Можно ли требовать гордости от загнанных в бедность людей?
О реакции волынян на то, что Адам Мартынюк, который собирается идти по мажоритарному округу, проголосовал за языковой законопроект
Среди трех волынских народных депутатов, проголосовавших за скандальный законопроект «Об основах государственной языковой политики», — и первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Адам Мартынюк. Волынянин с деда-прадеда, чьей малой родиной является один из самых отдаленных и самых бедовых из-за непростых природных условий районов — Любешовский. И именно этот район во время выборов разного уровня стабильно дает несколько десятков процентов голосов за коммунистическую партию. Потому что к ней принадлежит и Адам Иванович, который не только в этом регионе Волыни, но и в целом на Волыни пользуется авторитетом, как заметила «Дню» Ветливский сельский голова Любовь Адамовна Павлик.
При содействии народного депутата на Волыни, в частности в Любешовском и других полесских районах, как пишут местные издания, было реализовано немало проектов социально-культурной сферы. Несколько десятилетий не решался вопрос с мостом через реку Стохид в селе Березичи. И только благодаря, как писали газеты, Адаму Ивановичу в конце концов аварийный мост был заменен. Стоимость только этого проекта составляла 350 тысяч гривен, и 90 тысяч из них составила спонсорская помощь от Адама Мартынюка. Народный избранник способствует строительству клубов, библиотек и тому подобное. В Маневицком районе надеются на газификацию, так как этот район единственный на Волыни не имеет этого блага цивилизации, и даже монахи одного из местных монастырей «при содействии», как пишут, народного депутата облагородили источник...
Поэтому понятно стремление Адама Мартынюка, о чем он недавно поведал журналистам, на следующих парламентских выборах баллотироваться на родной Волыни. Вряд ли его решение отдать свой голос за языковой законопроект вызовет какие-то беспорядки или протесты. Небогатые волынские села надежды на конкретное улучшение сельского быта нынче значительным образом возлагают именно на своего земляка. Он, хоть и принадлежит к компартии, финансирует щедро и церкви.
Родное же Адаму Ивановичу село Ветли Любешовского района в последние годы неузнаваемо изменилось. Это одно из самых отдаленных сел Волыни, в свое время сюда (из-за крайне плохих дорог) даже летали пассажирские «кукурузники» из Луцка. В Ветлах за продолжительную журналистскую работу все из-за тех же дорог и отдаленности пришлось побывать всего раз лет восемь назад. Еле дотянул наш «жигулик» по той песчаной «трассе», село поразило неприглядностью, невероятно старым помещением школы. Сейчас же в Ветли (где живут и отец Адама Ивановича, и брат депутата с семьей) пролегла такая трасса, что по ней, говорят местные, можно яйца катать... В этом году на Троицу в Ветлах за один раз проведено освещение улиц длиной 9 километров, и не только центральной, но и боковых. Ветловский сельский голова Любовь Адамовна Павлик говорит, что в селе ожидают завершения строительства помещений клуба и местной больницы. На вопрос, как отнеслись земляки к тому, что народный депутат, выходец из их полесской глубинки, отдал свой голос за неоднозначный законопроект о языках, сельский председатель говорит:
— Наши люди — не политики, а селяне. Абсолютно все заняты тем, чтобы выжить, заняты работой. И хотят только, чтобы село развивалось, в нем что-то для людей строили. И мы знаем, что кроме Адама Ивановича, больше никому не нужны! — эмоционально продолжает она, потому что, говорит, даже когда не хватило каких-то 5 тысяч гривен на проект освещения села, то, чтобы не просить опять уважаемого земляка, она столько порогов оббила.
Коллега, семья которого родом из Ветел и который часто бывает на общей для них с Адамом Ивановичем малой родине, подтверждает особое отношение к Мартынюку. Ведь и село помог газифицировать, причем газ был подведен к каждому дому. Помогает людям деньгами на лечение или, не приведи Господи, если у кого-то дом сгорит... А голосование за языковой законопроект в Верховной Раде в Ветлах в частности и в полесских районах не восприняли как информационный повод для обсуждения или осуждения. В селах, говорит коллега, сейчас спешат косить сено, перед этим сажали картофель... Да и Россия волынское Полесье всегда выручала с работой. Целые села собирались и ехали то в Рязань или Липецк на свеклу, то на строительство в Москву.
