Перейти к основному содержанию

Мы все на одном корабле

«В поддержку украинских моряков, которых удерживает Россия — страна беззакония и мировой агрессии. Требуем освобождения всех военнопленных украицев», — Константин ВИННИЧЕНКО
30 января, 18:26
ФОТО С ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ КОНСТАНТИНА ВИННИЧЕНКО

Узники Кремля — это не только украинские военные, которые попали в плен и находятся на территории РФ. Они, к сожалению, являются только поверхностью айсберга среди всех захваченных, которые сейчас находятся «на подвалах», в том числе оккупированных территорий. Более того, к таким пленным относятся и гражданские лица. С начала российской агрессии против Украины в 2014 году, особенно во время очевидных поражений боевиков, практика захвата гражданских в качестве «обменного фонда» стала средством шантажа украинской стороны. Судьба многих людей (как военных, так и гражданских) точно до сих пор не известна. Россия безусловно отрицала свою причастность к этому. О судьбе же своих военных, которые попадали в плен к ВСУ, Кремль особо не беспокоился и даже фактически отказывался от них, уверяя в том, что это «уже уволенные солдаты».

Грубый захват в плен украинских моряков в нейтральных водах возле Керчинского пролива в ноябре прошлого года стал показательным продолжением открытого разворачивания агрессии и доминации РФ в Азовском море. Тогда россияне, не боясь осуждения, подчеркнуто обнародовали видео с тараном нашего катера (что в известной мере напомнило события более чем пятилетней давности, когда российский корабль, протаранив украинское рыбацкое судно, убил нескольких рыболовов). Все это логично укладывалось в канву событий, связанных с фактической блокадой акватории Азовского моря Россией для украинских судов.

Такие действия РФ являются неприкрытой агрессией, которую уже нельзя скрыть от международного сообщества с формулировкой «их там нет». Украинская же сторона в который раз оказалась в заложниках собственной беспомощности. Бумажные кораблики, которые приносили к российскому посольству, словно символизировали слабость наших реальных позиций, когда на своей земле любой украинец может стать заложником и жертвой оккупанта. И это не потому, что что-то не делается или делается что-то не так в этом направлении. Просто России в течение долгого периода времени позволяли вести себя, как бандит. И не только в Украине. За это время Кремль убедился, где и как он может действовать безнаказанно.

В очередной раз встал вопрос активности украинской власти и гражданского общества в попытке освободить своих граждан, в данном случае моряков. Но и позиция международного сообщества не менее важна. Существуют ли реальные рычаги у ее представителей, чтобы заставить Россию хотя бы ослабить свои агрессивные действия, которые противоречат международным правилам? Что может противопоставить мир российской экспансии в Украине и, как видим, не только здесь? Или до сих пор в арсенале западных партнеров только обтекаемые фразы, призывы и обнадеживания?

Недавние заявления специального представителя главы ОБСЕ в составе ТКГ по реализации мирного плана на Востоке Украины Мартина Сайдика о возможности нового «мирного плана» вызвали, мягко говоря, удивление украинской стороны. В частности, представитель Украины в гуманитарной подгруппе в ТКГ, первый заместитель Главы Верховной Рады Украины Ирина Геращенко довольно негативно отреагировала на подобные предложения и в очередной раз указала на прямые обязанности Сайдика. В частности, она написала на своей странице в «Фейсбуке»: «Мартину Сайдику и другим координаторам ОБСЕ стоит сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях. В частности, он уже длительное время не может выполнить требование украинской стороны и провести совместное заседание ТКГ и гуманитарной подгруппы по вопросу освобождения заложников. Накануне сегодняшних групп в Минске направила в его адрес очередное письмо с просьбой добиться от россиян ответа на украинское предложение отдать осужденных граждан РФ и забрать политзаключенных Кремля».

До этого Геращенко активно призывала писать письма с поддержкой украинских политзаключенных и военнопленных, которых удерживают в российских тюрьмах.

Еще в декабре прошлого года уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова обращалась к директору ФСБ Александру Бортникову и российскому омбудсмену Татьяне Москальковой с требованием дать ей попасть к украинским морякам в Москве. Тогда она заявляла журналистам: «Я хочу своими глазами увидеть наших моряков, чтобы проверить, как к ним относится Российская Федерация, относится ли она к ним, как к военнопленным». К сожалению, до сих пор точно о состоянии здоровья украинских моряков не известно.

«Насколько мне известно, Людмила Денисова так и не попала к пленным украинским морякам, — говорит в комментарии «Дню» сокоординатор Медийной инициативы за права человека Мария ТОМАК. — Она была в Москве во время рассмотрения меры пресечения. Тогда она, как и все присутствующие, видела их в коридоре, но судебные заседания были закрытыми. Соответственно, встреча с ней как с омбудсменом так и не состоялась. По сути, доступ к нашим морякам имеют только адвокаты, что уже неплохо. Сейчас ключевой проблемой является ситуация вокруг лиц, которые ранены. Их трое. Проблема в том, что ни стороне защиты, ни Денисовой, ни родственникам российская сторона не предоставляет документы. То есть никакого письменного ответа, который бы касался состояния здоровья, назначенного лечения, хирургического вмешательства или отсутствия такового, нет. Можно получить информацию на уровне устного диалога, но ее невозможно верифицировать. Даже документы, которые Россия могла бы предоставить, можно было бы подвергнуть сомнению. Но даже их нет. Когда я общалась с адвокатом наших моряков Николаем Полозовым, он постоянно указывал на эту проблему. При этом повторяю           — очень хорошо, что с ребятами могут общаться хотя бы адвокаты. Поскольку, если бы были серьезные пытки и ребята о них не могли сказать, то по ним бы все равно это было видно. По информации Полозова и родителей пленных в телах раненных до сих пор есть осколки. Следовательно, необходимо профессиональное медицинское вмешательство. У одного из пленных есть угроза потери зрения».

Помощник уполномоченного Президента Украины по вопросам реабилитации участников боевых действий Константин ВИННИЧЕНКО рассказал «Дню»: «К величайшему сожалению, в нашей стране много полезных шагов осуществляются ситуативно, а не последовательно. То есть, когда задержали моряков, когда проходили скрытые суды, то общество реагировало. Но проходит время, и общество потихоньку отвлекается на что-то другое. Это самое страшное, и этого нельзя допускать. Ведь речь идет о ребятах, которые попали в плен сравнительно недавно. Что говорить тогда о тех, кто в плену с начала этой войны? Мы как активное гражданское общество не имеем права понижать температуру общественного влияния на власть и международное сообщество для освобождения наших моряков. На сегодня мы видим, что уполномоченной по правам человека при Верховной Раде не удается самой оказывать соответствующее влияние. Поэтому необходимо обществу приложить усилия для поддержки нашего уполномоченного, чтобы ее допускали к ребятам, чтобы она могла ознакомиться со всеми делами. Все заявления власти по этому поводу нужно подтверждать конкретными действиями. Это крайне необходимо для ребят. Больше принятых решений, больше общественных организаций, больше писем в международные сообщества. Последние, очевидно, начинают уставать от войны. Часто они избегают даже термина «война». Россия это видит и пользуется. В действительности же международное сообщество со своей стороны должно приобщиться не только к тому, чтобы к нашим задержанным военным относились как к военнопленным, но и предоставить коридоры для уполномоченного по правам человека. Мы и весь мир должны знать, что именно с ними происходит. Им не оказывают надлежащую медицинскую помощь, их не известно как содержат и при этом оказывают на них огромное психологическое давление. У нас очень мало информации, а международное сообщество на это реагирует очень вяло. Россия, в свою очередь, работала длительное время для того, чтобы во всех международных механизмах поставить свои реперные точки влияния. В нужный момент РФ использует это влияние. Это большая опасность, о которой мировое сообщество недостаточно задумывается. Но ООН не создавалась для того, чтобы какая-то отдельная страна руководила всем миром!»

Напомним, что 24 января этого года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с призывом освободить украинских моряков. Доклад и резолюцию под названием «Эскалация напряженности вокруг Азовского моря и Керченского пролива и угрозы европейской безопасности» тогда поддержали 103 депутата. Однако для России эта резолюция не имеет ни юридической, ни любой другой силы, что еще раз подчеркивает необходимость поиска новых рычагов влияния и давления на РФ.

Украинские граждане —  гражданские или военные, которые попали в российский плен, являются не просто нашей болью, но и образом того, какими беспомощными может оказаться не только человек, но и страна и мир, когда своевременно не делают надлежащие выводы. Фактически, кроме санкций, страна-агрессор Россия ни разу не получила «по зубам». И дерзость ее поведения на международной арене только доказывает, что мир должен находить новые формы влияния и даже сосуществования с таким опасным монстром, каким является Российская Федерация. Иначе в плену могут оказаться не только украинские моряки, но и без того нетвердый каркас всей мировой безопасности. Ведь мы все на одном корабле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать