Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На кого «играет» вирус?

Как украинские политики и группы влияния используют опасную ситуацию в внутривидовой борьбе
24 марта, 19:19
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В Украине, слава Богу, сегодня нет той критической ситуации, которую пережил Китай или переживают отдельные европейские, азиатские страны, США. По крайней мере официально мы имеем  опасную, но контролируемую ситуацию с коронавирусом. Будет ли так в дальнейшем?.. Владимир Зеленский, как глава государства, фактически возглавил координацию в борьбе с распространением вируса, однако очевидно и то, что ситуацию пытаются использовать и другие политические игроки и группы влияния. Для этого есть как объективные причины, когда, например, центральной власти указывают на явные просчеты и ошибки, так и субъективные, когда критикой и подливанием масла в огонь пытаются заработать себе политические очки, например, те политические силы, которые называют себя оппозицией.

Показательным в данном ключе является поведение министра внутренних дел Арсена Авакова. С одной стороны, он по своей должности должен реагировать — информировать и обеспечивать порядок в стране, особенно в такой критической ситуации. С другой стороны, некоторые его заявления или сообщения в социальных сетях явно выходят за рамки полномочий руководителя МВД, например, когда министр фактически предлагает экономичные решения для правительства. Эксперты подчеркивают, что таким образом Аваков пытается вести самостоятельную игру как независимый центр влияния на принятие главных решений в государстве. Например, глава МВД изначально выступает за введение жестких ограничительных мер для населения в условиях коронавируса, включая ведение в Украине чрезвычайного положения. И понятно, что в условиях введения такого правового режима рычаги влияния министра объективно увеличатся.

В Офисе Президента и Кабмине это прекрасно понимают, поэтому даже если для введения чрезвычайного положения есть все условия, с принятием этого решения не спешат. «Хочу обратиться к некоторым нашим политикам. В сложное для страны время заниматься политическим хайпом — фактически равно мародерству. Вы говорите, что власть введет чрезвычайное положение, чтобы под шумок протащить какие-то непопулярные решения. Могу сказать только одно: не судите других по себе. По своему опыту и своим, если можно их так назвать, жизненных принципам», — заявил Владимир Зеленский (president.gov.ua). «Пока нет необходимости вводить чрезвычайное положение в Украине. Чрезвычайное положение вводится тогда, когда есть чрезвычайные происшествия. Сегодня развитие коронавируса в Украине достаточно умеренно по сравнению со многими странами Европы», — сказал премьер-министр Денис Шмыгаль (svoboda.ictv.ua).

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Мэры крупных городов Украины (Киева, Харькова, Одессы, Днипра, Львова ...) также ведут свою политическую игру, артикулируя самостоятельное поведение и критические заявления. Тем более, следующие местные выборы уже осенью этого года. Игра на опережение, постоянная коммуникация с жителями столицы, частичная критика центра ... явно наталкивает на мысль, что Виталий Кличко ведет свою или в союзе с кем-то игру. Например, киевский мэр неоднократно объявлял карантинные мероприятия, опережая в этом правительство (для таких решений нужно обладать информацией, которую ему, не исключено, спускали «сверху»). Хотя это не означает, что мэра городов не могут быть самостоятельными, зависеть они как раз должны только от городской громады, которая их выбирает, законов и Конституции. Кстати, вполне оправданы заявления мэра Днипра Бориса Филатова и других мэров, когда они говорят, что из-за закона о так называемом коронавирусе местные бюджеты без компенсации из центра существенно потеряют, что уменьшит их возможность бороться с тем же вирусом. Однако, по словам мэров, выигрывают олигархи, которым фактически позволили временно не платить отдельные налоги.

Последние всегда имели большое влияние в Украине. Недавно президент даже собирал крупный бизнес и просил помочь в борьбе с вирусом. По сообщениям СМИ, отдельным олигархам даже предложили «кураторство» по конкретным областям. Кстати, здесь можно вспомнить недавний пример, когда бизнесмен Александр Ярославский на совместном совещании с мэром Харькова Геннадием Кернесом открыто и резко критиковал председателя Харьковской ОГА Алексея Кучера, которого, как известно, назначил президент. Еще один пример приводит херсонская журналистка Евгения Вирлич в ФБ: «Приехали. Это Херсонская областная государственная администрация (фото заседания автор заметки добавляет - ред.), которая информирует о ситуации с коронавирусом. Еще вчера верный с 2013 года бусинка Новинского известил о «кураторстве» им Херсонской области. Тадам! Это вам не жареный кабанчик ((Разговаривает на русском...».

С одной стороны, слабые государственные институты и определенный управленческий хаос, а с другой — слишком большое влияние отдельных олигархов и групп влияния создают большие риски для нашей страны, особенно в условиях коронавируса и экономического кризиса. В такой ситуации любой может искать свои дивиденды, в том числе враги — как внутренние, так и внешние.

