Перейти к основному содержанию

МВФ выходит из кризиса

Пойдет ли за ним Украина?
24 октября, 00:00

Что все это значит для Украины? До сих пор у нас считалось, что в условиях глобализации мировой экономики бесполезно и даже вредно пытаться отгораживаться от остальных стран, нарушать общие «правила игры». Если такой взгляд будет преобладать и впредь, что не очевидно ввиду растущих изоляционистских настроений, властям прийдется подготовиться к неизбежными корректировкам практического сотрудничества с МВФ. В противном же случае выживать нужно в одиночку.

Итак, что же новенького придумали в МВФ? Проведенный Фондом анализ причин российского кризиса не оставляет сомнений в том, что его результаты будут приложены к ситуации в Украине. Конкретный урок выглядит примерно так: Россия имела хорошую экономическую программу и стратегию, но методы ее реализации были неудачными, потому что ни то, ни другое не получало политической поддержки ни со стороны Государственной думы, ни со стороны региональных властей. «Чем труднее реформы, тем острее становится необходимость в такой поддержке», резюмировал директор-распорядитель МВФ Камдессю. Кроме того, реализация новой экономической политики требует, чтобы «устранение административных слабостей» стало приоритетной задачей. Как считает Мишель Камдюссю, при низком уровне собираемости налогов и плохой системе банковского надзора бесконтрольные государственные заимствования стали «рецептом катастрофы». Вообще же ключевая российская проблема в том, что, несмотря на наблюдавшийся в последние годы значительный прогресс в экономике, российское правительство оказалось слишком слабым для того, чтобы воплотить в жизнь свою политику.

В минувший четверг в Москву прибыла миссия МВФ, в обязанности которой вменяется дать ответ на вопрос, в состоянии ли российское правительство предложить и выполнить реальную программу выхода из кризиса. Видимо, позиция МВФ в отношении России будет симптоматична и для Украины, куда миссия Фонда приедет уже в понедельник. Заметим, прошлая неделя (в контексте изучаемых Фондом реалий) была не из самых удачных для Украины. Дискредитация Нацбанка и его руководства, начатая Президентом в конце сентября, вызвала живейшее участие у парламентского большинства. Очевидно эта тема окажется «знаковой» для миссионеров, не имеющих времени вникать в особенности клановых разборок в стране. Затем, принятие закона о стоимостной границе малообеспеченности и минимальной зарплате. Несмотря на ожидаемое вето Президента, сам факт безразличия законодательной ветви власти к источникам финансирования дополнительных гособязательств в сумме 8 млрд. грн. свидетельствует об отсутствии политического консенсуса. Таким образом, внутриполитическая ситуация в Украине, не исключено, послужит препятствием для продолжения сотрудничества с обновленным МВФ. Ведь только в случае успешного «тестирования», украинские власти могут рассчитывать на попадание в струю новых подходов, появившихся у мирового финансового донора по отношению к странам, стоящим на пороге финансового кризиса. Но стоит ли Украине вообще стремиться «соответствовать критериям» и что сулит ей реформа МВФ?

«Новые принципы помощи МВФ позволят странам с фундаментальными проблемами в экономике убедить международных инвесторов в том, что они в состоянии отвечать по своим долговым обязательствам до того, как инвесторы потеряют доверие к ним», — заявил министр финансов США Роберт Рубин. По замыслу авторов новой схемы, кредиты фонда уже не будут столь дешевыми, как раньше, и не будут направляться на реструктуризацию долга заемщика. Похожую программу готовит сейчас Мировой банк. По словам его президента Джеймса Вулфенсона, в основе механизма кредитования кризисных стран будет лежать система экстренных займов, которые «будут выдаваться на пять лет и под очень высокую процентную ставку». Естественно, что страны, желающие воспользоваться поддержкой МВФ, взамен должны будут соответствовать требованиям кредитора. Целый комплекс таких условий сейчас разрабатывается международными организациями. Однако пока более или менее ясно сформулированы только общие подходы при переходе на новые принципы работы. Как выразился один из принимавших участие в их обсуждении высокопоставленный чиновник, «есть только направление, но нет деталей». Одним словом, сейчас ставится достаточно узкая цель создать механизм укрепления доверия. Впрочем доверие это будет другого свойства, чем то что давалось в кредит странам заемщикам ранее. И это, пожалуй, главное, на что может рассчитывать Украина.

Реформы под диктовку МВФ в первую очередь приводили к притоку «горячих» денег, что дестабилизировало и без того не отличающиеся силой развивающиеся экономики. Если на внутренних рынках развитых стран нестабильность в той или иной мере сглаживалась органами управления, то механизмов регулирования международных рынков капитала просто нет. Поэтому объяснимо стремление экономистов и политиков разработать меры, способные ограничить или смягчить болезненные нокдауны, которые наносит неожиданный уход «горячих» денег с рынков развивающихся стран. Пока кризис касался только развивающихся стран, западные правительства ограничивались ранее опробованными способами оказания пострадавшим финансовой помощи. Кредиты предоставлялись странам, как правило, уже пережившим обвал валютного и фондового рынков. При этом обязательным условием для получателя помощи было повышение процентной ставки для удержания капитала в стране и сохранение ее на высоком уровне до тех пор, пока доверие инвесторов не восстановится и зарубежные инвестиции не начнут возвращаться в страну.

Но когда обвал российского рубля ударил по Латинской Америке и рикошетом по США, вызвав резкое ослабление доллара и падение на фондовых биржах, правительства развитых стран начали осознавать необходимость институциональных реформ мировой системы движения капитала. Запад стал готовиться к серьезному изменению правил игры для пресечения спекуляций на международных рынках. Напомним, международные финансовые организации совсем недавно требовали от своих подопечных либерализации условий движения капитала. Как оказалось, толку от этого было мало. Напротив, для стран, подобных Украине жизненно важно получить право на контроль за перемещением капиталов, который развязывает правительству руки в проведении экономической политики, соответствующей текущим внутренним интересам страны, без оглядки на реакцию иностранных инвесторов. Впрочем, это не единственная новация, интересная для нашей страны.

Еще один проект, циркулирующий по офисам международных финансовых организаций заключается в том, чтобы подключить самих частных инвесторов к процессу спасения своих денег в охваченных «азиатской» лихорадкой странах. Аналогом может служить процедура банкротства, когда кредиторы предоставляют кредиты для реабилитации должника с тем, чтобы он оставался на плаву. Такой подход очень важен еще и потому, что заставит инвесторов более тщательно оценивать риски своих вложений, тогда как стандартная практика МВФ означала оплачивание государственными или фондовскими деньгами сколь угодно рискованную политику финансовых спекулянтов на развивающихся рынках. Предлагаемая альтернатива означает уменьшение долгового бремени переживающих финансовый кризис стран, так как часть издержек ложится на плечи самих инвесторов и они становятся кровно заинтересованными в скорейшем выздоровлении стран-должников. Подобная смена настроений очень актуальна для Украины. Ведь до последнего дня сохраняется опасность объявления страны банкротом. Судя по информации агенства Интерфакс- Украина, по состоянию на 22 октября правительство не договорилось о реструктуризации своего долга в $109 млн. банку Chese Manhattan Luxemburg S.A., срок погашения которого истек.

Многие наблюдатели, впрочем, рассматривают последний рецепт не иначе как чисто академическое упражнение. Дело в том, что в международном масштабе не существует никакой правовой системы, принуждающей частных инвесторов действовать так, как это предписывает американское законодательство о банкротстве, и не понятно, каким образом его можно создать в обозримой перспективе. С другой стороны, глобальный финансовый кризис принял такие масштабы, что без какой бы то ни было формализации процедуры реструктуризации долгов не обойтись. Надеяться и требовать полной выплаты долгов, как свидетельствует история, большая ошибка. Если МВФ поможет украинским инвесторам осознать это, то с нашей стороны было бы грешно этим не воспользоваться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать