Моряки-заложники

МИД Украины утверждает, что четкая статистика случаев, когда работникам министерства, представителям консульских учреждений приходилось вмешиваться, чтобы моряки могли хотя бы вернуться домой, не ведется. Просто министерство действует в каждом конкретном случае обращения с просьбой о помощи. «День» приводит только несколько наиболее характерных случаев. Судно «Поиск» арестовали 18 ноября 1998 г. власти порта Сиракузы в Италии. После того, как представители украинского посольства участвовали в нескольких судебных заседаниях, 19 января 2001 года был отправлен в Украину экипаж судна, а 24 ноября 2001 г. — сам корабль. Судно «Хелья» арестовали судебные власти порта Палермо в Италии 21 марта 2003 года (за нарушение норм безопасности, несоответствие судебных документов международным стандартам). После вмешательства украинского посольства, участия его представителей в судебных заседаниях экипаж отправлен домой 23 сентября 2000 года. Судно «Звезда Азова» находилось в порту Лас- Пальмас с 18 октября 2001 г. Судовладелец задолжал экипажу около $180 тыс. После вмешательства украинских дипломатов сначала 25 марта 2002 г. было отправлено домой 16 членов экипажа, впоследствии и остальные 36 членов экипажа получили деньги и вернулись домой. Часто работники посольств помогали членам экипажей деньгами и продуктами.
В этих случаях вырисовывается еще одна, довольно печальная тенденция: судовладельцами, бросающими на произвол судьбы корабли с экипажами, имея при этом солидные суммы задолженности и перед моряками, и перед заграничными портами, не так уж редко выступают украинские компании, в том числе и государственные. Что приводит к парадоксу: государство, таким образом, одной рукой создает проблему, другой — пытается ее решить.
Статья посла Украины в Египте — с одной стороны, показатель того, что МИД, по крайней мере, действительно пытается защищать украинца за границей. Но в то же время она свидетельствует и о том, что, с одной стороны, мошенничество и элементарный обман — вещи, достаточно распространенные во всем мире. И что проблема действительно существует, и решать ее надо было бы, начиная с наивысшего уровня, с разработки и выполнения государственной стратегии, с расследования судебных дел над виновными, с создания нормальных условий для трудоустройства моряков и в Украине, и за границей. Все- таки у дипломатии, казалось бы, другие задачи. Не говоря уж о том, что почему-то подобных казусов с американскими, британскими, немецкими моряками не случается.
Сигнал «SOS» прозвучал из Порт-Саида. 11 украинских моряков, два пакистанца и 1 индус до последнего ждали выплаты задолженности по зарплате за многомесячный рейс, а также ремонта судна и возвращения домой. Вышел из строя главный двигатель, и вот уже два месяца пароход стоял на рейде египетского города в надежде на помощь. И только когда на теплоходе «Gold-1» не осталось запасов пищи и питьевой воды, экипаж обратился за помощью к Международному профсоюзу транспортных рабочих и Посольству Украины.
В то время, когда моряки голодали, а их семьи в Севастополе, Пакистане и Индии ждали хоть каких-то денег, чтобы прокормить семьи, кипрский судовладелец господин П., он же владелец «Gold-1», в дополнение к дворцу, приобретенному у «новых россиян», трем джипам и другому имуществу, прикупил еще и новый пароход под названием «Sea Trader». Чтобы не слышать настойчивых обращений голодного экипажа, П. прервал связь с судном и даже изменил местонахождение своего офиса в Лимассоле. Финансовый расчет — 80 тысяч долларов США задолженности экипажу, 50—60 тысяч на ремонт главного двигателя, долги администрации Суэцкого канала, портовым властям, агентской компании — все это составляло кругленькую сумму, и судовладелец бросил на произвол судьбы пароход на якоре в Порт-Саиде. Как от надоедливых мух, отмахнулся от Генконсульства Украины в Никосии и Международной федерации работников транспорта. Мол, не суйте свой нос в мои отношения с экипажем, не они первые голодные, холодные и без денег остаются, зато кому-то прибыль.
На этот раз что-то не рассчитал кипрский судовладелец. Собственно, думал, что все сойдет. Экипаж, мол, по известным ему причинам, будет молчать, следовательно, и он никаких расходов не будет нести. Но ошибся.
Посольство Украины оперативно отреагировало на призыв экипажа, и после получения пропусков два украинских дипломата, один из них — консул с многолетним опытом в мореходстве, прибыли на борт судна. Первое, что сделали сотрудники Посольства, это предоставили каждому члену экипажа небольшую финансовую помощь, пусть немного — но пару недель протянуть можно. Уже после этого сели за стол переговоров. Как оказалось, проблем у моряков накопилось немало. В первую очередь, они хорошо понимали свои обязанности и ответственность за безопасность мореходства в Суэцком канале. Ведь судно на якоре нельзя оставлять без присмотра. Поскольку судовладельцу это безразлично, то почему портовые власти должны брать на себя расходы и хлопоты за дальнейшую судьбу судна? Ведь его нужно разгрузить и отбуксировать к месту постоянной стоянки, то есть кладбища кораблей. Расходы на подобную операцию немалые. С другой стороны, для капитана порта выпустить «Gold-1» — это означает никогда не получить долги. Иного выхода, как держать экипаж в качестве заложников, найти нельзя. На всякий случай власти лишили моряков права на получение «береговых пропусков». Экипажу ничего не оставалось делать, как с борта плавучей тюрьмы в сорокаградусную жару любоваться панорамой Порт-Саида и день за днем наблюдать, как тают запасы пищи.