И все же и на Любешовщине не все положительно восприняли результаты голосования за законопроект о языках. Хотя, конечно, вслух об этом теперь могут сказать лишь, по-видимому, единицы. Валентин Михайлович Полищук, известный на Волыни народный умелец, краевед, почетный донор (о нем есть даже страница в Википедии) — один из них. Он считает, что принятие такого законопроекта — не совсем простое, как кажется на первый взгляд, дело. Потому что может вытесняться в первую очередь язык украинский, а опыт этого он уже знает: как человек почтенного возраста (Полищук с 1940 года рождения), чья жизнь в основном прошла при советской власти и в СССР, когда вытеснялись украинские школы, язык, культура. Вот и сейчас предполагает, что с окончательным принятием законопроекта в такой редакции, как в первом чтении, не будет ни украинского языка, ни украинской церкви, собственно, и не будет государства. Говорит, что люди «все понимают, но берут деньги от всех, объясняя тем, что дорогу сделали, клуб построили, храм перекрыли...» Валентин Михайлович в полесской глубинке, которую сейчас активно «окучивают» потенциальные избранники народа в Верховную Раду, был в свое время одним из основателей районных организаций Конгресса украинских националистов и Украинского объединения ветеранов. Сейчас он заместитель председателей в обоих этих общественных объединениях. И считает, что человек, делающий что-то не в пользу государства, не может представлять это государство ни в каких органах власти...
«День» попросил оценить ситуацию авторитетных волынян, спросив у них, как они к этому относятся? Можно ли требовать гордости от загнанных в бедность людей? Если нет — то как защититься от подкупа?
Евгений СВЕРСТЮК, общественный деятель, бывший диссидент и политзаключенный:
— У Адама Мартынюка своя известная позиция. Он коммунист, а коммунисты зубы съели на борьбе против украинской независимости, соответственно — и на борьбе против украинского языка. Следовательно, они другими быть не могут, горбатого могила исправит. Если говорить об отношении к нему общества как к личности — это один вопрос, а отношение к его позиции, в данном случае антиукраинской, — другой. Я бы хотел напомнить своим землякам, что они имеют дело не с политической деятельностью и не с политическими взглядами, а с предательством того, что свято для украинской нации веками. Они имеют дело с предательством святыни — родного языка. Граждане должны иметь по отношению к этому вполне четкую моральную позицию. Это сверхполитический вопрос. Он должен почувствовать, что он здесь чужой и не может никогда быть своим. Гордости можно требовать от всех — те люди не такие загнанные и бедные, как заведено говорить. Они всегда были загнанные и бедные, и они беднее жили тогда, когда боролись за свободу против двух оккупантов. Гордости и достоинства можно требовать от каждого человека. Ведь известна поговорка: мы бедные, но честные. И на этом держится нация, традиция, здесь не может быть совершенно никакой скидки. Я могу задать вопрос: можно ли требовать гордости от тех людей, которые «ожирели» и живут, как пауки. Можно ли от пауков требовать гордости и достоинства? Я думаю, что от них меньше можно надеяться на достоинство, чем от бедных. Но я думаю, что на Волыни очень слабо ведется какая-то просветительская работа. Волынь сонная, пока ее не разбудят. И так было и во времена немецкой оккупации, она снова погрузилась в сон после советских репрессий, потом опять просыпается. У меня есть очень серьезный упрек тем волынянам, которые имеют влияние, должны иметь влияние и которые ответственны за моральное состояние нации, в частности — за своих земляков.
Леся КОВАЛЬЧУК, заслуженный учитель Украины, участница диссидентского движения шестидесятников на Волыни, лауреат премии Бориса Гринченко:
— После того, как Верховная Рада приняла в первом чтении этот злосчастный законопроект о языке, мне позвонили более десяти знакомых. Я как раз ездила в родное село на Ровенщину, поэтому даже ни радио, ни телевидения не имела и не понимала, в чем дело, почему люди так возмущены. Преимущественно это были коллеги и бывшие ученики. Они спрашивали: «Леся Григорьевна, что мы теперь должны делать? Не поздно ли уже? Или уже все потеряно?..» И готовы были идти куда-либо, чтобы защитить родной язык, а, следовательно, с ним — и Украину как государство. В то же время при общении в быту с рядовыми людьми царит полный, абсолютный скепсис. Мол, только и беды, что язык, да и поздно размахивать флагами... Мол, очень многие люди в Украине уже вообще разговаривают на третьем языке, то есть на суржике. А оно так и есть. Ведь годами даже наше неукраинское украинское телевидение планомерно убивало украинские язык и душу. Когда мы собирались на акцию протеста по поводу этого законопроекта, в Луцке на площади было более тысячи человек. Немало. Но сколько людей говорили мне по дороге, что огород зарастает сорняками, что нужно успеть продать молодой картофель, пока он в цене...
Григорий ГУРТОВЫЙ, почетный гражданин Волыни, почетный профессор Волынского национального университета имени Леси Украинки, основатель и директор Торчинского народного исторического музея, заслуженный работник культуры Украины:
— Если благотворитель щедро раздает дары незадолго до очередных выборов, даже не связывая это с выборами или с поддержкой своей политической силы, а, так сказать, из любви и сочувствия к народу, то это все равно предусмотрительное, заблаговременное покупательство голосов избирателей, создание выгодного для себя электората. Поэтому за дороги, газ, школы, библиотеки и предоставленную материальную помощь нужно благодарить, но помнить, что у тебя есть твоя родная земля, Украина, есть язык, и не предавать их. И на этой земле, в этой Украине ты постоянный, а не временный. Наши люди ведутся на подачки, так как бедные и просто не имеют выбора. 20 лет сидит кто-то в Верховной Раде, а жизнь постоянно ухудшается. Нищета большая, и она увеличивается. А где берет эти суммы, которыми «осчастливливает» народ, тот или иной претендент на его голоса?.. У нас в Торчине один молодой человек, когда к нему пожаловали массовики-агитаторы из одной политической силы, просто... выгнал их из дома и не взял предложенные 100 гривен за голос на выборах. Потом мне говорил, что даже эта мизерная, собственно, сумма была ему крайне нужна (вот такого уровня у нас нищета...), но он, мол, за такое не продается. Таких случаев только по нашему городку знаю немало. Поэтому не все потеряно.
Юрий ШЕВЧУК, профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке и Гарвардской летней школы, автор учебника «Українська для початківців» (родом из Ровенской области, а на Волыни находился для встречи с мамой, которая сейчас проживает в городке Демидовка, что на границе Ровенщины и Волыни):
— То, как поступают эти люди — с обеих сторон — вполне укладывается в их мировоззрение. Тот, кто стремится подачками задобрить простых селян, знает, что для этих селян главное, а что второстепенное. Язык для них — непонятная величина, они ценят вещи, которые им ближе в быту. Эти люди не осознают или просто не получают надлежащего разъяснения, что он — это часть их сути, их человечности. Что следующим шагом будет их грабеж. Если, образно говоря, им заткнут глотку, то так и будет, потому что следующим шагом будет уничтожение украинского языка как такового и получение разрешения на полную свободу действий. Завтра скажут, что это уже не ваша земля, что вам нужно платить и за воздух. Язык — это просто звено в цепи, которая ведет к окончательному ограблению и унижению людей. Язык — это вопрос потому такой болезненный, что касается достоинства. Люди же разные, богатые и бедные, молодые и старые... Они отличаются языком, без него они — люди без идентичности. Бедность не освобождает от человечности и достоинства.
Владимир ЛИС, писатель, журналист:
— Полищуки бедные, там бедная земля, сейчас вырублены леса — мы видим облыселую Волынь. Такой ее делают не только олигархи, но и обычные полесские селяне, чтобы заработать. Но они исходят из некой полесской прагматичности, сугубо крестьянской, думая о том, что выгодно. И этим пользуется тот же Адам Мартынюк. Если бы он из своего кармана финансировал развитие тех же Любешевского, Камень-Каширского районов, то ему были бы честь и слава как человеку и украинцу. Но его «помощь» не от стремления отдать, а ради политического имиджа и тому подобное. Кто мне докажет, что в те объекты вложены его собственные деньги? Я об этом не знаю, очень хотел бы узнать. Хорошо, что он вспоминает о своих земляках, и земляки его очень уважают. Но это за счет не его собственных средств, ведь чиновник не может предложить людям ничего, кроме своих властных функций. Он, например, говорит: «Я построил дорогу, школу и тому подобное», а оказывается, что все это за счет государства. Это делает и Мартынюк, и Литвин, и другие. Тогда мы подходим к вопросу: а что у них есть за душой, кроме желания быть при власти? А своих земляков, так как я сам полищук, я очень понимаю, ведь им от этого финансирования действительно становится лучше. И они не понимают, что это государство делает именем Мартынюка, а именно — налогоплательщики, которыми являются и они. И в некоторых районах строятся дороги и так далее за счет государственного бюджета только потому, что оттуда Адам Мартынюк. А как быть другим районам, где никто не родился? Там совсем другие дороги, например, в том же Маневицком. Местных людей обвинять не нужно. Полищуки — такие хитрые люди, которые во все века выживали на своих бедных землях и болотах. Обвинять в моральных грехах нужно тех, кто на этом паразитирует. Компартия будет иметь очень низкий рейтинг в этих районах, но у Адама Ивановича высокий рейтинг в двух районах из этого округа. Это называется «использование служебного положения» и все. Защита от этого подкупа единственная — прийти и проголосовать так, как нужно. Мне не хочется обвинять людей, которые продаются, потому что они бедные, мне жаль их. Если они могут что-то получить от этих кандидатов (когда это нельзя сделать на законной основе), то пусть «выдаивают». Но когда зайдут в кабинку для голосования, пусть обратятся к своей совести и исторической памяти.
Выпуск газеты №:
№106, (2012)Section
Подробности