривать всех несчастных (или, если хотите, счастливчиков), живущих на территории Украины как членов одного сообщества, объединенного общими интересами. Именно в такие моменты каждый из нас может ощутить себя частью пятидесятимиллионного украинского народа.
На этом фоне выделяется огромная социально-демографическая категория — молодежь. Ее не привлекает долгое обсуждение на уровне слухов достоинств и недостатков кандидатов (да и не настолько она глупа, чтобы идти на поводу у этих самых слухов). Но длительные размышления и тщательное взвешивание всех «за» и «против» ее тоже утомляют. Чаще всего она плывет по течению. Все дело в том, что она не имеет единой идеи, она и не знает, чего ей ждать, она не видит своего будущего. Ее идеология — идеология молодости. Только вот молодость не вечна. Что же потом?
Дело в том, что молодежь вытеснена из политики и фактически не имеет никакого веса в управлении (в т.ч. и государственном). Ее пытаются отвлечь, предлагая взамен всевозможные развлечения (я не против развлечений, но ведь часто они откровенно второсортные). Необыкновенно богат этот год на благотворительные концерты, а фейерверки, например в Харькове, устраивались буквально по любому поводу. Все как будто делается для молодежи, а она, сама того не замечая, превращается в объект политического влияния.
Будучи одновременно наиболее мобильной, настойчивой, экспрессивной и неустойчивой частью общества, молодежь может направлять развитие всей общественной системы в ситуации, подобной нашей (к сожалению, пока только как рычаг, на который можно нажать). Но не стоит ли попробовать использовать шанс и все потенциальные возможности, чтобы создать свою нацию, идеологию, государство?
Мы живем в молодом государстве, где фактически отсутствует идеология. Коммунистический ажиотаж уже свое отжил, период националистической истерии тоже прошел. Несколько десятилетий выпали из собственно украинского культуротворческого процесса. Украина осталась без собственной культурной элиты.
Как ни печально это констатировать, но украинская культура, по существу, — культура сельская. Современная урбанизированная молодежь не испытывает душевного трепета при виде национальных костюмов, слушая народные песни; ее вряд ли привлечешь писанками и рушниками, а тем более не импонирует философия украинского мазохизма, для которой страдания, жалобы и скорбь — жизненная необходимость. Сейчас нужно нечто другое, новый стержень.
Возможно, если власти перестанут играть на сиюминутных интересах молодежи, удовлетворять ее еще не возникшие желания, чтобы потом, не умеющую плавать, выбросить ее в холодный океан реальной жизни; если будут рассматривать ее как равноправного партнера, дадут ей шанс независимого участия в политической жизни, это привлечет ранее безразличную часть молодых людей к самостоятельному поиску, выбору, строительству своего будущего. Трудно назвать «плюсом» или «минусом» хаос в мировоззрении молодежи, находящейся в ситуации поиска своего места в профессиональной, социальной и политической инфраструктуре. Но она пробует, обжигается, дает оценки, учится, впитывает, выбирает, комбинирует, делает собственные выводы.
Нужна совершенно новая национальная идеология. Молодой державе нужна молодая нация. Нация с идеологией, оправдывающей жизнеспособность этого государства. Помимо внимания к прошлому (на что делается ставка сейчас), нужно что-то создавать и чем-то гордиться сегодня, ориентируясь на будущее. В данном случае история и традиции хороши как дополнение, оформление; вспомогательный материал, но не сущность, идея. Молодежь должна осознать, что именно она, так как ей жить в этой стране, в государстве без идеи; именно сейчас, так как ситуация благоприятствует — всеобщее гражданское оживление в связи с выборами президента — должна строить СВОЮ державу. Мы, поколение, которому жить в ХХI веке, хотим положить свои силы на благо нашего государства, мы хотим реализоваться здесь, создать новую украинскую культуру (во всех смыслах, в том числе, и общественно-политическую).
Я не призываю забыть о старшем поколении, я говорю о культурном и политическом возрождении, используя все положительные завоевания и опыт наших предшественников.