Вот в таком положении и застали моряков украинские дипломаты. К этому времени семьи пакистанцев нашли средства на репатриацию своих кормильцев, и после вмешательства Международной федерации транспортников два пакистанских моряка вернулись на родину.
Украинская часть экипажа также с нетерпением ждала не только возвращения на Родину и воссоединения с семьями, но и встречи с представителями компетентных органов. В Украине, чувствуя себя в полной безопасности, моряки собирались сообщить юристам и общественности о криминальной ситуации, заложниками которой их сделал судовладелец.
Все началось в июле-августе прошлого года. После долгой безработицы 11 украинским морякам из города Севастополя удалось заключить контракт с кипрским судовладельцем — компанией «Глобал Маритайм Сервис» — и уже в августе они оказались на борту т/х «Ред Скай» под боливийским флагом в румынском порту Констанца. Груз — 1980 тонн нитрата аммония для правительства Мавритании и 650 кубометров древесины ценных пород для частных тунисских фирм. После прохода через Босфор и Дарданеллы на теплоход начали поступать довольно необычные указания владельца судна. То дрейфовать около Греческих островов, то стать на якорь вблизи Кипра. Эти непонятные маневры продолжались почти 2 месяца, когда вдруг ночью в конце октября, господин П. на катере прибыл на борт и привез на судно новые документы, согласно которым древесина отгружалась в одном из российских черноморских портов, а нитрат аммония в Болгарии. Привез и вполне надежные коносаменты на груз с печатями соответствующих таможен, как и документы на судно, которое вместе с флагом Тонга получило название «Gold-1». Уже в начале ноября груз, который так долго ждали в Мавритании и Тунисе, оказался в сирийском порту Тартус. Экипаж четко понял ситуацию: молчать, пока на борту судна — четко выполнять все указания судовладельца, чтобы не случилось беды. Нужно добраться до украинских берегов, а уже после этого можно и доложить о ситуации, заложниками которой они стали. Трудно представить себе, что происходило бы дальше, если бы не поломка главного двигателя и вынужденное пребывание в Порт-Саиде.
Встреча с представителями Посольства приободрила экипаж, дала уверенность, что их не оставляют в качестве заложников на плавучей тюрьме. Не без помощи дипломатов украинские моряки вышли на связь с Нью-Йоркским Центром защиты прав моряков и во второй раз обратились с конкретной просьбой к Международной Федерации транспортников. Украинское диппредставительство также в свою очередь обратилось к МИД Египта и губернатору Порт-Саида. И вот приятная новость, полученная через представителя норвежской государственной морской службы в Порт-Саиде: иммиграционные власти получили указание из Каира не чинить препятствий в репатриации всем членам экипажа в Украину. Более того, портовые власти предложили оказать помощь продуктами питания и питьевой водой.
14 апреля вылетел в Симферополь тяжелобольной старший механик М. Арабаджи. Бодрее стало после этого настроение экипажа, который понял, что делается все возможное для возвращения моряков домой. Не теряется и надежда, что если не сейчас, то позже получат заработанные деньги. Ведь за это дело вместе с Посольством активно взялся Дуглас Стивенсон, директор Нью-Йоркского Центра защиты прав моряков.
В одном из последних сообщений Центра говорится, кстати, что «Глобал Маритайм Сервис», которой заправляет г-н П., не является владельцем т/х «Gold-1». Вполне понятно, что это так, ведь в ту памятную октябрьскую ночь исчез т/х «Ред Скай» и одновременно появился «Голд-1». Оказалось и то, что господин П. использует и другую фамилию — П.М. Дальше — больше. «Глобал Маритайм сервис» и «П.П. Виндз Шипинг К о » (второе название одной и той же компании) господина П. не владеет судном «Ред Скай», потому что в регистре Ллойда этот пароход числится за совсем другой компанией под названием «Бьенвенто Трейдинг К о ». Расследование продолжается.
Не удивительно, что волны от активных действий украинского диппредставительства и морских благотворительных организаций достигли Кипра, потому что в один из дней раздался телефонный звонок с Кипра, и лицо, назвавшееся капитаном Янсоном, ласково намекнуло, что «стены диппредставительства не гарантируют полную безопасность». Похоже, так называемый «капитан Янсон», как и его хозяин г-н П., явно переоценивают свои возможности и преувеличивают надежду избежать раскрытия мафиозных действий. Ведь румынские грузоотправители уже знают о судьбе нитрата аммония и древесины. Нет сомнений, что совместные усилия приведут к разоблачению ячейки организованной преступности и в свое время делом займется Интерпол.
Сейчас на повестке дня — репатриация моряков в Украину. И хотя довольно значительной проблемой остается финансирование, есть надежда, что средства найдутся. Об этом сообщил Посольству директор крюингового агентства в Севастополе.
Не исключено, что еще до конца апреля посольство сможет проинформировать газету о возвращении моряков в город морской славы. А материалы дела будут переданы международным и отечественным правоохранительным органам для недопущения подобных авантюр в будущем .
Выпуск газеты №:
№74, (2002)Section
Подробности