«СЕЙЧАС ИДЕТ СОРЕВНОВАНИЕ ЗА ВЛИЯНИЕ НА ПРЕЗИДЕНТА МЕЖДУ ЭРМАКОМ И АВАКОВЫМ»

Олег ПОСТЕРНАК, политтехнолог:

— Испытание для экономики, политической системы, власти — очень большое. Мы должны понимать, что есть какой-то контингент политиков, действия которых в силу статуса и ресурса становятся более видимыми и более значимыми, я намекаю на фигуру Арсена Авакова. Также я сюда добавил бы мэров крупных городов: Садового, Филатова, Труханова, Кернеса и Кличко. Руководители этих городских рад постоянно выходят на связь, общаются с жителями городов и олицетворяют базовые меры, которые власть должна принимать, чтобы уберечь большинство граждан от заражения коронавирусом.

Объективно Аваков может использовать эту ситуацию в своих целях, потому что ресурс полиции является базовым в случае введения чрезвычайного положения. Думаю, что его введут в ближайшие дни. Поэтому, естественно, на полицию и Нацгвардию будет возложено исполнение основных функций в связи с необходимостью контроля за соблюдением карантинного режима. Аваков, который курирует и координирует работу полиции, несомненно, превратится в ведущую фигуру в украинском политикуме. Получив определенные полномочия, есть большой соблазн использовать их в дальнейшем для укрепления своей фигуры и группы лиц, которая продемонстрирует перед президентом особую эффективность. Ведь сейчас идет борьба за влияние на президента между Ермаком и Аваковым (второй пока выигрывает). Ермак, в силу неактуальности внешнеполитической функции страны, уступает Авакову, который благодаря коммуникации, влиянию и ресурсам сейчас важнее для президента. Хотя думаю, что неприятелей у Авакова тоже станет больше, в связи с непропорциональным ростом силы и влияния. Не исключаю интриги, парадные войны внутри команды президента для того, чтобы министр внутренних дел не стал фигурально «вице-президентом».

Если ситуацию удастся переломить, нужно будет внимательно следить за политическими ходами тех игроков, которые будут бить себя в грудь и считать главными персонажами, выведшими страну из страшного карантинного ужаса. Однако мы пока подождем с выводами.

У страны есть два пути: перспектива военного переворота, которую обсуждают, потому что недовольных нынешней властью достаточно. Вторая перспектива — сотрясание политической системы, повышение влияния и повышение авторитета местных лидеров, которые конкурируют между собой за лучшие кейсы по продлению страшных последствий коронавируса. Ухудшается также экономическая ситуация, она будет иметь длительный и въедливый характер для наших перспектив. Украинской экономике коронавирус еще серьезно аукнется.

«ПОЛОЖЕНИЕ В КРУПНОМ БИЗНЕСЕ И ОЛИГАРХИЧЕСКИХ ГРУППАХ В СТРАНЕ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ИЗМЕНИТЬСЯ»

Олег СААКЯН, политолог:

— Так или иначе эту ситуацию будут использовать любые политические силы. Пока президент зациклил на себе ключевую коммуникация по преодолению проблем, связанных с корнавирусом, но появилось также несколько других спикеров. Видим, что господин Аваков создает информационные поводы для усиления собственного влияния, которое и так органично в чрезвычайных ситуациях и возможного чрезвычайного положения будет усиливаться из-за влияния силовиков. Также можно четко увидеть, что часть политических сил использует эту ситуацию как напоминание о своем существовании. Один из тезисов, который активно продвигается — узурпация власти, которая нас может ожидать, и здесь перекликаются тезисы из пророссийского лагеря об «агрессивном меньшинстве, Авакове,» Азове»и Зеленском, который не контролирует ситуацию. С другой стороны, ряд продемократических оппозиционных сил акцентируют внимание на несистемной работе, используют промахи власти, которые существуют сейчас, чтобы взять протестного избирателя.

Власть Авакова точно усилится, любая кризисная ситуация усиливает настроения на «сильную руку», порядок, стабильность, прогнозируемость, что связано с силовым блоком, отражением угрозы. Тем более, что коронавирус приобрел масштабы пандемии, поэтому тезисы наподобие  «война с коронавирусом» по всему миру усиливают милитаристский блок. Системно конвертировать это влияние Авакова, скорее всего, не удастся. Ведь большая часть его ресурса — делегирована, то есть соответствует должности. Вне должности Аваков не имеет статуса олигарха, главы политической силы, медиамагната — то, на что можно было бы опереться для сохранения уровня воздействия.

Думаю, что вызов коронавируса завершится полным изменением всех сценариев, которые были у власти. Мы окажемся в другой стране с ситуативно другим обществом, что будет требовать кардинального изменения планов. Хотелось бы верить, что мы получим более сплоченное общество, уровень активности которого может повыситься, что для власти, которая не ведет системную работц с гражданским обществом, может быть неожиданностью. Также я думаю, что мы выйдем с целым рядом кадровых перестановок, которые мы увидим по результатам эпидемиологической, а в дальнейшем экономической угрозы. Речь идет о пересмотре экономических прогнозов, стратегии на местные выборы, ведь электоральные расклады изменятся, их нужно будет обновлять. Может серьезно измениться положение в крупном бизнесе и олигархических группах в стране. Одни пострадают сильнее, другие, наоборот, могут ситуативно усилиться. Мы можем получить другую внутренне элитарную ситуацию, что будет треюовать новых подходов.

«СЕЙЧАС НАДО ДУМАТЬ НЕ О РЕЙТИНГАХ, А О ТОМ, ЧТОБЫ СПАСТИ СТРАНУ»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Вокруг пандемии коронавируса пытаются играть все, другое дело, что почти никто из политических игроков не понимает, что традиционные методы, например, критика власти, создание каких-то комитетов контроля за действием власти или критика конкретных мер по коронавирусу — все это не работает. Безусловно, больше рисков для тех, кто сейчас у власти. Потери для любого, кто у власти, неизбежны. Не только в Украине, в большинстве стран мира будет похожая ситуация, ведь кроме карантина и эпидемии нас ждет огромный, чрезвычайный экономический кризис — и это главная угроза. Политики действуют по инстинктам: кто-то предлагает объявить чрезвычайное положение, но это не даст увеличения рейтингов, а наоборот — будут недовольные. Поэтому сейчас надо думать не о рейтингах, не о повышении собственной популярности, а о том, чтобы спасти страну: уменьшить риск эпидемии, а затем экономического кризиса.

Оппозиция различными способами и в различных формах критикует действия власти. Однако думать, что это вернет их на Олимп — бесполезно. То, что сейчас происходит, в первую очередь со стороны оппозиции, которая критикует все, на мой взгляд, неправильно и недейственно. Надо объединяться и вместе противодействовать общей угрозе. В качестве примера приведу местные власти: они критикуют тоже, и тоже работают на собственные рейтинги, скоро местные выборы. Однако они многое и делают. Поэтому я бы посоветовал всем политикам, в частности оппозиционным: не критиковать, а заниматься конкретными проектами, которые люди оценили бы как конструктивные действия.

У Авакова есть объективные интересы, часть из них — для усиления личного влияния. В этом смысле он не отличается ни от тех, кто у власти, ни от тех, кто в оппозиции. Это желание политика на уровне инстинктов — прийти к власти или усилиться. Вот он это и делает. Что касается самой идеи чрезвычайного положения — я бы не рассматривал это как способ повышения популярности. Те, кто думают, что продвижение этой идеи увеличит рейтинги, — ошибаются. Будет наоборот, это может создать более неоднозначное и критическое отношение к такому человеку. Не у всех, но у значительной части общества. Карантин, чрезвычайное положение — меры, которые не дают быстрого эффекта. О негативе будут сейчас все говорить, а вот потом, когда ситуация стабилизируется и будет положительный эффект — не факт, что будут вспоминать, кто предлагал это чрезвычайное положение, и не факт, что будут говорить, что именно ЧП нас спасло. Аваков, как и министр здравоохранения, на самом деле думают не о рейтингах и не о популярности, а о перестраховке, бюрократической и политической. Они хотят получить дополнительные инструменты влияния на ситуацию, которые можно будет использовать потом, когда невозможно будет собрать Верховную Раду. Даже если у Арсена Борисовича есть тайные планы усилить свою власть во время ЧП, то это положение не будет вечным — оно временное. Чрезмерное увеличение власти какого-то отдельного политика, которое у Авакова уже произошло, увеличит количество его противников и количество тех, кто жаждет его отставки. Чем больше власти у конкретного человека в политической системе, тем больше риск его финала.

Мы сейчас не можем спрогнозировать большинство последствий сложившейся ситуации. Экономический кризис уже начался. Думаю, по нам он ударит больше, потому что у нас более слабая и шаткая ситуация. У нас меньший экономический потенциал, ресурсов меньше, мы зависим от внешних рынков, у нас меньше экспорта. Другое дело, что мы можем воспользоваться этой ситуацией, если будем действовать быстро, а главное — нестандартно. Простое копирование чужих методов здесь не сработает. «Давайте максимально увеличим возможности для бизнеса, уменьшим налоги» — привлекательная вещь, но возникнет другой вопрос: откуда брать деньги на социальные выплаты?

Думаю, что сейчас не надо отрицать даже упоминание о дефолте, как делают в обществе. Рискну предположить: в этом году мы увидим целый ряд технических дефолтов. Думаю, они уже обсуждаются, и не надо бояться этого. Предполагаю, что и мы, и некоторые другие страны уже обсуждают с МВФ ситуацию временного прекращения выплат по внешним долгам. Это нормальное действие в нынешнем положении. Если внутр. определенных стран, и это массовая практика, прекращают выплату по кредитам, по ипотеке — почему то же самое не сделать по внешним долгам в глобальном смысле? Кто от этого пострадает? Не классические инвесторы, а люди, которые зарабатывают на спекуляции с ценными бумагами. Поэтому не надо бояться — надо просто делать это не индивидуально, а согласовывая с МВФ и некоторыми другими странами. Также следует подумать о максимальном развитии инфраструктурных проектов и внутреннего рынка даже за счет увеличения эмиссии, это делают сейчас большие страны. Здесь главное — действовать осторожно, не преувеличить масштабы эмиссии. Последствия — они будут очень серозные и разнообразные: экономические, в образе жизни, политические. Большую часть мы даже сейчас не можем предсказать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать